Слайд 2ПЛАН
Основные понятия: система, знак
Употребление термина язык в разных смыслах
Язык и другие
знаковые системы
Слайд 3Основные понятия: система, знак
Система (от греч. σύστηµα / sýstēma «сочетание, организм;
сочинение, организация, стадо; система») – это единство взаимосвязанных частей, однородных по своему составу.
Знак можно определить как материальный объект, выполняющий репрезентативную функцию (от лат. represento «представляю»).
Слайд 4Системные отношения в языке
Рассматривая язык как систему и структуру, важно учитывать
два основных типа связей: синтагматические и парадигматические.
Синтагматика – это сочетание единиц в цепочку по принципу одна за другой, сцепление единиц в линейной последовательности, а значит, это вместе с тем и законы и правила сочетания языковых единиц. Синтагматические отношения непосредственно наблюдаемы и основаны на линейном характере речи и таких её свойствах, как протяжённость, однонаправленность, последовательность.
Парадигматика – это объединение единиц по каким-либо принципам в разряды. Парадигматические отношения, в отличие от синтагматических, не линейны и не одновременны в потоке речи. Они представляют собой соотношения между элементами языка, объединяемыми в сознании или памяти горящего некими ассоциациями: они связывают эти элементы в силу общности либо их формы (например, акустических образов), либо содержания, либо на основе сходства и того и другого.
Слайд 5Все системы классифицируются следующим образом:
а) материальные (состоящие из материальных элементов) и
идеальные (их элементы – идеальные объекты: понятия, идеи, образы);
б) простые (состоящие из небольшого количества однородных элементов) и сложные (они объединяют неоднородные группировки или классы элементов);
в) первичные (их элементы значимы для системы в силу своих природных свойств) и вторичные (их элементы используются людьми преднамеренно для передачи информации);
г) целостные (связи между составляющими их элементами прочнее, чем связи между элементами со средой) и суммативные (связи между элементами такие же, как и связи элементов со средой);
д) естественные и искусственные;
е) динамические (развивающиеся) и статические (неизменчивые);
ж) открытые (взаимодействующие со средой) и закрытые;
з) самоорганизующиеся (синергетические) и неорганизованные;
и) управляемые и неуправляемые и др.
Слайд 6В знаке выделяют две стороны – означаемое и означающее.
Означаемое – это
понятие, заключенное в знаке, его содержание, смысл, внутренняя сторона или, по-другому, то, что воспринимается нашим сознанием.
Означающее – внешнее выражение знака, его формальная сторона, то, что воспринимается органами слуха, зрения, обоняния, осязания и т.д.
Слайд 7Типы знаков
Знаки-индексы (или знаки- симптомы). Между означаемым и означающим знаков-индексов (симптомов)
существует причинная связь: дым в лесу, потому что горит лес или разожжен костер; утром лужи на улице и мокрые крыши домов – ночью прошел дождь; горячий лоб и покрасневшее лицо – высокая температура, заболевание.
Иконические знаки есть определенное внешнее или функциональное сходство между означаемым и означающим: фотография в паспорте или в удостоверении личности; некоторые дорожные знаки, пиктографическое письмо, живописные и скульптурные изображения людей, животных, птиц.
Знаки-символы. Отношения между означаемым и означающим условны, произвольны. Примером знаков-символов могут служить слова любого человеческого языка.
Слайд 8Употребление термина язык в разных смыслах
Язык – явление многообразное и многоликое.
Поэтому возможны разные определения языка в зависимости от того, с какой точки зрения его рассматривать. К такому выводу пришел Ф. де Соссюр в книге «Курс общей лингвистики».
Слайд 9С точки зрения функционирования в обществе язык – социальное явление, представляющее
собой наиболее эффективное средство общения, используемое в человеческом коллективе.
С точки зрения устройства язык – «система знаков, выражающих понятия», «система, которая подчиняется лишь своему собственному порядку».
С точки зрения условий своего существования язык – культурно-исторический феномен, формирующий нацию, создающий предпосылки для развития письменной культуры того или иного народа.
Слайд 11Человеческий язык является одной из самых сложных знаковых систем, существующих в
природе. Другие знаковые системы, выполняющие аналогичную функцию, т.е. используемые как средство общения в животном мире, намного проще.
Человеческий язык
Открытая, изменчивая система
Не ограничены узкой сферой
Знаки многозначны и многообразны
представляет систему, подчиняющуюся принципу двойного членения.
Диалогичность
Возможность перевода (перекодировки)
Социальное явление
Коммуникативные системы животных
Системы закрытые, стабильные
Ограничены узкой сферой
Знаки однозначны
По своей структуре они однотипны, одинаковой степени сложности.
Нет диалогичности
Нет возможности перевода (перекодировки)
Биологическое явление
Слайд 12Таким образом, мы рассмотрели язык как знаковую систему, отношения, возникающие в
этой системе, сравнили человеческий язык и коммуникативные системы животных.
Слайд 13Литература
1. Бенвенист Э. Коммуникация в мире животных и человеческий язык //
Э. Бенвенист. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974. С. 97–103.
2. Бенвенист Э. О природе языкового знака // В.А. Звегинцев. История языкознания ХIХ – ХХ веков в очерках и извлечениях. М.: Просвещение, 1964. Ч. 1. С. 459–464.
3. Вежбицкая А. Семантические универсалии и «примитивное мышление» // А. Вежбицкая. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. С. 291–325.
4. Николаева Т.М. Несколько слов о лингвистической теории: фантазии и прозрения // Слово в тексте и в словаре. Сборник статей к 70-летию Ю.Д. Апресяна. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 591–607. 50
5. Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2004.
6. Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. М.: Знание, 1983.
7. Хелимский Е.А. Таймырский пиджин – «Говорка» // Контактоло- гический энциклопедический словарь-справочник: Северный регион М.: Азъ, 1994. Вып. 1. С. 298–303.
8. Хроленко А.Т., Бондалетов В.Д. Теория языка: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2004.
9. Hockett Ch. F. A Course in Modern Linguistics. New York: The Macmillan Comp., 1964.
10. Jakobson R. Kindersprache, Aphasie und allgemeine Lautgesetze // R. Jakobson Selected Writings The Hague: Mouton, 1962. Vol. I. P. 328–401.
11. Jakobson R., Halle M. Podstawy języka. Wrocław; Warszawa; Kraków: Zakład Narodowy imienia Ossolińskich, 1964.