Презентация, доклад Активные и интерактивные технологии обучения, соответствующие ФГОС СПО

Содержание

В соответствии с ФГОС специальностей, образовательная организация должна «предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование интерактивных и активных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций».Удельный вес занятий,

Слайд 1 Активные и интерактивные технологии обучения, соответствующие требованиям ФГОС СПО

Методист
Сабитова

Динара Равильевна


Активные и интерактивные технологии обучения, соответствующие требованиям ФГОС СПО

Слайд 2В соответствии с ФГОС специальностей, образовательная организация должна «предусматривать в целях

реализации компетентностного подхода использование интерактивных и активных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций».
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ОПОП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, предметов и модулей.
При организации учебного процесса по каждой дисциплине и профессиональному модулю объем учебных аудиторных занятий, проводимых с учетом практикоориентированного подхода, должен составлять до 85% по РП профессий и до 65% по РП специальностей.

Доля интерактивных занятий в ФГОС

В соответствии с ФГОС специальностей, образовательная организация должна «предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование интерактивных и

Слайд 3 меняется приоритетная цель образования по ФГОС и формат преподавания
передача

знаний, умений, навыков от преподавателя к обучающимся



умение учиться,
формирование компетенций.

Роль преподавателя в обучении


меняется приоритетная цель образования по ФГОС и формат преподавания передача знаний, умений, навыков от преподавателя к

Слайд 4Изменяется формат обучения меняется педагог.
Преподаватель

(мастер п/о) направляет деятельность обучающихся для самостоятельного поиска необходимых знаний и руководит этой деятельностью, консультирует, подсказывает новые источники информации, т.е. становится
«педагогом – организатором, консультантом».


Роль педагога в обучении


Изменяется формат обучения      меняется  педагог.Преподаватель (мастер п/о) направляет деятельность обучающихся для

Слайд 5Для того, чтобы умения и знания обучающихся были результатом их собственных

поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учебной деятельностью, развивать познавательную деятельность обучающихся.
Позиция преподавателя:
к обучающимся не с ответом,
а с вопросом.

Роль преподавателя

Для того, чтобы умения и знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять

Слайд 6Педагогическая технология - продуманная модель совместной деятельности по проектированию, организации и

проведению учебного процесса с использованием личностных, инструментальных и методологических средств для достижения образовательных целей, обеспечивающая благоприятные условий для обучающихся и преподавателя.

Понятие технологии обучения

Педагогическая технология - продуманная модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с использованием личностных,

Слайд 7При проведении учебного занятия (теоретического или практического) редко используется только одна

образовательная технология.
Широко распространены три формы взаимодействия педагога и обучающихся:
традиционного (пассивного) обучения
активного обучения
интерактивного обучения.

Педагогические технологии

При проведении учебного занятия (теоретического или практического) редко используется только одна образовательная технология.Широко распространены три формы взаимодействия

Слайд 8Пассивный метод – это форма взаимодействия преподавателя и студента, в которой

преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя.
 

Традиционные формы обучения

Пассивный метод – это форма взаимодействия преподавателя и студента, в которой преподаватель является основным действующим лицом и

Слайд 9Активное обучение – это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой

они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники, студенты и преподаватель находятся на равных правах.
.


Формы активного обучения

Активное обучение – это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в

Слайд 10Интерактивное обучение – означает взаимодействие, коммуникация в режиме беседы, диалога с

кем-либо. Интерактивные формы ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом, на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия.

Формы интерактивного обучения

Интерактивное обучение – означает взаимодействие, коммуникация в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные формы ориентированы на более

Слайд 11
Проблемное или контекстное обучение
Анализ конкретных ситуаций
(на теоретических и практических занятиях)
Ролевые

или деловые игры.
Практические занятия
(предусматривают имитацию профессионально значимых действий)
Круглый стол
Мозговой штурм
Метод кейсов
Конкурсы профессионального мастерства

Формы интерактивного и активного обучения

Проблемное или контекстное обучениеАнализ конкретных ситуаций (на теоретических и практических занятиях)Ролевые или деловые игры.Практические занятия (предусматривают имитацию

Слайд 12

проблемность;
адекватность учебно-познавательной деятельности формированию ОК, ПК, ПО;
взаимообучение;
индивидуализация;
мотивация;
самостоятельность взаимодействия

обучающихся с учебной информацией;
исследование изучаемых проблем и явлений;
соответствие будущей профессиональной деятельности.



Признаки методов и форм активного и интерактивного обучения:

проблемность; адекватность учебно-познавательной деятельности формированию ОК, ПК, ПО; взаимообучение; индивидуализация;мотивация;самостоятельность взаимодействия обучающихся с учебной информацией;исследование изучаемых проблем

Слайд 13Наблюдается интенсификация процесса освоения, усвоения, и творческого применения знаний при решении

практических задач за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний;
повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой познавательной активности участников, побуждает их к конкретным действиям;
обеспечивает не только повышение уровня ЗУН, способов деятельности и коммуникации (ОК), но и раскрытие новых возможностей обучающихся, необходимых для формирования и развития ПК через включение в осознанную индивидуальную и коллективную деятельность для накопления опыта;
изменяет не только ПО и установки обучающихся, но и окружающую действительность, так как интерактивные формы обучения должны являться имитацией реальных видов профессиональной деятельности.

Эффективность интерактивного обучения

Наблюдается интенсификация процесса освоения, усвоения, и творческого применения знаний при решении практических задач за счет более активного

Слайд 14Роль педагога в организации самостоятельной деятельности обучающихся с помощью Интернета

Роль педагога в организации самостоятельной деятельности обучающихся с помощью Интернета

Слайд 15На современном этапе модернизации российского образования большая часть ОО различного уровня

имеют слабую учебную МТБ. Зачастую по финансовым или другим причинам они ограничены в доступе на современные предприятия для проведения экскурсий.
частично компенсировать это можно путем более широкого внедрения в УВП возможностей современных перспективных интернет-технологий при профессионально-технологической и экономической подготовке обучающихся и студентов .

Современные интернет-технологии для студентов и педагогов СПО

На современном этапе модернизации российского образования большая часть ОО различного уровня имеют слабую учебную МТБ. Зачастую по

Слайд 16Современный педагог не сможет эффективно организовывать и осуществлять свою деятельность без

использования сети Интернет, ее ресурсов и сервисов.
Процесс освоения средств ИКТ не может быть проведен в кратчайшие сроки, т.к. необходимо решение большого количества проблем, начиная с ознакомления педагогов с техническими и технологическими особенностями работы с техникой и заканчивая проблемой выработки устойчивой профессиональной заинтересованности в обучении и воспитании студентов с использованием современных средств информатизации образования.

Актуальность применения интернет-ресурсов в педагогической практике

Современный педагог не сможет эффективно организовывать и осуществлять свою деятельность без использования сети Интернет, ее ресурсов и

Слайд 17И н т е л л е к т - к

а р т а – это инструмент визуального представления, эффективного структурирования и обработки информации в больших объемах, метод, альтернативный привычному линейному (текстовому) способу ее записи.
«Это лучший помощник человека в решении проблемы ориентации в огромных потоках и хаосе информации, позволяющий ему научиться грамотно структурировать мысли, идеи и факты, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал, с целью ее активного восприятия, эффективного запоминания и последующего воспроизведения» (А.М.Каунов).

Виртуальные интернет-ресурсы

И н т е л л е к т - к а р т а – это

Слайд 18 При подготовке и проведении презентации интеллект-карты помогают практически на

каждом этапе:
Сбор и анализ материала
Подготовка плана выступления
Использование интеллект-карт, как наглядного материала (плакаты, слайды)
Раздаточные материалы в виде интеллект карт

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

При подготовке и проведении презентации интеллект-карты помогают практически на каждом этапе:Сбор и анализ материалаПодготовка плана

Слайд 19ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Слайд 20Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:
эффективно структурировать и обрабатывать информацию;
мыслить, используя весь

свой творческий и интеллектуальный потенциал. 
Интеллект-карты – очень красивый инструмент для решения таких задач, как принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие и др.

XXI век — век огромных потоков информации

Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:эффективно структурировать и обрабатывать информацию;мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Интеллект-карты – очень

Слайд 21Обучение
создание ясных и понятных конспектов лекций;
максимальная отдача от прочтения книг/учебников;
написание рефератов,

курсовых проектов, дипломов.

Области применения Интеллект-карт

Обучениесоздание ясных и понятных конспектов лекций;максимальная отдача от прочтения книг/учебников;написание рефератов, курсовых проектов, дипломов.Области применения Интеллект-карт

Слайд 22Области применения Интеллект-карт
Запоминание
подготовка к экзаменам;
запоминание списков: что сделать/кому позвонить/…


Презентации
вы за меньшее

время даете больше информации,  при этом вас лучше понимают и запоминают;
проведение деловых встреч и переговоров.

Области применения Интеллект-картЗапоминаниеподготовка к экзаменам;запоминание списков: что сделать/кому позвонить/…Презентациивы за меньшее время даете больше информации,  при этом

Слайд 23Планирование
управление временем: план на день,
неделю, месяц, год…
разработка сложных проектов: нового

бизнеса…
Мозговой штурм
генерация новых идей, творчество;
коллективное решение сложных задач.
Принятие решений
четкое видение всех «за» и «против»;
более взвешенное и продуманное решение.

Области применения Интеллект-карт

Планированиеуправление временем: план на день, неделю, месяц, год…разработка сложных проектов: нового бизнеса…Мозговой штурмгенерация новых идей, творчество;

Слайд 24
Для запоминания информации отлично подходят интеллект-карты (требуется запоминать не 100 страниц

текста, а 100 ключевых слов)
Для того, чтобы карта отложилась в долговременной памяти необходимо ее  повторить несколько раз.
По Тони Бьюзену: после одного часа учебной работы оптимальными интервалами времени для повторения пройденного материала являются следующие:
Спустя 10 минут – повторение в течение 10 минут
Спустя 1 сутки – повторение в течение 2-4 минут
Спустя 1 неделю – повторение в течение 2 минут
Спустя 1,3,6 месяцев – повторение в течение 2 минут
Спустя 1 год – повторение в течение 2 минут


Запоминание при помощи интеллект-карты

Для запоминания информации отлично подходят интеллект-карты (требуется запоминать не 100 страниц текста, а 100 ключевых слов)Для того,

Слайд 25Книга: Тони Бьюзен, Гарри Бьюзен. Интеллект-карты. Практическое руководство

Книга: Тони Бьюзен, Гарри Бьюзен. Интеллект-карты. Практическое руководство

Слайд 26Области применения интеллект-карт

Области применения интеллект-карт

Слайд 27Интеллект-карта «Организация деловых переговоров»

Интеллект-карта «Организация деловых переговоров»

Слайд 28Карта эффективного мышления

Карта эффективного мышления

Слайд 29Мозговой штурм, или брейнсторминг

Мозговой штурм, или брейнсторминг

Слайд 30Брейнсторминг (мозговой штурм) - это метод, направленный на поиск эффективных решений
Специально собранная

команда в определенный промежуток времени генерирует неограниченное количество различных идей, решающих конкретную задачу.
Применение этого метода оптимизирует креативное мышление участников и помогает найти оптимальное решение анализируемой проблемы.


Брейнсторминг (мозговой штурм) - это метод, направленный на поиск эффективных решенийСпециально собранная команда в определенный промежуток времени генерирует

Слайд 31Специально собранная команда в определенный промежуток времени генерирует неограниченное количество различных

идей, решающих конкретную задачу. Применение этого метода оптимизирует креативное мышление участников и помогает найти оптимальное решение анализируемой проблемы.

Впервые метод был воплощен на практике Алексом Осборном. Именно он заметил, что люди зачастую не решительно высказывают креативные идеи для решения проблем из-за страха выделиться либо быть осужденным коллегами, начальством и т.д. В методе мозгового штурма критика или осуждение идей, которые выдвигаются, категорически запрещена, даже если они на первый взгляд кажутся нелепыми.

Мозговой штурм (брейнсторминг)

Специально собранная команда в определенный промежуток времени генерирует неограниченное количество различных идей, решающих конкретную задачу. Применение этого

Слайд 32
По результатам исследований, в процессе которых ставилась задача определить эффективность генерации

идей индивидуально или коллективно, было выявлено, что количество оригинальных и креативных решений, cгенерированных в коллективе, в несколько раз превышает результат индивидуальной деятельности.

Стереотип относительно того, что метод брейнсторминга подходит исключительно для творческой сферы рекламы и маркетинга, уверенно опровергается результатами, полученных в других, менее креативных отраслях: для решения управленческих проблем, в научно-технической сфере, а также для поиска решений в личной жизни.

Для чего нужен метод брейнсторминг?

По результатам исследований, в процессе которых ставилась задача определить эффективность генерации идей индивидуально или коллективно, было выявлено,

Слайд 33
Самостоятельная форма организации учебного процесса, вид занятий в

учебных заведениях различного ранга (от начальной до высшей школы), которые позволяют проводить изучение предметов, их отдельных разделов и тем, устройства оборудования, машин и конструкций, различных производств, технологий, процессов и явлений в условиях, «похожих» на естественные.

Интернет-экскурсия

Самостоятельная форма организации учебного процесса, вид занятий в учебных заведениях различного ранга (от начальной

Слайд 34 Организация системы экскурсионных виртуальных путешествий, прогулок с использованием

интеллект-карт
конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания обучающихся, способствует воспитанию истинного гражданина, формированию познавательного интереса к изучаемым предметам, возникновению мотивации к обучению, развитию умения устанавливать межпредметные связи.

Интернет-экскурсия

Организация системы экскурсионных виртуальных путешествий, прогулок с использованием интеллект-карт конкретизирует программный материал, расширяет кругозор

Слайд 35Термин виртуальный происходит от английского слова virtual – «похожий, неотличимый».
Первые виртуальные

музеи стали появляться в Интернете в 1991 г. Они представляли собой
небольшие сайты с информацией о самом музее, о его географическом положении и режиме работы. В дальнейшем на страницах виртуальных музеев стали появляться виртуальные экспозиции.

У ч е б н а я и н т е р н е т - э к с к у р с и я (информационная карта)

Термин виртуальный происходит от английского слова virtual – «похожий, неотличимый».Первые виртуальные музеи стали появляться в Интернете в

Слайд 36Сегодня объектами виртуальных интернет –экскурсий являются, например, заводы, фабрики, стройки промышленных,

жилых и культурно-бытовых объектов, сельскохозяйственные предприятия, железнодорожные вокзалы, речные и морские порты, аэропорты, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, планетарии, театры, цирки, филармонии и др. объекты производственного, учебного, научного и социально-культурного назначения.

У ч е б н а я и н т е р н е т - э к с к у р с и я

Сегодня объектами виртуальных интернет –экскурсий являются, например, заводы, фабрики, стройки промышленных, жилых и культурно-бытовых объектов, сельскохозяйственные предприятия,

Слайд 37
Методика разработки маршрута, организации и проведения интернет-экскурсий относительно
проста.
Обычно проведение экскурсии

следует начинать со вступительной беседы со студентами, в ходе которой педагог определяет цели и задачи экскурсии, раздает маршрутные листы (и/или информационные карты, интеллект-карты).
Особое внимание обучающихся следует обратить на способы навигации по сайту, от одной экспозиции к другой.

У ч е б н а я и н т е р н е т - э к с к у р с и я

Методика разработки маршрута, организации и проведения интернет-экскурсий относительнопроста. Обычно проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы со

Слайд 38
Большую роль в активизации деятельности обучающихся во время виртуальных экскурсий играет

поисковый метод. Обучающиеся не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском необходимой для изучения и анализа информации. Это достигается путем постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определенных творческих заданий.

У ч е б н а я и н т е р н е т - э к с к у р с и я

Большую роль в активизации деятельности обучающихся во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Обучающиеся не просто знакомятся

Слайд 39Во время проведения экскурсии обучающиеся могут конспектировать (записывать) тезисы в тетрадь,

копировать материалы с сайта в свои папки, делать пометки.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой студенты обобщают, систематизируют увиденное и услышанное, выделяют самое существенное.

С помощью преподавателя планируются творческие задания: написать эссе, подготовить доклады, рефераты, составить альбомы, разработать новые маршруты (интеллект-карты) виртуальные экскурсии и др.

У ч е б н а я и н т е р н е т - э к с к у р с и я

Во время проведения экскурсии обучающиеся могут конспектировать (записывать) тезисы в тетрадь, копировать материалы с сайта в свои

Слайд 40Э к с к у р с и о н н

ы й п р а к т и к у м - это такая экскурсия, в процессе проведения которой организуется исследовательская работа обучающихся.
В этом случае основными методами обучения являются наблюдение, работа с определителями; обучающиеся собирают материал и фиксируют его, выполняют кратковременный эксперимент.

Другие мультимедийные интерактивные формы обучения

Э к с к у р с и о н н ы й п р а к

Слайд 41
Виртуальный урок, оформленный в формате html c включением графических иллюстраций, можно

использовать в классе при проведении занятий, а если он размещен в Интернете, то студенты смогут им воспользоваться и при выполнении домашних заданий.
Виртуальный урок может быть подготовлен по любой теме и любому предмету.

Другие мультимедийные интерактивные формы обучения

Виртуальный урок, оформленный в формате html c включением графических иллюстраций, можно использовать в классе при проведении занятий,

Слайд 42
В и р т у а л ь н ы й

ф а к у л ь т а т и в.
Можно разместить учебную информацию на собственном сайте, и обучающиеся сами до нее доберутся посредством служб Интернета.
Такой сайт можно поддерживать и развивать вместе со студентами.

Другие мультимедийные интерактивные формы обучения

В и р т у а л ь н ы й ф а к у л ь

Слайд 43
Учебные материалы хотелось бы постоянно иметь перед глазами. Гораздо удобнее работать

со справочником в электронном виде, по которому легко организовать поиск и в который можно оперативно вносить изменения.
В электронном справочнике можно разместить таблицы и схемы разных видов, справочную ин-
формацию о странах, технологиях, производствах и т.п.

Виртуальный справочник

Учебные материалы хотелось бы постоянно иметь перед глазами. Гораздо удобнее работать со справочником в электронном виде, по

Слайд 44
Инновационный продукт современной методики обучения в профессионально-технологическом образовании, особый вид информационной

карты, содержащий достаточно большой объем информации, сосредоточенной на одной странице (в одном) месте в виде интернет-экскурсий и / или интерактивных экскурсий, видеороликов, кейсов, интеллект-карт и т.д.

М а с т е р - к а р т а (виртуальный электронный учебник)

Инновационный продукт современной методики обучения в профессионально-технологическом образовании, особый вид информационной карты, содержащий достаточно большой объем информации,

Слайд 45Основные критерии удачного электронного учебника – это хорошо продуманная структура и

гипертекстовые переходы, интересные графические, аудио- и видеоиллюстрации.
Достаточно внимательно рассмотреть одну такую мастер-карту, изучить ее содержание и можно усвоить достаточно большой объем учебного материала.

Электронный учебник

Основные критерии удачного электронного учебника – это хорошо продуманная структура и гипертекстовые переходы, интересные графические, аудио- и

Слайд 46Мастер-карта

Мастер-карта

Слайд 47Метод принятия решений, в котором используются знания о предыдущих ситуациях или

случаях (прецедентах). При рассмотрении новой проблемы (текущего случая) отыскивается похожий прецедент в качестве аналога.
Вместо того, чтобы искать решение каждый раз сначала, можно пытаться использовать решение, принятое в сходной ситуации, возможно, адаптировав его к изменившейся ситуации текущего случая.
После того, как текущий случай будет обработан, он вносится в базу прецедентов вместе со своим решением для его возможного последующего использования в будущем.

Метод прецендентов

Метод принятия решений, в котором используются знания о предыдущих ситуациях или случаях (прецедентах). При рассмотрении новой проблемы

Слайд 48Цикл вывода на основе прецендента

Цикл вывода на основе прецендента

Слайд 49

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть