Слайд 1УРОК:
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
И МЕТОДЫ
Разработал:
мастер п/о
Тихомирова Н.В.
СПб ГБПОУ Колледж судостроения
и прикладных технологий
Санкт-Петербург
2016
Слайд 2 Урок – основная форма организации обучения
Урок – это ограниченная во времени
организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении завершенной, но частичной цели обучения.
Слайд 3Основные элементы урока:
Постановка цели урока перед обучающимися и организация их готовности
к деятельности на уроке.
Изучение нового материала, т.е. организация восприятия, осознания и закрепления в памяти обучающихся первоначальной информации, а, следовательно, усвоения знаний и умений.
Закрепление пройденного материала, т.е. организация и осуществление усвоения способов деятельности путем ее воспроизведения и упражнений в ее применении. Организация и осуществление опыта творческой деятельности путем решения различных проблем, проблемных задач, действий в нетиповой ситуации. Обобщение усвоенного и введение его в систему ранее усвоенного материала.
Контроль и оценка результатов обучения
Слайд 4
Типы уроков:
Содержание учебного материала, уровень обучаемых и их психофизиологические
особенности, дидактические (учебные) цели определяют реальную структуру каждого урока, его тип. Тип урока определяется наиболее значимым его элементом.
Обобщающего повторения и систематизации знаний и умений
Применения знаний и формирования умений
Закрепления знаний и умений
Контроля знаний и умений
Творческого применения знаний и умений
Комбинированный
Предъявления и усвоения (изучения) нового учебного материала
Слайд 5 Отличие уроков производственного обучения от теоретического заключается в том, что обучающиеся
должны понять, осмыслить учебный материал, переработать его и тут же воспроизвести при выполнении конкретного задания, т.е. основная цель уроков производственного обучения – умение переработать информацию и применить ее на практике.
Слайд 6Типы уроков
производственного обучения:
Уроки освоения трудовых приемов и операций, цель которых
– актуализировать технологические знания, полученные при изучении теоретических дисциплин и сформировать первоначальные умения выполнения изучаемых приемов и операций.
Уроки освоения сочетания операций и технологических процессов, или уроки производительного труда, цель которых – ознакомить обучающихся с организацией труда и планированием технологического процесса, способами его реализации. При этом закрепляются и совершенствуются умения сочетать различные приемы и операции при выполнении учебно-производственных работ
Контрольно-проверочные уроки, цель которых – определить степень подготовленности обучающихся за какой-то прошедший период, выявить степень осознанности, прочности и глубины сформированных умений, устранить обнаруженные пробелы.
Слайд 7Основные формы обучения
Групповая, когда все учащиеся в группе связаны с единым
содержанием. Наиболее эффективна на начальном этапе обучения
Бригадная, характеризуемая наличием обособленных связей между учащимися, т.е. форма организации, связанная с конечным результатом
Звеньевая. Используется при производстве сложной продукции, когда она не может быть получения без разделения бригады на более мелкие части
Индивидуальная, чаще всего реализуемая в условиях лаборатории, производственном обучении в производственном коллективе, в условиях практики
Слайд 8 Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия
обучающихся и преподавателя в процессе обучения.
В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения обучающихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия учителей и обучающихся.
Слайд 10 Пассивный метод – это форма взаимодействия обучающихся и преподавателя, в которой
преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а обучающиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя с обучающимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения обучающимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие преподаватели предпочитают пассивный метод остальным методам. В некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного преподавателя, особенно если обучающиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Рассказ, лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.
Слайд 12 Активный метод – это форма взаимодействия обучающихся и преподавателя, при которой
преподаватель и обучающиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был преподаватель, то здесь преподаватель и обучающиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали автократный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль, подчинить процесс обучения управляющему воздействию учителя. Их задача:
обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных обучающихся, так и не подготовленных;
установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.
Слайд 13Неимитационные методы
Характеристика:
-отсутствие модели изучаемого процесса;
-коммуникации в режиме "вопрос - ответ"
Виды:
-проблемная
лекция,
-лекция пресс-конференция;
-беседа;
-поисковая лабораторная -учебная дискуссия;
-самостоятельная работа с литературой;
-семинары;
-дискуссии
Слайд 14Имитационные методы
(формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на
имитации профессиональной деятельности)
Неигровые:
Анализ конкретной ситуации. Задается реальная ситуация, которая имела те или иные последствия (положительные или отрицательные). Учащиеся должны вычленить проблему, сформулировать ее, определить, каковы были условия, какие выбирались средства решения проблемы, были ли они адекватны и почему и т. д. В данном случае анализируется уже свершившееся действие.
Решение ситуаций. Моделируется нерешенная ситуация. Учащиеся должны не только сформулировать проблему, но, разделившись на группы, разработать варианты ее решения. Затем организуется "защита" решений, коллективное обсуждение.
Игровые:
-деловая игра;
-дидактические игры;
-игровые ситуации;
-дискуссия в процессе игр;
-игровые приемы и процедуры
Слайд 15 Деловая игра
Метод имитации принятия решений руководящих
работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости.
Цели:
формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов
воспитание системного мышления специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире
передача целостного представления о профессиональной деятельности и её крупных фрагментах с учётом эмоционально-личностного восприятия
обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений
воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом
Слайд 16 Дидактические игры
Это вид учебных занятий, организуемых
в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения
Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Слайд 17 Игровые ситуации
Один из методов активного обучения, отличающийся
тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности
Наиболее типичными игровыми ситуациями являются учебные ролевые игры и дискуссионные занятия.
Слайд 18Ролевая игра
Наличие индивидуальных ролей
Взаимодействие ролей
Наличие общей (или одинаковой) цели у
всего игрового коллектива
Несовпадение ролевых целей участников игры, исполняющих различные роли
Несовпадение ролевых целей участников игры, исполняющих различные роли
Наличие модели социально-экономической ситуации
Наличие системы группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры
Наличие управляемого эмоционального напряжения
Это активная форма экспериментального поведения, обладающая социализирующим эффектом, который зависит от мировоззренческих позиций играющего. В основе ролевой игры обычно лежит межличностная, конфликтная ситуация.
Признаки:
Слайд 19Дискуссия в процессе игр
Смысл слова дискуссия (лат. discussio) — исследование,
разбор, заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или в сопоставлении информации, идей, мнений, предположений.
Виды:
Круглый стол
Судебное заседание
Мозговой штурм
Заседание экспертной группы
Симпозиум
Форум
Дебаты
Техника аквариума
и процедуры
(Их также называют блиц играми, мини играми) относятся к методам активного обучения и включают игровые действия или отдельные, единичные элементы активизации незначительной или дискретной продолжительности, не имеющие правил, не предусматривающих поэтапную процедуру действий конкретных участников с контролем времени.
.
Организуемые со всей аудиторией, но при непосредственном участии только отдельных ее представителей, чаще всего по личному желанию. Главная цель применения игровых приемов и процедур в изменении эмоционального отношения обучающихся/студентов к учебной информации или процессу обучения. Используются в основном для активизации традиционных форм занятий.
Слайд 21Дидактические возможности ИКТ:
мобилизовать внимание обучаемого
выдавать информацию по частям, поэтому изучаемый материал
усваивается легче
быть точным и объективным в оценке знаний
активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти
представлять информацию в различной форме
Слайд 23 Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает
взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Место преподавателя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей урока. Преподаватель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых обучающийся изучает материал). Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, обучающиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия обучюащихся между собой и с преподавателем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при которых происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.
Слайд 24Интерактивные методы обеспечивают:
развитие навыков самостоятельной учебной деятельности
активное включение каждого обучающегося в
процесс усвоения учебного материала
повышение познавательной мотивации
обучение навыкам успешного общения
воспитание лидерских качеств
принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата
умение работать с командой и в команде
Слайд 25КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
система методов обучения, упорядоченная
по единому основанию.
по
дидактической цели
по источнику информации и восприятия
по степени познавательной активности учащихся
по логике изложения
др.
Слайд 26Методы обучения по источнику передачи и характеру восприятия информации
практические методы (обучающиеся
получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия)
словесные методы (источником знания является устное или печатное слово)
наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия)
Слайд 27Словесные методы
Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были
периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, “неактивными”. К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова преподаватель может вызвать в сознании обучающихся яркие картины прошлого, настоящего и будущего. Слово активизирует воображение, память, чувства обучающихся.
Виды:
Рассказ
Дискуссия
Объяснение
Беседа
Лекция
Работа с книгой
Слайд 28Рассказ
К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд
педагогических требований:
- содержать только достоверные и научно проверенные факты;
- включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
- иметь четкую логику изложения;
- быть эмоциональным;
- излагаться простым и доступным языком;
- отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.
Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.
Слайд 29Объяснение
Использование метода объяснения требует:
- точного и четкого формулирования задачи, сути
проблемы, вопроса;
- последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;
- использования сравнения, сопоставления, аналогии;
- привлечения ярких примеров;
- безукоризненной логики изложения.
Объяснение как метод обучения широко используется в работе с обучающимися разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями обучающихся, использование этого метода становится более необходимым.
Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.
Объяснение это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.
Слайд 30Беседа
Диалогический метод обучения, при котором преподаватель путем постановки тщательно продуманной системы
вопросов подводит обучающихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
При изучении нового материала ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у обучающихся состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала.
В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному обучающемуся (индивидуальная беседа) или обучающимися всей группы (фронтальная беседа).
Слайд 31Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с
группой в целом, так и с отдельными группами обучающихся. Особенно полезно организовывать собеседование на старших курсах, когда обучающиеся проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать свое мнение по тем или иным темам, поставленным преподавателем на обсуждение.
Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются всей группе, чтобы все обучающиеся готовились к ответу.
Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа “да” или “нет”.
В целом, метод беседы имеет следующее преимущество:
- активизирует обучающихся;
- развивает их память и речь;
- делает открытыми знания обучающихся;
- имеет большую воспитательную силу;
- является хорошим диагностическим средством.
Недостатки метода беседы:
- требует много времени;
- содержит элемент риска (обучающийся может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);
- необходим запас знаний.
Слайд 32Дискуссия
Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной
проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.
Слайд 33 Лекция
Лекция монологический способ
изложения объемного материала. Используется, как правило, на старших курсах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия обучающимися учебного материала в его логике и взаимосвязях. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи в применением блочно-модульного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.
Лекция может применяться также при повторении пройденного материала. Такие лекции называются обзорными. Проводятся они по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала.
Применение лекции как метода обучения в условиях современного образовательного учреждения позволяет значительно активизировать познавательную деятельность обучающихся, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью.
Слайд 34Работа с книгой
Составление справки - обобщение сведений о чем-нибудь, полученных после
поисков. Справки бывают статические, биографические, терминологические, географические и т.д
Составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть
Цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница)
Тезирование - краткое изложение основных мыслей прочитанного
Составление тематического тезауруса упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме
Слайд 35Составление формально-логической модели словесно-схематического изображения прочитанного
Составление матрицы идей сравнительных
характеристик однородных предметов, явлений
Рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному
Аннотирование - краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла
Конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления
Слайд 36Наглядные методы
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых
усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
метод иллюстраций предполагает показ обучающимся иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов обучения.
Слайд 37Условия использования наглядных методов обучения
наглядность должна использоваться в меру и показывать
ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока
привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве
демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала
наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все обучающиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет
применяемая наглядность должна соответствовать возрасту обучающихся
детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений
необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций
Слайд 38Практические методы
Практические методы обучения основаны на практической деятельности обучающихся. Этими методами
формируют практические умения и навыки
Практические работы
Упражнения
Лабораторные работы
Слайд 39Упражнения
Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с
целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.
Письменные
Графические
Устные
Учебно-трудовые
При выполнении каждого из них обучающиеся совершают умственную и практическую работу.
По степени самостоятельности обучающихся
при выполнении упражнений
упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления воспроизводящие упражнения
упражнения по применению знаний в новых условиях тренировочные упражнения
Слайд 40Особенности применения упражнений
Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и
внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.
Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.
К графическим упражнениям относятся работы обучающихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д.
Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности обучающихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.
К учебно-трудовым упражнениям относятся практические работы обучающихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию обучающихся.
Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у обучающихся способность к догадке, интуицию.
Слайд 41Практические
работы
Это проведение учащимися по заданию преподавателя опытов с использованием приборов, применением
инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.
Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.
Проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).
Особый вид практических методов обучения составляют занятия с тренажерами.
Лабораторные
работы
Слайд 42Методы обучения по логике
раскрытия содержания
Индуктивный метод - такая деятельность
преподавателя и учащихся, когда от фактов, конкретных заданий переходят к осознанию общих понятий, делают выводы и обобщения
Дедуктивный метод – переход от общих положений, правил, принципов к частным случаям, к решению конкретных задач
.
Слайд 43Методы обучения по характеру познавательной
деятельности обучающихся
Репродуктивный метод – опора на
способность обучаемых к активному восприятию и запоминанию изучаемого материала; учащимся излагается учебный материал в готовом виде и не требуется его обсуждение, высказывание предположений и т.д.. С точки зрения практических работ – это практические работы, требующие действия по образцу.
Продуктивный метод – метод, позволяющий обеспечить активное участие обучающихся в овладении знаниями и умениями. Применение этого метода позволяет обучающимся самостоятельно формулировать пути решения той или иной задачи (в широком плане – проблемы).
Слайд 44Методы обучения по сущности дидактических (учебных задач) решаемых на соответствующих
этапах обучения
методы творческой деятельности
методы приобретения знаний
методы формирования умений
методы применения полученных знаний
методы закрепления, проверки знаний и умений
Слайд 45Методы воспитания
Принуждение
Убеждение
Поощрение
Слайд 46Метод убеждения
Его сущность — постоянное обращение преподавателя к сознанию, чувствам и опыту обучающихся.
Пути убеждения
Словом
Делом
Доказательство
Разъяснение
Опровержение
На
личном опыте обучающихся
На опыте других
Слайд 47Способы убеждения
Средства убеждения
Основные педагогические условия
логические доводы
цифры
факты
эпизоды
примеры
поступки
и действия самого учащегося, людей, преподавателя
текущие события жизни и природы
-Убежденность;
-Эмоциональность;
-Настойчивость;
-Терпение и такт преподавателя;
-Знание индивидуально-психологических особенностей объекта воздействия;
-Научность;
-Правдивость;
-Достоверность и весомость аргументов;
-Умение доходчиво и убедительно разъяснять, доказывать и опровергать;
-Педагогическая культура;
-Авторитетность воспитателя
-Упражнение
-Принуждение
-Поощрение
-Критика и самокритика
-Пример
-Соревнование
Это способы педагогического воздействия преподавателей на сознание, чувства и волю обучающихся с целью формирования у них необходимых качеств и привычек поведения.
Слайд 48Метод принуждения
Система дисциплинарно-педагогических воздействий с целью исправить поведение обучающихся
Условия действенности
Формы
Категорическое требование
Выговор
Осуждение
на собраниях
Обоснованность и справедливость принуждения
Своевременность наказания
Обязательное выяснение причин и обстоятельств проступка
Применение метода принуждения на основе метода убеждения
Исключение грубости, унижения
Неотвратимость наказания
Наложение взыскания
Слайд 49Метод поощрения
Система приемов и средств морального и материального стимулирования (оценки) обучающихся
Формы
Условия действенности
Выделение
поступков как примерных, образцовых
Другие формы поощрений
Поощрительные обращения преподавателя к обучающемуся
Поощрительные жесты, мимика преподавателя, оценочные суждения
Обоснованность и справедливость поощрения
Своевременность поощрения
Разнообразие поощрения
Постепенное возрастание значимости вида поощрения
Гласность поощрения
Слайд 50Формы обучения
Форма обучения отражает внешнюю сторону организации процесса обучения, определяющую: когда,
где, кто и как обучает и обучаются.
Формы обучения определяют, как в реальных условиях организовать обучение. Формы обучения зависят от других элементов процесса обучения6 содержания, методов, средств.
Основаниями для классификации форм обучения являются: количество и состав обучающихся; место учебы; продолжительность учебной работы.
Классификация
-Индивидуальные;
-Коллективные
-Групповые;
-Классные;
-Внеклассные
-Урочные;
-Внеурочные
Слайд 51Классно-урочная система
-четкая организационная структура;
-простое управление;
-возможность взаимодействия учащихся между собой;
-возможность воспитания в
учебном процессе;
-экономичность.
- обучающиеся примерно одного возраста и уровня подготовки составляют класс (группу), которая сохраняет, в основном, постоянный состав на весь период обучения;
- класс (группа) работает по единому учебному плану и программам согласно постоянному расписанию;
- основной единицей занятий является урок, который обычно посвящен одному предмету, теме;
- работой обучающихся на уроке руководит преподаватель, который оценивает результаты и в конце учебного года принимает решение об оценке.
- сложность индивидуализации обучения, учета особенностей обучаемых, возможностей индивидуальной работы как по содержанию, так по темпам и методам обучения;
-строгая организационная структура затрудняет связь обучения с реальной жизнью, замыкает его на образовательном учреждении
Особенности
Достоинства
Недостатки
Слайд 52Другие формы обучения
Факультативные занятия
Практикум
Консультация
Внеклассные и внешкольные занятия
Семинар
Домашняя учебная работа
Дополнительные занятия
Экскурсия
Слайд 53Средства обучения
Средства обучения – источник получения знаний, формирования умений.
Средства обучения включают
в себя: наглядные пособия; учебники; дидактический материал; технические средства (ТСО); реальные объекты; компьютерное оборудование и др.
Выбор средств обучения зависит от целей, содержания и методов обучения.
Функции
информационная
дидактическая
контролирующая
Слайд 54Классификация средств обучения по нарастанию возможности заменять действия преподавателя и автоматизировать
деятельность обучающихся:
Простые средства:
-словесные – учебники и другие;
-простые визуальные средства – реальные предметы, модели, картины и т.д.
Сложные средства:
-механические визуальные приборы (микроскоп, кодоскоп и т.д.);
-аудиальные средства (проигрыватели, магнитофоны, радио);
-аудиовизуальные средства (звуковой фильм, ТВ, видео);
-средства, автоматизирующие процесс обучения (компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные системы).