Слайд 1Системно-деятельностный подход в содержании образования
Кафедра ПиП ТОИПКРО
Слайд 2Результаты образования
«4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать,
научиться жить вместе, нучиться быть»
(Ж. Делор)
Доклад председателя международной комиссии по образованию для 21 века Жака Делора «Образование: скрытое сокровище»,
Слайд 3Задачи:
научить получать знания (учить учиться)
научить работать и зарабатывать (учение
для труда)
научить жить (учение для бытия)
научить жить вместе (учение для совместной жизни
Слайд 4Стандарт: ориентация на результаты образования
Основной результат– освоение обобщенных способов действий,
достижение новых уровней развития личности
На ступени НОО осуществляется формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе
Слайд 5Системно-деятельностный подход как средство достижения результатов
В основу Стандарта положен
системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Слайд 6Истоки системно-деятельностного подхода
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как
особого рода понятие.
Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.
Слайд 7Системный подход
Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты
рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении.
Системный подход - это направление методологии специально-научного познания и социальной практики в основе которого лежит исследование объектов как систем
Слайд 8Педагогическая система
целостность,
связь,
структура и организация,
уровни системы и их
иерархия,
управление,
цель и целесообразное поведение системы,
самоорганизация системы,
функционирование и развитие системы.
Слайд 9Системный подход
требует реализации принципа единства педагогической теории,
эксперимента
и практики
Педагогическая практика является действенным критерием истинности научных знаний, положений, которые разрабатываются теорией и частично проверяются экспериментом. Практика становится и источником новых фундаментальных проблем образования. Теория, следовательно, дает основу для правильных практических решений, но глобальные проблемы, задачи, возникающие в образовательной практике, порождают новые вопросы, требующие фундаментальных исследований.
Слайд 10Деятельностный подход
Личность формируется и проявляется в деятельности
«Деятельностный подход – это
детоцентризм»
(С.Ф.Горбов)
Слайд 11Что такое деятельность?
«Деятельность – такая активность, которая связана с существенным преобразованием
предметной и социальной действительности, окружающей человека».
В.В.Давыдов.
«Теория развивающего обучения»
Слайд 12Что такое учебная деятельность?
Учебная деятельность – деятельность,основная цель и результат которой
заключается не в изменении предметов внешнего мира, а в изменении учеником самого себя как субъекта учения. (Д.Б.Эльконин)
Деятельность – преобразование. Учебная деятельность - преобразование учебного материала.
Если это деятельность, то что вы преобразовывали? Преобразование –это ломка, открытие чего-то совершенно нового.
(В.В.Давыдов)
Слайд 13Основные характеристики учебной деятельности(УД):
УД направляет и побуждает потребность в самоизменении, в
развитии, которая реализуется в решении учебных задач
УД требует особой формы ее осуществления – учебного сотрудничества детей и взрослых в форме дискуссии
Слайд 14Структура учебной деятельности
Принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи;
Преобразование условий
задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
Моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах;
Построение системы частных задач, решаемых общим способом;
Контроль за выполнением действий;
Оценка усвоения общего способа
Слайд 15Принципы построения обучения в деятельностном подходе
Предметом усвоения являются общие способы действия
– способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям.
Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением – информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающаяся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в «чистом виде».
Работа школьников строится как поиск и проба средств решения задачи.
Слайд 16Учебная задача – ключевое понятие теории УД
Учебная задача – это задача,
решая которую ребенок овладевает общим способом действия. Она включает в себя цель, представленную в конкретных условиях своего достижения.
Учебная задача возникает при обнаружении разрыва в практическом действии, который может быть преодолен поиском нового способа.
Учебная задача отличается тем, что она направлена на получение особого результата – самоизменения субъекта учебной деятельности.
Учебная задача характеризуется тем, что найденный способ является общим способом решения целого класса конкретно-практических задач.
Слайд 17См. документ ФГОС, пункт 7 (общие положения)
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный
подход, который предполагает
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
Слайд 18
Системно-деятельностный подход предполагает:
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной
деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
Слайд 19
Системно-деятельностный подход предполагает:
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого
обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
Слайд 20Взаимодействие учитель-ученик
Любая поисково-исследовательская деятельность по своей природе предполагает столкновение различных точек
зрения, мнений, т.е. является диалогичной;
учебный диалог нередко подменяется либо так называемой эвристической беседой, представляющей один из классических вариантов иллюстративно-объяснительного метода, либо прямым объяснением нового материала учителем. В том и в другом случаях учебная деятельность человека либо существенно деформируется, либо вообще оказывается невозможной.
Слайд 21Принципы развивающего обучения
Принцип “восхождения от абстрактного к конкретному”. Введение в учебный
предмет начинается с освоения учащимися наиболее общего принципа построения этого предмета, из которого выводится все многообразие конкретных правил и определений.
Принцип моделирования. Существенные свойства изучаемого предмета специально выделяются для человека с помощью особых средств - учебных моделей, которые могут быть представлены как в графическо-знаковой, так и в словесной форме.
Принцип поиска. Существенные свойства изучаемого предмета не сообщаются обучающимся в готовом виде. Учитель строит учебную ситуацию таким образом, чтобы помочь школьникам самостоятельно их найти и зафиксировать в виде моделей. Необходимость поиска не диктуется требованиями учителя или учебника. Поиск мотивирован для ученика внутренней логикой содержания обучения.
Принцип действия. Дети открывают новые способы действия, осуществляя реальное преобразование объектов и материалов, с которыми они работают. Дискуссии организуются только по поводу результатов реальных практических действий школьников
Слайд 22Что позволяет достичь деятельностный подход?
Уйти от репродуктивного способа обучения и перейти
к деятельностной педагогике, в которой центральной (ключевой) компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях.
Изменить предметное содержание, направленное на поиск обобщенных способов действия с предметом через построение системы научных понятий, что позволило уйти от большого количества частных фактов, ненужной информации, которыми изобилует большинство современных традиционных программ. Освоение обобщенных способов действия позволяет научиться решать большой круг частных (конкретных) задач за более короткий отрезок учебного времени.
Перейти на другой тип отношений между субъектами ОП. Этот тип отношений можно назвать кооперационным.
Слайд 23Адаптированный вариант технологии деятельностного метода
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
1)
создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).
2. Актуализация и пробное учебное действие.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Слайд 24Организация и управление процессом
Позиция учителя: к классу не с ответом
(готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так-то…. (формирование мировоззрения)