Слайд 1Семья ребенка с ограниченными возможностями
Слайд 2Первичный и вторичный дефект развития
Исходя из идеи о системном строении дефекта,
Л. С. Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы симптомов: первичные — нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (нарушения слуха и зрения при поражении органов чувств, детские церебральные параличи, локальные поражения определенных корковых зон и т. д.), и вторичные, возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития. Это деление принципиально важно для изучения аномалий развития и построения психокоррекционной работы
Слайд 3Пример:
У ребенка дефект слуха – это первичный дефект. Это первичный, биологический
дефект.
Он воспитывается в условиях чрезмерной гиперопеки. В этом случае у него формируются такие черты характера, как несамостоятельность, неадекватная самооценка, трудности общения со сверстниками и т.д. Это вторичный, социально-психологический дефект .
Слайд 4Зоны ближайшего и актуального развития ребенка
Зона актуального развития ребенка - то,
что ребенок может сделать самостоятельно (способности, умения, знания, навыки)
Зона ближайшего развития – то, что ребенок может сделать при обучающей и поддерживающей помощи взрослого (родитель, учитель и т.д..)
Слайд 5Цель работы с семьей ребенка с ООП:
Выявление причин, препятствующих адекватному развитию
ребенка с ООП в семье и нарушающих гармоничную внутрисемейную деятельность.
Слайд 6Особенности семей, имеющих детей с патологией ( по Семаго М.М.)
Нарушается взаимодействие
с социумом (родные, знакомые, врачи, педагоги и др. специалисты).
Нарушаются внутрисемейные отношения, в особенности супружеские.
Возможно нарушение репродуктивного поведения.
Складываются неверные представления о лечении и воспитании ребенка.
Слайд 7Факторы, влияющие на развитие неконструктивных моделей детско-родительских отношений:
Характер и степень выраженности
нарушений у ребенка, их необратимость, длительность и внешние проявления.
Личностные особенности родителей или лиц, их заменяющих
Влияние личностных установок на процесс воспитания, их зависимость от национально-этнических традиций, социально-культурного уровня и образованности родителей
Социальная среда и условия.
Слайд 8Особенности реагирования в зависимости от нарушения у ребенка
Слайд 9Особенности реагирования в зависимости от нарушения у ребенка (продолжение)
Слайд 10
Реакции родителей на появление аномального ребенка можно условно разделить на 4
основных этапа:
Состояние шока, растерянности, страха.
Негативизм, отрицание поставленного диагноза.
Принятие диагноза и связанная с этим депрессия.
Самостоятельное, сознательное обращение родителей к специалистам, поиск выхода из сложившейся ситуации
Слайд 11Уровни реагирования близких на болезнь ребенка
Психологический (психотравма, изменение распределения ролей в
семье, эмоциональные реакции вследствие стресса и т.д.)
Социальный (сужается круг общения семьи, отказ от рождения следующего ребенка, изменение социального статуса родителей, иногда – иждивенческая позиция)
Соматический (высокая физическая нагрузка на родителей, возникновение заболеваний вследствие стресса и т.д.)
Слайд 12Типы неправильного воспитания
Доминирующая гиперпротекция.
Потворствующая гиперпротекция.
Гипоопека вплоть до безразличия.
Эмоциональное отвержение.
Слайд 13Основные варианты личностных особенностей родителей детей с ограниченными возможностями
Тревожно-сензитивый тип. Для
них характерна пассивно-страдательная позиция , трудности воспитания. В реакциях доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. Возможности ребенка оцениваются некритично, склонность к гиперболизации проблем, отказ от борьбы за ребенка, лечения.
Авторитарный (импульсивно-инертный) тип. Активная позиция, стремление найти лучшего специалиста, родители не видят преграды не своем пути, вера в «чудо». Негативная сторона – неумение контролировать свои эмоции, часто конфликтная позиция в отношениях со специалистами, неадекватные требования к ребенку, чрезмерная опека ребенка с ООП.
Психосоматический тип. Присущи черты 1 и 2 типов, частая смена настроения, но реакции у родителей проявляются не на поведенческом, а на соматическом уровне (болезни, физическая перегрузка)
Слайд 14Принципы работы с семьей
Гуманное и деликатное отношение к членам семьи и
самому ребенку.
Конфиденциальность и профессиональная этика.
Единство диагностики и коррекции.
Учет психологических особенности родителей (или лиц их заменяющих).
Выявление факторов, оказывающих негативное влияние на внутрисемейную атмосферу и развитие ребенка.
Слайд 15Диагностика детско-родительских отношений в семье больного ребенка
Наблюдение за поведением родителя:
-
стремление (отсутствие) к установлению адекватных контактов с ребенком;
- форма и характер контактов с ребенком, другими членами семьи (вербальный и невербальный уровень, предпочитаемые формы контакта);
- выявление личностных особенностей родителей или лиц их замещающих.
Слайд 162. Беседа. Может использоваться как с диагностической, так и с психокоррекционной
целью.
Этапы:
установление доверительного контакта,
обсуждение проблем, связанных с воспитанием ребенка,
психокоррекционное воздействие – стремление изменить неадекватные установки родителей по отношению к ребенку
Слайд 173. Использование тестовых методик
Методики PARI (Шеффер, Белл), социометрия (Морено), семейная социограмма
(Эйдемиллер) , ОРО (Варга, Столин) и др.
Слайд 18Опросник родительского отношения (ОРО)
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и
поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение — это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника.
61 вопрос опросника составляет пять шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения:
1. Принятие/отвержение ребенка.
2. Кооперация.
3. Симбиоз.
4. Контроль.
5. Отношение к неудачам ребенка.
Слайд 19Консультирование семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
1. Установление доверительного контакта
с родителями.
Приемы активного слушания, доброжелательное, эмпатийное отношение позволяют снять напряженность, сопротивление.
Слайд 202. Выявление проблем: что волнует родителей?
- трудности в обучении и воспитании;
-
неадекватные поведенческие реакции ребенка;
- неадекватные межличностные отношения близких родственников к ребенку;
- заниженная оценка способностей ребенка учителем, воспитателем и т.д.;
- нарушенные супружеские отношения;
- эмоциональное отвержение ребенка;
- оценка отношения к ребенку с отклонениями в развитии и к нормальным детям.
Приемы: вопросы, техники активного слушания.
Слайд 21
3. Психолого-педагогическая оценка модели воспитания и диагностика личностных свойств родителей:
-
наблюдение за формами взаимодействия с ребенком, беседа, тестирование.
4. Формулирование психологом реальных проблем, существующих в семье.
Задача психолога - обратить внимание родителей на действительно существенные и значимые стороны проблем ребенка.
Слайд 22
5. Поиск способов, с помощью которых можно решить проблемы семьи:
-
подбор программы и вида обучения или воспитания;
- организация коррекционной работы с ребенком в домашних условиях;
- рекомендации по воспитанию с учетом актуальной и ближайшей зон развития ребенка, коррекция неадекватных родительских установок;
- формирование у ребенка адекватного отношения со всеми членами семьи;
- формирование позитивных установок между членами семьи.
6. Подведение итогов беседы, резюме.
Слайд 23Отношение к ребенку
-
+
- +
Отношение к дефекту, нарушению
Родительские установки по отношению к больному ребенку
Принимается ребенок, но игнорируется дефект
Принимается ребенок и имеющееся у него нарушение
Не принимается ребенок и его дефект
Принимается дефект, но сам ребенок игнорируется
Слайд 24Психологическая тактика работы с родителями
Установление адекватной обратной связи. Родители должны почувствовать,
что их понимают, сочувствуют и стараются помочь.
Необходимо перевести проблему родителя с эмоционального уровня на рациональный (перейти от эмоций к пониманию).
Учет материнской и отцовской позиции в воспитании.
Слайд 26
1.Разбейтесь на 2 подгруппы
2. Подготовьте и продемонстрируйте работу с семьей ребенка
с ограниченными возможностями.
3.Проведите анализ и дайте обратную связь в группе.
Случай 2.
Родители Тани С. во время очередного визита в ПМПК обращаются к сотрудникам помочь наладить отношения Тани, страдающей ДЦП, с ее старшей сестрой.
Случай 1.
На приеме в ПМПК мама Нурлана К., страдающего нарушением слуха, заявила, что она не согласна с тем, что ее сына перевели на обучение по вспомогательной программе. Она считает, что учительница уделяет Нурлану мало внимания, поэтому он и отстал.