Слайд 1Дети с нарушением зрения (слабовидящие, слепые)
Выполнила:
Учитель начальных классов
Гусенова Л.А.
Слайд 2Характеристика диагноза
Слепорожденные, слепые, ослепшие.
-Слепые дети – это дети с полным отсутствием
зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (0,04 с очками).
-Различают разные степени потери зрения: абсолютная(тотальная) слепота, при которой полностью отсутствуют зрительные ощущения (светоощущение и цветоразличение);
практическая слепота, при которой сохраняется или светоощущение на уровне различения света от темноты, или остаточное зрение, позволяющее сосчитать пальцы рук у лица, различать контуры и силуэты.
Слайд 3Слабовидящие дети, обладающие остротой зрения на лучше видящем глазу с использованием
обычных средств коррекции (очки) от 0,05 до 0,2, а также дети с более высокой остротой зрения, но имеющие некоторые другие нарушения зрительных функций (напр., резкое сужение границ поля зрения).
Характерна затрудненность пространственной ориентировки. При зрительной работе такие дети быстро утомляются, что может привести к дальнейшему ухудшению зрения. Зрительное утомление вызывает снижение умственной и физической работоспособности.
Слайд 4Рекомендации по организации обучения слабовидящих
Учебный день включает в себя уроки, специально
организованные занятия (курсы), паузу, время прогулки, выполнение домашних заданий.
Обучение и воспитание происходит, как в ходе уроков/ занятий (курсов), так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня.
Обучение слабовидящих учащихся осуществляется только в первую смену. Продолжительность общеобразовательного урока в первом классе и в первом полугодии 1 класса определяется действующим СанПиНом.
Продолжительность специально организованного занятия (курса) со слабовидящими обучающимися зависит от возраста и психофизического состояния обучающихся.
В соответствии с СанПиНом в середине урока проводится физкультурная минутка, направленная на снятие общего мышечного и зрительного (предупреждающего зрительное утомления) напряжения.
Слайд 5Упражнения, направленные на снятие зрительного напряжения проводится с учетом состояния зрения
обучающихся (клинических форм зрительного заболевания, имеющимися противопоказаниями).
В содержание физкультминуток обязательно включаются упражнения на снятие зрительного напряжения, на предупреждение зрительного утомления, на активизацию зрительной системы.
С целью охраны нарушенного зрения учитель обязан соблюдать временной регламент непрерывной зрительной нагрузки для слабовидящего учащегося в соответствии с клиническими формами и степенью нарушения зрения.
Учебные занятия в школе с 1-го по 5-й классах начинаются в 9 часов, нулевые уроки отсутствуют.
Продолжительность урока определяется в соответствии с действующим СанПиНом и составляет: в 3 – 5-х классах – 40 минут, в 1-2-ом классах – 35 минут. Продолжительность перемен между уроками 10 минут, после 2-го и 3-го уроков – по 20 минут.
Слайд 6Организация рабочего места слабовидящего учащегося
Желательна одноместная парта, которая имеет дополнительное освещение
и стационарное крепление на полу.
Для первоклассника важна парта с бортиками.
Номер парты подбирается тщательно, в соответствии с ростом ученика, что обеспечивает возможность поддерживать правильную позу.
Необходимо предусмотреть место для хранения слабовидящими учащимися индивидуальных тифлотехнических средств.
Слайд 7Специфика требований к техническим средствам комфортного доступа слабовидящего ребёнка к образованию.
К
специальным техническим средствам комфортного доступа слабовидящего ребёнка к образованию следует отнести персональный компьютер, оснащённый необходимым для слабовидящего программным обеспечением.
Специфика требований к техническим средствам обучения слабовидящих учащихся.
К техническими средствам обучения слабовидящего учащегося, ориентированных на его особые образовательные потребности, относятся: различные виды оптической коррекции (электронные лупы, дистанционные лупы, карманные увеличители и др.);
прибор «Ориентир»; приборы и оборудование для обучения пространственному ориентированию и социально-бытовой ориентировки (компасы, часы, дозиметр и др.);
технические средства реабилитационного назначения.
Слайд 8Требования к учебникам и учебным принадлежностям
В процессе обучения слабовидящих необходимо использовать:
1)
учебники, созданные на основе учебников для нормально видящих обучающихся, но адаптированные под зрительные возможности слабовидящих: увеличенный в размере (16 кегль), четкий, рубленный шрифт; яркие, цветные, контрастные иллюстративно-графические материалы; увеличенные, упрощенные (снижено количество объектов и деталей) изображения;
2) учебные принадлежности: ручки с черной (для записи учебного материала) и зеленой (для выполнения графических работ) пастой; тетради в клетку и линейку, которые в случае необходимости, должны быть специально разлинованы;
3) индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, выполненные с учетом типологических и индивидуальных зрительных возможностей слабовидящих обучающихся.
Слайд 9Слабовидящий ребёнок в учебной деятельности использует адаптированные к его зрительным возможностям
дидактические материалы (в схемах, таблицах, текстах используется черный цвет, для графических работ - зеленый).
В качестве письменных принадлежностей слабовидящий должен использовать ручку с черной пастой, тетради со специальной разлиновкой (в клетку, в линейку, измерительные приборы со специально адаптированными шкалами, следящие линейки (для детей с нарушением фиксации взора), лупы и т.п.
При использовании для работы со слабовидящими наглядного материала, предпочтение отдается индивидуальным пособиям.
В случае использования фронтальных пособий учитель должен организовать целенаправленное их восприятие. Наглядные пособия выполняются в соответствии с характером, глубиной зрительных нарушений, а также с учетом зрительных диагнозов.
Используются или специальные учебники для слабовидящих, или учебники, выполненные №16 шрифтом, имеющие матовую поверхность.
Слайд 10Уровни развития зрительного восприятия
Высокий уровень. Зрительное восприятие ребенка с нарушением зрения
характеризуется развитостью, т. е. процесс построения и оперирования образами протекает в соответствии с возрастными особенностями психической и познавательной деятельности ребенка, свойства восприятия устойчивы, в ходе диагностики ребенок опознал большинство (75%) предъявленных объектов (зрительных стимулов), демонстрирует умение решать сенсорно-перцептивные палачи (поиск, обнаружение, локализация, идентификация заданных объектов) при восприятии объектов вблизи и на расстоянии;
Средний уровень А. Зрительное восприятие ребенка с нарушением зрения характеризуется достаточной развитостью. Ребенок опознал более половины предъявленных объектов, процесс опознания косит развернутый характер, скорость восприятия (опознания) большинства объектов снижена, объем восприятия не полный (например, не полностью перечисляет или воспроизводит группу объектов или детали объекта);
Слайд 11Средний уровень Б. В процессе зрительного восприятия ребенок с таким уровнем
достаточно точно отражает объекты восприятия. Результаты решения задачи на восприятие по всем параметрам могут быть выше, чем у ребенка со средним уровнем - А и даже приближаться к высокому уровню. Однако основной отличительной чертой решения познавательных задач детьми этой группы является необходимость стимуляции со стороны взрослого, мотивация процессов внимания и памяти. Без организующей деятельности педагога ребенок часто, не дослушав задание до конца, сразу приступает к решению задачи, при этом получает неправильный или весьма приблизительный результат. Например, при работе с образцом ребенок бросает на него взор и тут же приступает к выполнению задания, практически больше не обращаясь к нему. Получив приблизительный результат, ребенок с удовлетворением сообщает, что он все сделал.
Низкий уровень. Зрительное восприятие характеризуется слабой развитостью и не соответствует возрастным возможностям. У детей с таким уровнем восприятия бедный сенсорный опыт, малый запас представлений о предметах, их внешних признаках, ребенок не владеет сенсорными эталонами. Все это проявляется в том, что ребенок опознает менее 50% предъявленных объектов, отражающих предметы постоянного окружения (игрушки и предметы обихода). Объемные предметы опознаются легче, чем их изображения. Своеобразие проявляется в том, что успешность опознания объемных объектов чаще связана с тем, что ребенок берет предмет в руки и осязательно-зрительным способом обследует его, а взрослый осуществляет словесную стимуляцию. Успешность опознания предметных изображений зависит от многих факторов: от характеристики стимульного материала (его соответствие зрительным возможностям детей).
Слайд 121) адаптация личности к предметному миру. Плохое зрение сказывается на понимании
и осмыслении детьми окружающего, они не видят вообще, или очень плохо высотные здания, птиц, деревья, мир насекомых и многое другое, плохо ориентируются в пространстве;
2) адаптация личности к социальной среде. Двигательная активность таких детей также ограничена, поэтому большинство из них страдает гиподинамией, нарушениями осанки, плоскостопием, снижением функциональной деятельности дыхания и сердечно-сосудистой системы;
3) адаптация личности к собственному «Я». Такие дети имеют огромные трудности вхождения в общество. Им трудно общаться с другими людьми, ориентироваться в пространстве, они сильно ограничены в выборе деятельности.
Помимо этого дети нуждаются в медицинской и социальной помощи, в психологической поддержке в процессе их обучения и воспитания. Высокая потребность в безопасности.
Трудности адаптации незрячих и слабовидящих детей
Слайд 13Уровень образования: Высшее образование, среднее профессиональное образование.
1. Направление (область) образования:
«Образование и педагогика»;
Область, соответствующая преподаваемому предмету.
Дополнительное профессиональное образование (профпереподготовка, повышение квалификации):
Дополнительное профессиональное образование с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.
2. Направление (область) образования: Любое.
Дополнительное профессиональное образование 1) по направлению деятельности в образовательном учреждении; 2) с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.
Требования к стажу: нет.
Перечень квалификационных требований.
Должность: учитель
Слайд 14Вовсе не обязательно затевать грандиозные проекты, чтобы сеять добрые семена. Даже
малые дела могут многое значить для другого человека. Ник Вуйчич.