Слайд 1Родительское собрание
Тема:
«Поощрение и наказание ребёнка в семье»
Слайд 2Проблема наказания – неисчерпаемая тема дискуссий. Выбор предпочитаемых методов закладывается у
будущих мам и пап ещё в детстве. И, несмотря на эмоциональные потрясения, переживаемые многими в школьные годы, традиции наказания с большим трудом претерпевают изменения в течение жизни.
Фразы родителей, оправдывающих свою жестокость: «Меня воспитывали в строгости, и мой ребёнок вырастет не избалованным», «Я всегда слушалась свою маму, и мой ребёнок обязан меня слушаться». Бывает, правда, и иначе: взрослый с неприязнью вспоминает опыт, полученный им от своих родителей. Сохранив горечь и обиды, понимает, что никогда не поступит так же.
Слайд 3Виды наказаний:
Словесное наказание (угрозы, оскорбления, унижения)
Физическое наказание (шлепки, порка, подзатыльники)
Наказание изоляцией
(стояние в углу, запирание в комнате, отказ от контакта)
Наказание трудом (уроками, чтением)наказание лишением (прогулок, сладостей, компьютера)
Слайд 4Физическое наказание
для одних родителей абсолютно неприемлемо, для других – в порядке
вещей.
Физические наказания приводят к тому, что дети становятся неуравновешенными, ранимыми, замкнутыми или вспыльчивыми; повышается уровень тревожности ребёнка; агрессия родителей приводит к агрессии детей.
Слайд 5Словесные наказания
считают наиболее мягкими, не приносящими вреда ребёнку. И трудно представить
родителя, который ни разу в жизни ни крикнул на ребёнка, не обозвал его, не выругался в его адрес. Но в этом случае мы имеем дело с аффективной (эмоциональной) реакцией, а никак не с воспитательной мерой.
Чтобы добиться пользы от словесных наказаний, необходимо «Ты-высказывание» («Ты опять получил двойку! Когда это закончится!») заменить «Я-высказыванием» («Я так расстроена этой новостью! А как же наш договор? Я думаю, тебе надо срочно заняться этим- выучи и расскажи мне эту тему.»)
Слайд 6Наказание изоляцией
рекомендуется применять спокойно, объясняя причину наказания, обговорив условия его прекращения.
Иногда такое наказание превращается в жестокую пытку и приводит к сильнейшему стрессу.
Слайд 7Наказание трудом
очень противоречивый метод. «За то, что получил двойку, будешь всю
неделю пылесосить квартиру». «За то, что опоздал, сядь и прочти 20 страниц». Такие наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, учёбе, чтению.
Вместо наказания лучше дать им осознать, прочувствовать на собственном опыте неправильное поведение. Порвал новые брюки – зашей и ходи с заплаткой. Опоздал к обеду – жди ужина. Плохо выполнил работу – переделай.
Слайд 8Какой же вид наказания не нанесёт морального вреда ребёнку? Известный учёный
Ю.Гиппенрейтер советует родителям следующее: когда наказания не избежать, придерживайтесь одного правила: «Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Речь идёт о наказании лишением. Найдите в жизни ребёнка то, что для него особенно важно: прогулка, компьютерные игры, катание на велосипеде, выход в гости и т.д. Если ваш ребёнок совершает плохой поступок, то удовольствие на этой неделе или в этот день отменяется.
Слайд 9Итог:
При выборе метода наказания контролируйте свои эмоции.
Не наказывайте трудом, чтением и
т.п.-тем, что он должен делать добровольно и получать от этого радость.
Будьте последовательны и объективны в оценке поступков и поведения ребёнка.
Не спешите наказывать своего ребёнка, не разобравшись в ситуации, с чужих слов.
Не бойтесь рассказать ребёнку о своих проступках в его возрасте. Это сблизит вас, поможет ребёнку понять себя.
Требуйте от ребёнка говорить только правду, какой бы горькой она не была.
Наказывая ребёнка, придерживайтесь единой линии наказания среди членов семьи, не скрывайте его проступок от супруга(супруги). Это может привести к потере вашего авторитета.
Будьте терпеливы в исполнении наказания, иначе ребёнок станет управлять вашим поведением.
В промахах вашего ребёнка не пытайтесь делать виноватым других людей.
Слайд 10Поощрения
Дети обычно учатся и ведут себя лучше, если их поощряют за
хорошее, а не ругают за плохое. Простейшей формой поощрения является похвала.
Действенная похвала должна быть
конкретной. Нужно оценить усилия ребёнка,
его действия, а не его самого. Действенная
похвала должна быть незамедлительной. За
одинаковый результат разных детей и хвалить
нужно по-разному. Похвала тогда будет эффе-
ктивной, когда звучит не очень часто. У детей,
которые привыкли к постоянным похвалам,
появляется чувство высокомерия и протеста в
случае неудач, формируются потребности в
постоянном восторженном, восхищённом
признании его личности.
Слайд 11Памятка для родителей «Как поощрять ребёнка»
Чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку: и
когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.
Поощряйте ребёнка жестами: ему будет тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно пожмёт руку.
Используйте чаще фразы «ты прав», «мы согласны с твоим мнением». Это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы и т.д.
Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему.
Позволяйте ребёнку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребёнком и вами.
Если ребёнку дарят подарки, никогда не анализируйте их стоимость и ценность.