Презентация, доклад на тему Семья ребенка с ограниченными возможностями

Содержание

Первичный и вторичный дефект развитияИсходя из идеи о системном строении дефекта, Л. С. Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы симптомов: первичные — нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (нарушения слуха и зрения при

Слайд 1Семья ребенка с ограниченными возможностями

Семья ребенка с ограниченными возможностями

Слайд 2Первичный и вторичный дефект развития
Исходя из идеи о системном строении дефекта,

Л. С. Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы симптомов: первичные — нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (нарушения слуха и зрения при поражении органов чувств, детские церебральные параличи, локальные поражения определенных корковых зон и т. д.), и вторичные, возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития. Это деление принципиально важно для изучения аномалий развития и построения психокоррекционной работы
Первичный и вторичный дефект развитияИсходя из идеи о системном строении дефекта, Л. С. Выготский предложил различать в

Слайд 3Пример:
У ребенка дефект слуха – это первичный дефект. Это первичный, биологический

дефект.
Он воспитывается в условиях чрезмерной гиперопеки. В этом случае у него формируются такие черты характера, как несамостоятельность, неадекватная самооценка, трудности общения со сверстниками и т.д. Это вторичный, социально-психологический дефект .
Пример:У ребенка дефект слуха – это первичный дефект. Это первичный, биологический дефект.Он воспитывается в условиях чрезмерной гиперопеки.

Слайд 4Зоны ближайшего и актуального развития ребенка
Зона актуального развития ребенка - то,

что ребенок может сделать самостоятельно (способности, умения, знания, навыки)

Зона ближайшего развития – то, что ребенок может сделать при обучающей и поддерживающей помощи взрослого (родитель, учитель и т.д..)
Зоны ближайшего и актуального развития ребенкаЗона актуального развития ребенка - то, что ребенок может сделать самостоятельно (способности,

Слайд 5Цель работы с семьей ребенка с ООП:
Выявление причин, препятствующих адекватному развитию

ребенка с ООП в семье и нарушающих гармоничную внутрисемейную деятельность.
Цель работы с семьей ребенка с ООП:Выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ООП в семье и

Слайд 6Особенности семей, имеющих детей с патологией ( по Семаго М.М.)
Нарушается взаимодействие

с социумом (родные, знакомые, врачи, педагоги и др. специалисты).
Нарушаются внутрисемейные отношения, в особенности супружеские.
Возможно нарушение репродуктивного поведения.
Складываются неверные представления о лечении и воспитании ребенка.


















Особенности семей, имеющих детей с патологией ( по Семаго М.М.)Нарушается взаимодействие с социумом (родные, знакомые, врачи, педагоги

Слайд 7Факторы, влияющие на развитие неконструктивных моделей детско-родительских отношений:
Характер и степень выраженности

нарушений у ребенка, их необратимость, длительность и внешние проявления.
Личностные особенности родителей или лиц, их заменяющих
Влияние личностных установок на процесс воспитания, их зависимость от национально-этнических традиций, социально-культурного уровня и образованности родителей
Социальная среда и условия.
Факторы, влияющие на развитие неконструктивных моделей детско-родительских отношений:Характер и степень выраженности нарушений у ребенка, их необратимость, длительность

Слайд 8Особенности реагирования в зависимости от нарушения у ребенка

Особенности реагирования в зависимости от нарушения у ребенка

Слайд 9Особенности реагирования в зависимости от нарушения у ребенка (продолжение)

Особенности реагирования в зависимости от нарушения у ребенка (продолжение)

Слайд 10 Реакции родителей на появление аномального ребенка можно условно разделить на 4

основных этапа:

Состояние шока, растерянности, страха.
Негативизм, отрицание поставленного диагноза.
Принятие диагноза и связанная с этим депрессия.
Самостоятельное, сознательное обращение родителей к специалистам, поиск выхода из сложившейся ситуации

Реакции родителей на появление аномального ребенка можно условно разделить на 4 основных этапа: Состояние шока, растерянности,

Слайд 11Уровни реагирования близких на болезнь ребенка
Психологический (психотравма, изменение распределения ролей в

семье, эмоциональные реакции вследствие стресса и т.д.)
Социальный (сужается круг общения семьи, отказ от рождения следующего ребенка, изменение социального статуса родителей, иногда – иждивенческая позиция)
Соматический (высокая физическая нагрузка на родителей, возникновение заболеваний вследствие стресса и т.д.)
Уровни реагирования близких на болезнь ребенкаПсихологический (психотравма, изменение распределения ролей в семье, эмоциональные реакции вследствие стресса и

Слайд 12Типы неправильного воспитания
Доминирующая гиперпротекция.
Потворствующая гиперпротекция.
Гипоопека вплоть до безразличия.
Эмоциональное отвержение.

Типы неправильного воспитанияДоминирующая гиперпротекция.Потворствующая гиперпротекция.Гипоопека вплоть до безразличия.Эмоциональное отвержение.

Слайд 13Основные варианты личностных особенностей родителей детей с ограниченными возможностями
Тревожно-сензитивый тип. Для

них характерна пассивно-страдательная позиция , трудности воспитания. В реакциях доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. Возможности ребенка оцениваются некритично, склонность к гиперболизации проблем, отказ от борьбы за ребенка, лечения.
Авторитарный (импульсивно-инертный) тип. Активная позиция, стремление найти лучшего специалиста, родители не видят преграды не своем пути, вера в «чудо». Негативная сторона – неумение контролировать свои эмоции, часто конфликтная позиция в отношениях со специалистами, неадекватные требования к ребенку, чрезмерная опека ребенка с ООП.
Психосоматический тип. Присущи черты 1 и 2 типов, частая смена настроения, но реакции у родителей проявляются не на поведенческом, а на соматическом уровне (болезни, физическая перегрузка)
Основные варианты личностных особенностей родителей детей с ограниченными возможностямиТревожно-сензитивый тип. Для них характерна пассивно-страдательная позиция , трудности

Слайд 14Принципы работы с семьей
Гуманное и деликатное отношение к членам семьи и

самому ребенку.
Конфиденциальность и профессиональная этика.
Единство диагностики и коррекции.
Учет психологических особенности родителей (или лиц их заменяющих).
Выявление факторов, оказывающих негативное влияние на внутрисемейную атмосферу и развитие ребенка.
Принципы работы с семьейГуманное и деликатное отношение к членам семьи и самому ребенку.Конфиденциальность и профессиональная этика.Единство диагностики

Слайд 15Диагностика детско-родительских отношений в семье больного ребенка
Наблюдение за поведением родителя:
-

стремление (отсутствие) к установлению адекватных контактов с ребенком;
- форма и характер контактов с ребенком, другими членами семьи (вербальный и невербальный уровень, предпочитаемые формы контакта);
- выявление личностных особенностей родителей или лиц их замещающих.
Диагностика детско-родительских отношений в семье больного ребенка Наблюдение за поведением родителя:	- стремление (отсутствие) к установлению адекватных контактов

Слайд 162. Беседа. Может использоваться как с диагностической, так и с психокоррекционной

целью.
Этапы:
установление доверительного контакта,
обсуждение проблем, связанных с воспитанием ребенка,
психокоррекционное воздействие – стремление изменить неадекватные установки родителей по отношению к ребенку


2. Беседа. Может использоваться как с диагностической, так и с психокоррекционной целью. Этапы:  установление доверительного контакта,

Слайд 173. Использование тестовых методик
Методики PARI (Шеффер, Белл), социометрия (Морено), семейная социограмма

(Эйдемиллер) , ОРО (Варга, Столин) и др.

3. Использование тестовых методикМетодики PARI (Шеффер, Белл), социометрия (Морено), семейная социограмма (Эйдемиллер) , ОРО (Варга, Столин) и

Слайд 18Опросник родительского отношения (ОРО)
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и

поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение — это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника.
61 вопрос опросника составляет пять шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения:
1. Принятие/отвержение ребенка.
2. Кооперация.
3. Симбиоз.
4. Контроль.
5. Отношение к неудачам ребенка.
Опросник родительского отношения (ОРО)Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к

Слайд 19Консультирование семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
1. Установление доверительного контакта

с родителями.
Приемы активного слушания, доброжелательное, эмпатийное отношение позволяют снять напряженность, сопротивление.



Консультирование семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии1. Установление доверительного контакта с родителями.   Приемы активного

Слайд 202. Выявление проблем: что волнует родителей? - трудности в обучении и воспитании; -

неадекватные поведенческие реакции ребенка; - неадекватные межличностные отношения близких родственников к ребенку; - заниженная оценка способностей ребенка учителем, воспитателем и т.д.; - нарушенные супружеские отношения; - эмоциональное отвержение ребенка; - оценка отношения к ребенку с отклонениями в развитии и к нормальным детям. Приемы: вопросы, техники активного слушания.
2. Выявление проблем: что волнует родителей? - трудности в обучении и воспитании; - неадекватные поведенческие реакции ребенка;

Слайд 21 3. Психолого-педагогическая оценка модели воспитания и диагностика личностных свойств родителей: -

наблюдение за формами взаимодействия с ребенком, беседа, тестирование. 4. Формулирование психологом реальных проблем, существующих в семье. Задача психолога - обратить внимание родителей на действительно существенные и значимые стороны проблем ребенка.
3. Психолого-педагогическая оценка модели воспитания и диагностика личностных свойств родителей:  -

Слайд 22 5. Поиск способов, с помощью которых можно решить проблемы семьи: -

подбор программы и вида обучения или воспитания; - организация коррекционной работы с ребенком в домашних условиях; - рекомендации по воспитанию с учетом актуальной и ближайшей зон развития ребенка, коррекция неадекватных родительских установок; - формирование у ребенка адекватного отношения со всеми членами семьи; - формирование позитивных установок между членами семьи. 6. Подведение итогов беседы, резюме.
5. Поиск способов, с помощью которых можно решить проблемы семьи:

Слайд 23Отношение к ребенку
-

+

- +
Отношение к дефекту, нарушению

Родительские установки по отношению к больному ребенку

Принимается ребенок, но игнорируется дефект

Принимается ребенок и имеющееся у него нарушение

Не принимается ребенок и его дефект

Принимается дефект, но сам ребенок игнорируется

Отношение к ребенку-

Слайд 24Психологическая тактика работы с родителями
Установление адекватной обратной связи. Родители должны почувствовать,

что их понимают, сочувствуют и стараются помочь.
Необходимо перевести проблему родителя с эмоционального уровня на рациональный (перейти от эмоций к пониманию).
Учет материнской и отцовской позиции в воспитании.
Психологическая тактика работы с родителямиУстановление адекватной обратной связи. Родители должны почувствовать, что их понимают, сочувствуют и стараются

Слайд 25 «КОНСУЛЬТАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

«КОНСУЛЬТАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

Слайд 26 1.Разбейтесь на 2 подгруппы 2. Подготовьте и продемонстрируйте работу с семьей ребенка

с ограниченными возможностями. 3.Проведите анализ и дайте обратную связь в группе.



Случай 2.
Родители Тани С. во время очередного визита в ПМПК обращаются к сотрудникам помочь наладить отношения Тани, страдающей ДЦП, с ее старшей сестрой.





Случай 1.
На приеме в ПМПК мама Нурлана К., страдающего нарушением слуха, заявила, что она не согласна с тем, что ее сына перевели на обучение по вспомогательной программе. Она считает, что учительница уделяет Нурлану мало внимания, поэтому он и отстал.

1.Разбейтесь на 2 подгруппы 2. Подготовьте и продемонстрируйте работу с семьей ребенка с ограниченными возможностями.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть