Презентация, доклад на тему Психолого-педагогическая поддержка учащихся в процессе тестирования

Содержание

ТЕСТЫ СПОСОБНОСТЕЙТЕСТ СПОСОБНОСТЕЙ - специально подобранный стандартизованный набор заданий, служащий для оценки потенциальной способности человека решать различные задачи. Тест способностей отличается от «теста достижений» тем, что направлен на выявление потенциального, а не наличного уровня знаний. Тем

Слайд 1Психолого-педагогическая поддержка учащихся в процессе тестирования

Психолого-педагогическая поддержка учащихся в процессе тестирования

Слайд 2ТЕСТЫ СПОСОБНОСТЕЙ

ТЕСТ СПОСОБНОСТЕЙ - специально подобранный стандартизованный набор заданий, служащий для

оценки потенциальной способности человека решать различные задачи. Тест способностей отличается от «теста достижений» тем, что направлен на выявление потенциального, а не наличного уровня знаний. Тем не менее один и тот же тест может применяться и для измерения имеющегося уровня научения, и для предсказания будущих успехов; например, тест математических достижений может быть использован для определения способностей к научной работе.
ТЕСТЫ СПОСОБНОСТЕЙТЕСТ СПОСОБНОСТЕЙ - специально подобранный стандартизованный набор заданий, служащий для оценки потенциальной способности человека решать различные

Слайд 3Виды тестов способностей

Тесты академических способностей. Любая разновидность тестов интеллекта может рассматриваться

как тест способностей, если исследования подтверждают зависимость между количеством баллов, набранных при тестировании, и достижениями человека в определенной области деятельности. Так, тест Станфорда – Бине, шкалы Векслера и разнообразные групповые тесты интеллекта применяются в образовательных учреждениях всех уровней в качестве тестов академических способностей, поскольку признано, что с их помощью можно предсказать академическую успеваемость. Для выявления специфических способностей, например к науке или языкам, разрабатываются специальные тесты.
Тесты профессиональных способностей. Термин «способности» обычно применяется к характеристикам, имеющим прямое отношение к успеху в определенной сфере деятельности. В 1920–1930-х годах были созданы разнообразные тесты для измерения технических, музыкальных и художественных способностей, а также быстроты реакции, ловкости и координации движений. Позднее они превратились в комплексные наборы тестов для оценки способностей к деятельности в конкретной профессиональной сфере – медицине, технике, юриспруденции, образовании.
Факторный анализ. Поскольку общее число т.н. тестов способностей очень велико, психологи предпринимали попытки сопоставить их результаты, с тем чтобы найти небольшое число тех основных способностей, комбинации которых могут обеспечить успех в учебе или трудовой деятельности. Математический метод, позволяющий провести такой анализ и выявить базовые характеристики индивида, получил название факторного анализа. Он широко применялся во время Второй мировой войны для определения способностей к различным военным специальностям.

Виды тестов способностейТесты академических способностей. Любая разновидность тестов интеллекта может рассматриваться как тест способностей, если исследования подтверждают

Слайд 4Тесты достижений

Если "тесты способностей служат для предсказания последующего выполнения

той или иной деятельности и применяются для оценки целесообразности прохождения индивидом того или иного курса специального обучения или для предсказания уровня его достижений в новой ситуации, например, в освоении профессии, то тесты достижений обычно дают конечную оценку достижений индивида по завершении обучения, в них основной интерес сосредоточен на том, что индивид может делать к настоящему времени".

Тесты достижений  Если

Слайд 5Выделяют две группы тестов достижений:
широкоориентированные тесты достижений;
тесты достижений по конкретным

учебным предметам.

Широкоориентированные тесты достижений ориентированы на оценку навыков по основным целям обучения (например, тесты на понимание научных принципов).
Тесты достижений по конкретным предметам (достижения в чтении и математике) ориентированы на оценку усвоения элементов учебных программ, конкретных тем, уровня владения навыками (например, счетными).

Такие тесты выполняют несколько функций:
-выступают как средство оценки знаний,
-выявляют недостатки обучения,
-подсказывают направление последующего обучения,
-обеспечивают мотивацию учащегося,
-помогают приспособить обучение к потребностям индивида,
-дают информацию об уровне знаний, усвоенных учащимися.


Выделяют две группы тестов достижений:широкоориентированные тесты достижений; тесты достижений по конкретным учебным предметам. Широкоориентированные тесты достижений ориентированы

Слайд 6Возможности творческого развития человека и успешность будущей профессиональной и жизненной адаптации

детерминируются с развитием семи видов интеллекта.


1. Вербальный интеллект - это способности, предполагающие умение аргументировать, убеждать, беседовать, поддерживать и учить с помо­щью речевых навыков. Этот вид интеллекта просто необходим журналис­там, адвокатам, писателям, учителям. Тренировка вербального интеллекта успешно происходит в операциях чтения, письма, сочинительства и в про­цессе публичных выступлений (дискуссий, монологов, задавания вопросов и ответов на них).
2. Логико-математический интеллект - умение проводить операции с числами и логикой, способность думать в понятиях причины и след­ствия, формулировать тезисы, развивать концепции, анализировать, клас­сифицировать и обобщать.
3. Пространственно-визуальный интеллект - этот вид интеллекта работает в образах, метафорах и пространственных представлениях. Люди с развитым пространственным интеллектом отличаются наблюдательнос­тью, способностью легко ориентироваться на местности и в незнакомой среде, предпочтением выражать свои идеи графически. Этот вид интеллекта является основой профессиональной деятельности архитекторов, фо­тографов, художников, скульпторов, пилотов, механиков, инженеров.

Возможности творческого развития человека и успешность будущей профессиональной и жизненной адаптации детерминируются с развитием семи видов интеллекта.1.

Слайд 74. Музыкально-ритмический интеллект связан со способностью че­ловека к восприятию ритмов и

мелодий, гармонии и дисгармонии, запоми­нанию музыкальных интонаций, ладов и звукосочетания.
5. Телесно-кинестетический интеллект - интеллект нашего тела. К нему относятся: способность контролировать движения, ловко оперировать частями тела, способность развивать и сохранять физические качества. К со­жалению, в учебном  процессе  этим интеллектом недопустимо пренебрегают.
6. Межличностный интеллект - под этим понимается способность осуществлять коммуникацию, вступать во взаимодействие с людьми, по­нимать, чувствовать и учитывать уникальность каждого, а также умение адекватно предъявляться, без попытки спрятаться за других, за свои про­екции, шаблоны, стереотипы. Развитие этого интеллекта возможно лишь в условиях интерактивного обучения.
7. Внутриличностный интеллект - наша способность понимать собственный внутренний мир, вести внутренний диалог с собой посред­ством рефлексии, воспринимать возникающие в различных ситуациях чув­ства, распознавать установки и предрассудки, учитывать свои потребности, принимать различные части, роли и качества своей личности. Внутриличностный интеллект является фундаментом субъектности человека, т.е. самостоятельности, ответственности, авторства собственной жизни и яв­ляется важнейшим условием социальной зрелости личности.

4. Музыкально-ритмический интеллект связан со способностью че­ловека к восприятию ритмов и мелодий, гармонии и дисгармонии, запоми­нанию музыкальных

Слайд 8Важно выделить некоторые наиболее значимые психологические харак­теристики личности, которые требуются  в 

 процессе  проведения тестового контроля образовательных достижений:
высокая мобильность, переключаемость;
высокий уровень организации деятельности;
высокая и устойчивая работоспособность;
высокий уровень концентрации внимания, произвольности;
четкость и структурированность мышления;
сформированность внутреннего плана действий.
Важно выделить некоторые наиболее значимые психологические харак­теристики личности, которые требуются  в   процессе  проведения тестового контроля образовательных достижений:высокая

Слайд 9Группы трудностей
Первая (когнитивная) группа трудностей связана с особенностями переработки информации и

спецификой работы с тестовыми заданиями. Тестирование предполагает формирование особых навыков: умения выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных, умения оперировать фактами и положениями, вырванными из общего кон­текста. Для преодоления когнитивных трудностей необходимо двигаться в двух направлениях: осваивать навыки работы с тестами и помогать ученику вырабатывать индивидуальную стратегию деятельности (знакомить ученика с критериями оценки, стимулировать в процессе учебы самооценку собствен­ных возможностей, показывать различные способы организации работы с тестовыми материалами, создавать условия в учебном процессе для само­познания учениками своих личностных особенностей).
Группы трудностейПервая (когнитивная) группа трудностей связана с особенностями переработки информации и спецификой работы с тестовыми заданиями. Тестирование

Слайд 10Вторая группа трудностей связана с особенностями восприятия учеником ситуации тестирования, его

субъективными реакциями и состояния­ми. В настоящее время стрессовость ситуации тестирования во многом обус­ловлена отсутствием и у учеников, и у учителей достаточного опыта приме­нения этой формы контроля знаний. В связи с этим сама процедура и ситуация не являются для субъектов образовательного процесса ясными и четкими. Эта трудность может быть снята, во-первых, за счет культивирования тесто­вого контроля из занятия в занятие; во-вторых, за счет объяснения ученикам еще в процессе обучения и передачи знаний, на что надо обратить большее внимание: на познание общих закономерностей и принципов в предлагае­мом материале или на конкретные детали и факты, а где важно побудить ученика найти свою трактовку или точку зрения и грамотно и доказательно ее отстоять. В целом преодоление личностных трудностей должно быть на­правлено на уменьшение опасений учеников и снижение их тревоги.
Вторая группа трудностей связана с особенностями восприятия учеником ситуации тестирования, его субъективными реакциями и состояния­ми. В настоящее

Слайд 11Третья группа трудностей - процессуальные трудности. В первую очередь они связаны

с критериями оценивания ответов. В традиционной системе во время устного изложения проверка и оценивание знаний осуще­ствляется в личном контакте с проверяющим, что позволяет получать вер­бальную или невербальную обратную связь, с помощью которой возможна корректировка ответа, в случае письменного контроля у ученика остается шанс получить помощь и поддержку своих одноклассников, тестовый конт­роль сводит эти возможности к минимуму. Но и это еще не все. В традицион­ной системе повышение оценки во многом зависит от способности ученика давать развернутый ответ с примерами, с использованием речевых оборо­тов. В случае тестового контроля предполагается лаконичный ответ, опира­ющийся на знание фактического материала.
Третья группа трудностей - процессуальные трудности. В первую очередь они связаны с критериями оценивания ответов. В традиционной

Слайд 12Помимо знания общих психологических трудностей при организации  тестирования  необходимо учитывать индивидуальные

особенности ребенка, связанные со спецификой мышления, памяти, внимания, учебной мотивации и т.д. Для описания возможных путей оказания  психолого-педагогической  поддержки школьникам мы попытаемся выделить отдельные группы (типы)  учащихся, которым в большинстве случаев может потребоваться помощь. Выделение групп, предложенное нами, опирается на известные в науке типологии, но имеет целью не их системное описание, а обращение внимания читателя на встречающиеся в реальной педагогической практи­ке «группы риска». В зависимости от сущности затруднений они таковы.
Помимо знания общих психологических трудностей при организации  тестирования  необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, связанные со спецификой мышления,

Слайд 13Правополушарные дети. Возможности усвоения знаний о мире у этих детей обусловливаются

повышенной активностью правого полушария голов­ного мозга, отвечающего за эмоциональное восприятие и переживание. По­ступающую информацию оно схватывает целостно и образно. Дети с доми­нирующим правополушарным мышлением лучше запоминают невербальные зрительно-пространственные сведения, у них богатое воображение и разви­тая интуиция. Такие дети часто отдают предпочтение гуманитарным дисцип­линам. Для них понятны метафоры, сравнения, но им сложно оперировать логическими категориями и запоминать абстрактные теоретические знания. Именно поэтому в ситуации  тестирования  у них возникают затруднения, свя­занные с необходимостью отвлечения от эмоционально-образной составля­ющей учебного материала, применения структурированного логического мышления, сосредоточения на фактах и концептуальных построениях.
На этапе подготовки таким детям рекомендуется использовать схемы, рисунки, опорные конспекты. Сложный теоретический материал легче за­поминается ими  в   процессе  поиска ассоциативных связей, подбора приме­ров и иллюстраций. Во время тестирования правополушарным детям име­ет смысл пробовать свои силы не в простейших тестовых заданиях, а там, где требуется развернутый ответ, предполагается решение задач (проблем­ных ситуаций) с развернутым алгоритмом решения или творческое дей­ствие. На волне энергетизации от творческой работы им можно приступать к заданиям множественного выбора. Главное - донести до этих детей мысль о возможности выбора стратегии тестирования.
Правополушарные дети. Возможности усвоения знаний о мире у этих детей обусловливаются повышенной активностью правого полушария голов­ного мозга,

Слайд 14Тревожные дети. Эта группа детей легко различима в среде сверстни­ков своей

застенчивостью, робостью, ранимостью и обидчивостью. Они стесняются явно выражать свои эмоции, боятся обращать на себя внимание, но в то же время ситуация тестирования воспринимается ими как опас­ная, вызывает огромное напряжение. Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, исправляют ответы. Отмечаются бессознательные телесные про­явления - грызут ручки, теребят пальцы или волосы. Наиболее трудным мо­ментом тестового обучения и контроля для таких детей является отсутствие контакта со взрослым. Именно поэтому в процессе подготовки необходимо учить ребенка замечать собственные успехи (даже небольшие), а также со­здавать условия для освоения стратегий самоподдержки (самопринятия, осознания психологических защит и т.д.). Перед началом тестирования не следует нагнетать напряженность, напоминая о серьезности испытания и значимости его результатов. Продуктивность этих детей будет повышаться по мере роста опыта участия в деятельности такого рода. В связи с этим рекомендуется использовать метод тестового контроля знаний в контексте широкой практики применения тестовых заданий при обучении.
Во время тестирования важно обеспечить тревожным детям невербаль­ную эмоциональную поддержку (спокойный уверенный внимательный взгляд, легкая улыбка). Еще одна трудность таких детей связана с неуме­нием опираться на собственное мнение, с недоверием к себе и качеству своей работы. Они демонстрируют конформизм в поведении, им трудно принимать собственное решение. Поэтому педагогическая поддержка им должна базироваться на поощрении самостоятельного выбора.
Тревожные дети. Эта группа детей легко различима в среде сверстни­ков своей застенчивостью, робостью, ранимостью и обидчивостью. Они

Слайд 15Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации. Учителям часто приходится сталкиваться с

детьми, которые не могут слишком долго сосредоточиваться на предлагаемой деятельности. О таких детях делается заключение - «невнимательные», «рассеянные». На самом деле случаи нарушения внимания как специфической психиче­ской функции достаточно редки. И для выяснения состояния этой функции требуется вмешательство специалиста. Гораздо чаще в школьной практи­ке встречаются дети с низким уровнем произвольности, т.е. с недостаточ­ным уровнем организации деятельности из-за преобладания внешней мо­тивации. Такие дети отличаются неустойчивой работоспособностью, колебаниями темпа деятельности, легкостью переключения и отвлечения вни­мания. Понятно, что ситуация тестирования, требующая высокой органи­зованности, будет для этих детей сложной. Подчеркнем: даже при высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний эти дети могут нерационально использовать время.
В процессе обучения таких детей важно научить их использовать вне­шние опоры и подручные средства саморегуляции деятельности: часы, от­меряющие время выполнения задания, линейку, указывающую нужную строчку, закладки, позволяющие быстро найти нужный материал. Кроме того, необходимо обращать внимание этих детей на рациональные приемы орга­низации учебной работы: методы работы с книгой, словарем, энциклопеди­ей, способы выполнения большой работы путем разбивки ее на неболь­шие доступные в исполнении части. Например, ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. Важно, чтобы эти навыки ребенок приобрел на предварительном этапе, иначе во время тестирования орга­низация самого процесса будет занимать много времени.
Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации. Учителям часто приходится сталкиваться с детьми, которые не могут слишком долго

Слайд 16Перфекционисты и «отличники». Перфекционистами называют лю­дей, стремящихся к совершенству во всем.

В школьной среде такие дети являются социально и педагогически привлекательной категорией. Они хорошо учатся, легко схватывают материал, выполняют и перевыполняют заданный объем работы. Их организованность и исполнительность не вы­зывает сомнения учителей. Их «звездность» создает определенную, но не­адекватную реальной ситуации установку педагогов на то, что им не нужна поддержка и помощь. На самом деле стремление быть лучшим скрывает нарциссическую потребность. Все, что они делают, должно быть замечено и должно получить одобрение. Сущность их учебной мотивации завуали­рована. Социуму предъявляется одна сторона: «Я любознателен, мне ин­тересно, я хочу знать». Истинный смысл (ради чего, зачем получить похва­лу, занять место в иерархии, перейти в касту «неприкасаемых») не осозна­ется. Не замечается самим ребенком и социумом to, что у этих детей тоже имеются трудности в учебе. Связаны они с завышенным уровнем притяза­ний на фоне крайне неустойчивой самооценки и развитой самокритичнос­ти. У них отсутствуют механизмы самоподдержки, а со временем атрофи­руются способности получать эту  поддержку  у окружающих. В ситуации  тестирования  таким детям трудно вовремя остановиться, сделав необхо­димый объем задания. У них имеется внутреннее стремление сделать все и безошибочно. Для них недопустима ситуация пропуска задания, если они не могут с ним справиться. Поэтому с психологической точки зрения важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу меж­ду «достаточным» и «превосходным».
В   процессе  подготовки к  тестированию  желательно объяснить смысл тестовой процедуры и подчеркнуть ее значение не только как варианта диф­ференциации  учащихся  по объему и уровню усвоения изученного, но и как способа тренировки способностей к самоорганизации. Во время обучения целесообразно предлагать тестовые задания, в которых потребуется де­лать выбор между ними, без установки выполнять все подряд.
Перфекционисты и «отличники». Перфекционистами называют лю­дей, стремящихся к совершенству во всем. В школьной среде такие дети являются

Слайд 17Астеничные дети. Астения - это состояние нервно-психической сла­бости, которое физически (телесно)

проявляется в повышенной утомляе­мости и истощаемости, сниженном пороге чувствительности, крайней не­устойчивости настроения, нарушениях сна. Астеники испытывают трудно­сти в обучении из-за малой эффективности и неуспешности в деятельности. Такое положение дел на фоне повышенной чувствительности нервной сис­темы приводит к складыванию негативного самоотношения. Частые неуда­чи подкрепляют чувство неполноценности, робости, застенчивости. В каче­стве компенсации часто развивается болезненное самолюбие. Их притяза­ния обычно превышают их физические возможности. Основные трудности работы таких детей в тестовом режиме заключаются в необходимости со­хранять высокую работоспособность и темп работы на протяжении дли­тельного времени. Качественно, вдумчиво, бодро и внимательно работать более 30-40 минут они не могут, причем не могут объективно, а не из при­творства или желания манипулировать взрослыми. Таковы их природные особенности. Попытки учителей заставлять, задавать образцы поведения на примере других детей или вызывать дух конкурентности с сильными де­монстрируют обычно свою несостоятельность. Помочь им повысить свою успешность и свой тестовый балл можно только путем понимания их спе­цифичности. Большое значение приобретает гигиена деятельности и ре­жим подготовки и проведения  тестирования . Работа с тестовыми задания­ми должна сопровождаться достаточным для ребенка количеством пере­рывов. Последние в свою очередь предполагают не полное бездействие, а прогулки и возможность подышать свежим воздухом. Учителю важно спра­виться у родителей о режиме питания такого ребенка. Важно обратить вни­мание родителей на необходимость консультации с невропатологом о воз­можности поддержать ребенка с помощью витаминного курса, фитотера­пии или современных биологически активных добавок к пище. В данном случае учителю нужно понять, что и обучение знаниям, и проверка знаний у этих детей будет адекватной и объективной только при организации ин­дивидуального подхода к самой процедуре  тестирования . Это касается и времени проведения, и его алгоритма, и организации пространства, в кото­ром происходит испытание. Желательно иметь в аудитории место для пе­ремещения, организовывать перерывы, использовать паузы для проведе­ния дыхательной гимнастики.
Астеничные дети. Астения - это состояние нервно-психической сла­бости, которое физически (телесно) проявляется в повышенной утомляе­мости и истощаемости,

Слайд 18Дети с застревающей (паранойяльной) акцентуацией. Для них характерны медлительность, меланхоличное настроение,

эгоцентризм. Вслед­ствие низкой лабильности (пропускной способности) нервной системы они малоподвижны, с трудом переключаются с одного задания на другое. Им требуется длительное время для ориентировки в заданиях. Они чувстви­тельны к замечаниям, обидчивы. Неприятие мнения других может приво­дить к тому, что они будут делать все наоборот. Именно поэтому таких де­тей нельзя торопить. Помощь в самоорганизации для них может заключаться в совместном распределении времени на каждое задание. Можно вместе подсчитать, сколько нужно выполнить заданий за единицу време­ни, а затем побуждать ученика пользоваться часами для того, чтобы пери­одически себя контролировать. Если это делать в учебном процессе целе­направленно и систематически во время процедуры выполнения тестовых заданий, то это будет способствовать развитию умений переключаться.
Что касается алгоритма проведения тестового контроля для таких де­тей, то можно порекомендовать предъявлять задания в тестовой форме по принципу однотипности: сначала задания с выбором одного или несколь­ких правильных ответов, затем на соответствие и т.д. Основная поддержка таким детям в ходе  тестирования  - содействие в переключении внимания, возвращение их во внешнюю реальность, недопущение глубокого погруже­ния в собственные мысли.
Дети с застревающей (паранойяльной) акцентуацией. Для них характерны медлительность, меланхоличное настроение, эгоцентризм. Вслед­ствие низкой лабильности (пропускной способности)

Слайд 19Гипертимные дети (дети с повышенной психологической актив­ностью). Дети с гипертимной акцентуацией

характера отличаются постоянно приподнятым настроением, повышенной психической активностью, жаждой деятельности. Они импульсивны и несдержанны. Они могут выполнять тестовые задания очень быстро, перекрывая большой объем работы, но при этом мало внимания уделяют точности и качеству выполне­ния. Этим детям очень трудно возвращаться к уже пройденной информа­ции, а потому они часто пренебрегают этапом проверки собственных ответов. Сильная сторона этих детей - высокая мобильность и переключаемость, но без специфической  психолого-педагогической   поддержки  на общий результат  тестирования  могут повлиять именно их недостатки: от­сутствие собранности, тщательности, аккуратности. Необходимо обратить внимание на еще одно свойство, достаточно характерное для этой катего­рии детей, - сниженная учебная мотивация, индифферентность к учебным достижениям. Именно поэтому стратегия работы с гипертимными детьми выстраивается в двух направлениях: развитие у них функции контроля, навыков самопроверки, а также стимулирование учебной мотивации.
 В   процессе  проведения тестирования важно тактично и деликатно на­поминать о необходимости самоконтроля. Для этого можно задать вопрос: «Ты проверяешь то, что уже сделал?» Рекомендуется обратить внимание на способ размещения учеников в аудитории: гипертимных детей лучше сажать отдельно, чтобы ограничить возможности контактов с другими деть­ми. И последнее замечание касается педагогической позиции в работе с этой категорией. У учителей, имеющих в классе гипертимных детей, часто складывается стереотип что главная проблема таких учеников в неусидчи­вости, излишней энергичности и импульсивности, а потому возникает со­блазн препятствовать их спешке, пытаться менять темп деятельности, де­лать замечания типа «Не торопись». Важно понимать и принимать эту осо­бенность детей. Изменить ее нельзя, но можно скомпенсировать за счет терпеливого формирования навыков самоконтроля и самоорганизации.
Гипертимные дети (дети с повышенной психологической актив­ностью). Дети с гипертимной акцентуацией характера отличаются постоянно приподнятым настроением, повышенной

Слайд 20
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть