Презентация, доклад на тему Смысловое чтение на уроках предметов естественного цикла

Содержание

Учебник – не только источник знаний, но и важнейшее средство развития мышления учащихся, инструмент организации учебной деятельности на уроке.

Слайд 1 Формирование умений смыслового чтения  на уроках биологии , химии, географии, физики


Подготовила учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ № 16 г. Якутска Нестерова Н.В.

Формирование умений смыслового чтения  на уроках биологии , химии, географии, физики Подготовила учитель

Слайд 2 Учебник – не только источник знаний, но и важнейшее средство развития

мышления учащихся, инструмент организации учебной деятельности на уроке.
Учебник – не только источник знаний, но и важнейшее средство развития мышления учащихся, инструмент организации учебной деятельности

Слайд 3Работа с текстом включает в себя три этапа:

До чтения текста

(предтекстовый)
Во время чтения теста (текстовый)
После чтения текста (послетекстовый)

Работа с текстом включает в себя три этапа: До чтения текста (предтекстовый) Во время чтения теста (текстовый)После

Слайд 4Предтекстовый этап предполагает создание мотивации у учащихся к прочтению данного текста

и развитие умения прогнозировать результат.

Приемы:
Мозговой штурм
Батарея вопросов: вопросы для припоминания
Рассечение вопроса
Глоссарий
Ассоциативный куст
Проблемные вопросы

Предтекстовый этап предполагает создание мотивации у учащихся к прочтению данного текста и развитие умения прогнозировать результат.

Слайд 5Текстовый этап: этап самостоятельной переработки информации, впечатлений, в результате которых достигается

понимание текста на уровне содержания.

Приемы:
Памятки на полях «Инсерт»
Чтение в кружок
Чтение про себя
Теоретическое экспресс-исследование
Прогнозирование: восстановление пропущенных слов
Чтение с остановками.
Выделение главных мыслей текстов, объяснение смысла текстов.
Ответы на вопросы по тексту
Самостоятельная постановка вопросов к тексту(«Тонкие и толстые вопросы)

Текстовый этап: этап самостоятельной переработки информации, впечатлений, в результате которых достигается понимание текста на уровне содержания. Приемы:

Слайд 6Послетекстовый - это этап самостоятельной переработки информации, впечатлений, в результате которых

формируются умения применять усвоенные способы действий.

Приемы:
Составление схемы, кластера
Составление сравнительной таблицы
«Восстанови текст»
Исследование – соревнование на лучшую шпаргалку
«Верные и неверные утверждения»
«Лови ошибку»
«Инфо-карусель»
«Фишбоун»

Послетекстовый - это этап самостоятельной переработки информации, впечатлений, в результате которых формируются умения применять усвоенные способы действий.

Слайд 7Рассмотрим на примерах

Рассмотрим на примерах

Слайд 8«Чтение в кружок» . Для этой работы дети разбиваются на группы

по 4 человека и попеременно читают текст вслух по одному абзацу по очереди (есть только одна копия текста, которая передается следующему чтецу), после прочтения одного абзаца ребенку задаются уточняющие вопросы детьми для выявления главной мысли. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют. Работа продолжается по кругу до тех пор, пока не закончится текст.
Тема урока: Население и политическая карта. Канада. П.46. 7 география
«Чтение в кружок» . Для этой работы дети разбиваются на группы по 4 человека и попеременно читают

Слайд 9«Верите ли вы...»
Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и

создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. Проводится в начале урока, после сообщения темы.

Тема урока «Размножение голосеменных растений» П.23
Верите ли вы, что у голосеменных растений бесполое размножение?
Верите ли вы, что размножение семенами это основной признак, по которому голосеменные отличаются от растений размножающихся спорами?
Верите ли вы, что голосеменные растения образуют плоды?


«Верите ли вы...»Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста

Слайд 10 «Дополни определение»
    Учащимся предлагается найти в тексте определение (например, «живой организм», «питание»,

«раздражимость» и др.). Дополнить это определение  основными признаками, перечисленными в тексте.
Тема урока: Алкины. Ацителен. П.6. 10 класс

 «Дополни определение»   	Учащимся предлагается найти в тексте определение (например, «живой организм», «питание», «раздражимость» и др.). Дополнить это определение 

Слайд 11 «Сконструируй определение»
    Учащимся предлагается  самим сформулировать понятие (например, предложить сформулировать понятие

«обмен веществ», сопоставив информацию из нескольких предложений текста).
Тема урока: Природные зоны. Экваториальные леса. Саванны. П.20. 7 класс
Сформулируйте определение понятия «ферраллитные почвы».


 «Сконструируй определение»    Учащимся предлагается  самим сформулировать понятие (например, предложить сформулировать понятие «обмен веществ», сопоставив информацию из нескольких

Слайд 12«Составь задание».
   Такие задания можно задать на дом. Можно предложить ученикам самостоятельно

придумать оригинальное задание к тексту. Это уже не просто беглое прочтение учебного текста. Это его осмысление, анализ, связь с предыдущим пройденным материалом.

«Составь задание».   Такие задания можно задать на дом. Можно предложить ученикам самостоятельно придумать оригинальное задание к тексту. Это

Слайд 13 Прием «толстых» и «тонких» вопросов.

 Прием «толстых» и «тонких» вопросов.

Слайд 14Прием «Верные и неверные утверждения»

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации

мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу:
верно –«+», не верно –«-».


Прием «Верные и неверные утверждения» Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает

Слайд 15Приём «Лови ошибку».
Заранее подготавливается текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагается

учащимся выявить допущенные ошибки. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем предлагается изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока

Приём «Лови ошибку». Заранее подготавливается текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагается учащимся выявить допущенные ошибки. Учащиеся анализируют

Слайд 16Приём «Восстанови текст».
Тема урока Минеральное питание растений. П.15. 6 класс
В

природе опавшая листва, погибшие растения и животные перегнивают и обогащают почву…………… сельскохозяйственные растения активно поглощают ………….. вещества из почвы, но так как человек собирает урожай, то минеральные вещества в …………… не возвращаются. В результате почва постепенно истощается. Чтобы восполнить их содержание, в …………….. вносят ……………….. и …………….
Приём «Восстанови текст». Тема урока Минеральное питание растений. П.15. 6 класс	В природе опавшая листва, погибшие растения и

Слайд 17Сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении

двух или более объектов.

Сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов.

Слайд 18Прием «Кластер».
Это выделение смысловых единиц текста.
Кластеры используются для структуризации и систематизации

материала. Кластер –способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные. Ребята читают изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписывают ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.


Прием «Кластер».Это выделение смысловых единиц текста.Кластеры используются для структуризации и систематизации материала. Кластер –способ графической организации учебного

Слайд 19Приём «Ответ с подсказкой»

Изучите абзац параграфа «Строение жилок листа». Самостоятельно ответьте

на вопросы представленные в левом столбике. Для ответа используйте «подсказки» правого столбика.
Какую функцию выполняют проводящие пучки листа? Клетками каких тканей они образованы?
Проводящие пучки листа – это ___________
Жилки состоят из сосудов, ___________ и _________. Волокна придают прочность. По сосудам передвигается вода с растворенными в ней ________ веществами. По ситовидным трубкам передвигается вода с растворенными в ней _______веществами.

Приём «Ответ с подсказкой» 	Изучите абзац параграфа «Строение жилок листа». Самостоятельно ответьте на вопросы представленные в левом

Слайд 20 Таким образом, систематическое использование на уроках биологии, химии, географии приемов позволяет

эффективно формировать у школьников умения смыслового чтения.

Таким образом, систематическое использование на уроках биологии, химии, географии приемов позволяет эффективно формировать у школьников умения смыслового

Слайд 21Притча: Чайная церемония и ученики (о знаниях и применении их на

деле)


«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день, молясь и размышляя. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали. — Вот что мы узнали о чае, напитке богов: «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик. — Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник, – добавил второй. — Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник, – подхватил третий. Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем. — Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял». — Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то. — Дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

Притча: Чайная церемония и ученики  (о знаниях и применении их на деле) 		«Сегодня изучите обряд чайной

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть