Слайд 1Роль игры в нравственном воспитании дошкольников
Якутск
2017
Выполнила: воспитатель старшей группы, МБДОУ ЦРРДС «Радуга», Леонтьева А.В.
Слайд 2Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном
обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника.
Слайд 3Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственные качества ему предстоит приобрести.
В возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка начинают формироваться первые понятия и представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». У него возникают первые нравственные чувства – симпатия и сочувствие к окружающим людям: матери и отцу. На протяжении дошкольного возраста в него закладываются основы самых глубоких, сложных и важных человеческих чувств: чести, правдивости, чувства дома, любви.
.
Слайд 4Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, так
как в этот период в ребёнке те значимые изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно в этом возрасте у ребёнка начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь.
Малыши играют, развиваются, осваивают представления о нравственном поведении, получают определенные эмоции.
Слайд 5 Влияние педагога-воспитателя на нравственное воспитание дошкольника.
Воспитатель учит терпеливо относиться к
недостаткам других, прощать неразумные действия, нанесенные обиды, сотрудничеству и кооперации, быть толерантен .Даже самые наилучшие отношения воспитателя с детьми остаются неравноправными: взрослый - воспитывает, учит, ребенок - подчиняется, учится. Для обеспечения организованной, интересной и содержательной жизни детей в детском саду воспитатели используют в возрастных группах разнообразные игры. Внутренний, скрытый характер правил творческих игр предоставляет ребенку большую свободу в действиях; его обязательства перед играющим коллективом менее определенны, чем в играх с готовым содержанием и готовыми правилами. Это позволяет играющим легко менять сюжет, вводить дополнительные роли.
Слайд 6Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детального изучения. Игры
в нравственном воспитании детей рассмотрены в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Дж. Леви, Р. Кайца, Ж. Пиаже, К.Д. Ушинского, Й. Хейзинги и др.
Слайд 7Творческие игры:
Творческие игры вызывают у детей большой интерес и оказывают огромное
воздействие на них, но было бы ошибочным использовать только эти игры в организации жизни детей. Овладение детьми играми с правилами имеет большое организующее значение. Правила определяют известные нормы действия, а затем и нормы отношений детей друг с другом, позволяют ребенку контролировать себя и играющих с ним. Самостоятельность выполнения правил формируется в процессе целенаправленного воспитания детей в игре. Играя, ребенок находится в определенных взаимоотношениях с коллективом детей. Общественное влияние игры, вызываемые, игрой чувства заключены в тех отношениях, которые складываются в процессе игры между детьми.
Слайд 8Значение детского коллектива в воспитании нравственности дошкольника
Детский коллектив – детская группа,
в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого ее члена
Слайд 9— удовлетворяет потребности личности в общении и самоутверждении;
— является сферой ее
жизнедеятельности (человек постоянно находится в каких-то объединениях, вступая в разнообразное взаимодействие и взаимоотношения с другими людьми);
— передает богатый эмоциональный опыт;
— передает поведенческий опыт, социальная ценность которого очень значима в последующей жизни человека;
— создает условия через общение и взаимодействие с другими познать себя, свои достоинства и проблемы;
— предоставляет возможность проявить свою индивидуальность, самовыразиться, избрав то, что интересно, соответствует силам и способностям.
Коллектив дает личности следующее:
Слайд 10Функции коллектива, которые можно выделить:
Регулятивная — носитель и пропагандист определенных мировоззренческих, нравственных
и социальных установок.
Организационная — основная форма организации детской жизнедеятельности.
Консолидационная (объединяющая) — форма объединения, сплочения, кооперации.
Стимулирующая — побуждение личности к нравственно ценной деятельности и торможение негативных намерений и поступков.
Воспитательная — целенаправленное воздействие на каждую личность членами коллектива и воспитателем и формирующее взаимодействие.
Слайд 11ИГРА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игры детей отличаются
большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т. д. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию детских игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Наибольшее распространение в педагогике имеет деление игр на две большие группы: творческие игры и игры с правилами. Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, свое понимание окружающего и отношение к нему.
Слайд 12Правила игр:
В играх разного вида правила различны. В творческих ролевых играх
правила заключаются в самом содержании игры — в роли, в сюжете. Приняв на себя роль взрослого, ребенок действует в соответствии с логикой его поведения в тех или иных обстоятельствах (например, врач осматривает заболевшую дочку, которую мама принесла на прием; шофер в машине отвозит их домой). Наиболее общим правилом для детей в коллективной творческой игре является признание всеми играющими условного значения предметов, принятых ролей и действий. Без этого игра не может состояться.
Слайд 13Дошкольный период как воспитание нравственности ребёнка
Мораль - способ внешней регуляции поведения
человека с помощью установленных в обществе норм;
Нравственность - такой уровень развития личности, при котором усвоенные нравственные ценности общества становятся императивом ее жизнедеятельности.
Слайд 14Дети 5-7лет
Дети в возрасте 5-7 лет усваивают правила, условно объединённые в
несколько групп: культурно-гигиенические правила, правила поведения на занятиях, правила, связанные с отношением к своим обязанностям, вещам, правила взаимоотношений с взрослыми и детьми, правила поведения в общественных местах.
Слайд 15 3-4 года
нечеткость и «размытость» нравственных представлений, неопределенность нравственных чувств и
эмоций, нестабильность отношений, «размытость» моральной мотивации - «диффузное» нравственное сознание
Слайд 16 4-5 лет
недостаточная четкость в дифференцировке нравственных категорий при четком выделении, поляризации
и адекватной эмоциональной окрашенности категорий «добро» и «зло»; нестабильность нравственного выбора и отношений - «общая нравственная недифференцированность»;
Слайд 17 5-7 лет
способность давать определения нравственным понятиям на основе их структурирования,
возможность достаточно тонкой их дифференцировки, способность совершения позитивного нравственного выбора – «структурированная целостность начал нравственного сознания».
Слайд 18Таким образом:
формирование начал нравственного сознания детей отражает динамику такого рода изменений,
которые способствуют переведению недостаточно оформленных, смутных несистематизированных представлений нравственного содержания, неосознаваемых и недостаточно развитых нравственных чувств и эмоций, недостаточно мотивированных нравственно-направленных действий, отдельных нравственно-ценных поступков, отношений на более высокий уровень.