Слайд 1Управление качеством образования в условиях
реализации ФГОС: инновационные системы оценки
качества
знаний учащихся
Преподаватель-организатор ОБЖ
Дегтярёв А.И.
Слайд 2Современный мир характеризуется множеством альтернатив, обилием разнообразной и противоречивой информации.
В
этих условиях каждому человеку важно владеть умениями и инструментарием оценочной деятельности.
Слайд 3Регуляторы деятельности человека
контроль
анализ
Слайд 4Контроль и анализ дают человеку информацию о том, насколько успешно идёт
процесс, показывают существующие сложности. Это позволяет корректировать действия.
Слайд 5деятельность по контролю и оценке хода и результатов того или иного
процесса
Контрольно-оценочная
деятельность
Слайд 6процесс сравнения контролируемого объекта деятельности с эталонами, нормами, критериями
Контроль
Слайд 7устное или письменное выражение результатов контроля
Оценка
Слайд 8ФГОС предусматривает систему оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы на
каждом уровне.
Слайд 9Инновационные системы оценивания
тестирование;
модульная система оценки качества знаний;
рейтинговая системы оценки
качества знаний;
мониторинг качества знаний;
учебное портфолио.
Слайд 10В Финляндии наиболее распространенная методика - активная оценка.
Финские ученики занимают самые
высокие позиции в исследованиях Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (РISА). В пятерку самых успешных европейских стран входят Эстония и Польша.
Слайд 12Активная оценка - это стратегия обучения, в рамках которой ученики имеют
возможность постоянно видеть и понимать свои успехи и радоваться им; видеть свои ошибки и работать над ними; обладать умением оценки, управлять личным обучением.
Слайд 13Активная оценка помогает педагогу изменить представление о своей роли и роли
ученика в процессе формирования умений и навыков, обретения знаний.
Слайд 15Значение обратной связи
обеспечивает качественное планирование;
создает возможности для отслеживания процесса обучения;
является важным
дидактическим умением учащегося;
оказывает эмоциональное воздействие;
служит мотивирующим фактором для ребёнка;
формирует адекватную самооценку обучающихся.
Слайд 17Элементы активной оценки
Цели урока
цели определяет педагог;
формулировка целей должна быть понятна детям;
вовлечение
учащихся в определение собственных целей на учебное занятие или тему;
принятие цели каждым обучающимся.
Слайд 18Цели урока
Тема:
Проценты
Цель учителя: учащийся должен владеть концепцией процентов, понимать необходимость
использования процентов в повседневной жизни и уметь вычислять процентную долю от данного числа.
Цель для учащихся: сможете подсчитать процент от числа и вычислить цену в магазине при снижении или повышении цен.
Слайд 19Элементы активной оценки
Критерии достижения цели
ученик узнаёт о требованиях теста перед началом
изучения темы;
ребёнок самостоятельно отслеживает свои успехи, определяя, что он уже изучил и над чем должен поработать;
увеличивается ответственность и самостоятельность ребёнка;
озвучивание требований перед изучением темы делает открытым процесс обучения.
Слайд 20Элементы активной оценки
Обратная информация
В работах ставится не балл, а отзыв относительно
выполненной работы, комментарии в устной или письменной форме.
Обратная информация содержит три обязательных элемента:
положительные аспекты работы ученика;
что требует исправления;
как следует выполнить исправления.
Слайд 21Элементы активной оценки
Обратная информация
Каждый ученик получает информацию о том, что делать
дальше:
«слабый» узнает, над чем и каким образом работать, чтобы усовершенствовать умения и навыки и усвоить материал;
«сильный» получит еще более интересное задание, которое может выходить за рамки программы.
Слайд 22Элементы активной оценки
Обратная информация
Обратная информация может исходить:
от педагога;
от другого ученика;
от
самого обучающегося.
Слайд 23В классе, где царит атмосфера обучения, ученики не будут иметь проблем,
как
с самооценкой, так и с сообщением учителю, что они еще не усвоили.
Они могут обратиться с просьбой подобрать соответствующее задание на закрепление или на выявление сложных и неясных вопросов.
Ученик и учитель на таком уроке - союзники.
Слайд 24Элементы активной оценки
Ключевые вопросы
способствуют активизации мышления;
учащиеся видят более широкий контекст проблемы;
побуждают
к поиску ответов и более активному участию в процессе обучения.
Слайд 25Человек охотно учится тому, в чём заинтересован, что его интригует, что
необходимо для достижения цели.
Дети стремятся понять и легко запоминают то, что им интересно.
Слайд 26Элементы активной оценки
Ключевые вопросы
Функции:
пробуждают любознательность и интерес к теме;
поощряют мыслительную деятельность;
привлекают
внимание и ставят вызов;
способствуют усвоению материала;
тесно связаны с целью урока или серии уроков;
направлены на реализацию целей урока.
Слайд 27Элементы активной оценки
Техника постановки вопроса
Важно:
задавая вопрос, оставьте время на размышление;
учитель
сам решает, кого спросить (принцип неподнимания рук);
используйте элементы игры.
Слайд 28Педагогу нужно научиться правильно реагировать на неправильные ответы учеников. Неправильный ответ
показывает, каким образом учащиеся делают типичные ошибки, что помогает найти правильное направление решения.
Следует допускать ответ «Я НЕ ЗНАЮ».
Это важная информация о том, что ребёнок ещё не усвоил.
Слайд 29Элементы активной оценки
Техника постановки вопроса
используйте поиск ответа в парах: учащиеся
согласовывают, какой ответ на вопрос правильный;
формируйте пары на основе сотрудничества «слабого» и «сильного» ученика.
Слайд 30Особенности организации учебного занятия с применением активной оценки
определять критерии оценки результативности
учебного занятия;
знакомить обучающихся с критериями результативности;
реализовывать возможность обратной связи;
учить детей ответственности за их обучение;
предоставлять возможности оценки и самооценки;
оценивать работу учеников только после их самооценки;
Слайд 31Особенности организации учебного занятия с применением активной оценки
давать возможность улучшить свою
работу и показать, как это можно сделать;
верить в возможности ребёнка и демонстрировать ему свои надежды, что он может достичь большего;
сообщать родителям о прогрессе их ребёнка, вооружать их критериями оценки;
создавать атмосферу сотрудничества, а не соревнования.
Слайд 32Организация обучения с активной оценкой
я знаю, зачем и чему я должен
научиться;
мне нравится, когда педагог говорит со мной о моем прогрессе и знает, на каком этапе обучения я нахожусь;
я получаю от учителя информацию о том, что мною сделано хорошо, что я могу улучшить, как я могу развиваться дальше;
я осуществляю контроль и оценку своей деятельности и ее результатов, что дает мне возможность работать над ошибками и развивать свою деятельность;
я использую знания и умения моих одноклассников.
Позиция обучающегося
Слайд 33Элементы
активной
оценки
В начале каждого урока мы будем договариваться о цели
работы, чтобы знали, что и зачем вы будете делать.
По завершении урока сами должны оценить то, насколько цели достигнуты.
Организация обучения с активной оценкой
Слайд 34Элементы
активной
оценки
Всегда буду знакомить с критериями оценки: указывать на то,
что будет оцениваться. Проверка будет осуществляться частично – только то, о чём была предварительная договоренность.
Организация обучения с активной оценкой
Слайд 35Элементы
активной
оценки
Перед вами будут поставлены вопросы и задачи для самостоятельного
решения. Проблемные ситуации будем разрешать вместе: вы будете проявлять инициативу, а не только следовать указаниям учителя.
Организация обучения с активной оценкой
Слайд 36Элементы
активной
оценки
Часто будете получать не отметку, а комментарий к работе:
что сделали хорошо, а на что ещё следует обратить внимание.
Организация обучения с активной оценкой
Слайд 37Элементы
активной
оценки
Буду стараться учитывать мнение о том, как вы хотите,
чтобы вас учили.
Организация обучения с активной оценкой
Слайд 38Элементы
активной
оценки
Будете оценивать:
друг друга (задавать друг другу вопросы, давать советы);
сами
себя и планировать своё дальнейшее развитие.
Организация обучения с активной оценкой
Слайд 39Методика активной оценки ограничивает частоту выставления отметки. Результат в виде балла
выставляется после изучения целой темы.
Для родителей ребёнок после каждого занятия заполняет таблицу, где напротив темы в двух-трёх предложениях он пишет, чему научился на данном занятии.
Слайд 40Рекомендации для
родителей
Каждый день интересуйтесь не отметками, которые получил ребёнок, а
его учебными успехами. Спрашивайте:
- Что ты сегодня узнал нового?
- Чему научился?
- Что было самым интересным?
Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей сына или дочь.
Организация обучения с активной оценкой
Слайд 41Рекомендации для
родителей
Попросите ребёнка ещё до чтения параграфа ответить на вопросы,
которыми параграф завершается. Он будет знать, на что обращать внимание при чтении текста.
Организация обучения с активной оценкой
Слайд 42Рекомендации для
родителей
Спросите у ребёнка, есть ли у него критерии выполнения
домашней работы: на что учитель будет обращать внимание при проверке выполнения домашнего задания. Попросите соотнести выполненную работу
с полученными от учителя критериями.
Организация обучения с активной оценкой
Слайд 43Рекомендации для
родителей
Обратите особое внимание на то, что ребёнком сделано правильно,
удачно. Это придаст ему больше уверенности в своих силах.
При обнаружении пробелов и ошибок обсудите, как он эти недостатки может устранить.
Организация обучения с активной оценкой
Слайд 44Рекомендации для
родителей
Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребёнка не на бездумный пересказ
текста, а на то, чтобы он умел доказывать правильность выполнения задания, приводить свои примеры. Спрашивайте:
- Почему ты так думаешь?
- А можно ли по-другому?
- На чём строится твоё убеждение?
- Верно ли ты выполнил задание, понял содержание текста?
Организация обучения с активной оценкой
Слайд 45Рекомендации для
родителей
Почаще обращайтесь к оценочным листам и портфолио, которое
ведёт ваш ребёнок.
Организация обучения с активной оценкой
Слайд 46Внедрение в образовательную среду активной оценки будет повышать качество образования, если
в процессе обучения воплощается идея становления ребёнка как субъекта обучения, владеющего навыками постановки целей, планирования учебно-познавательной деятельности, организации своего учения, контроля и оценки его хода и результатов, при условии вовлечения родителей в контрольно-оценочную деятельность.