Слайд 1 Махрова
Валентина
Михайловна –
учитель начальных классов
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ТАВРИЧЕСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ
КОМПЛЕКС»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Слайд 3Великая цель образования — не только знания, но и прежде всего
действия.
Н.И. Мирон
Слова Уильяма Уорда (яхтсмен, бронзовый призер летних олимпийских игр 1908г.), ещё больше усиливают противоречия между профессией учителя и всеми остальными:
«Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет».
Слайд 5Исходя из требований ФГОС НОО, начальное общее образование должно обеспечивать условия
для всестороннего развития ребенка, заложить основы для формирования личности, способной найти свое достойное место в обществе.
Приоритетная цель начального образования – не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а формирование учебной деятельности младшего школьника. Задача учителя – научить ребенка учиться.
Слайд 7Научно – методическая проблема:
«Организация УВП, ориентированного на развитие обучающихся и реализацию
их образовательных возможностей»
Слайд 9Организация
образовательного процесса
Образовательный процесс в начальной школе осуществляется в соответствии с
действующей нормативно-правовой базой Российской Федерации и Республики Крым в области образования. Для реализации основных задач ФГОС НОО необходимо использовать эффективные педагогические технологии, прогрессивные методы и приемы, осуществлять личностно ориентированный подход в обучении и интеграцию с информационно-коммуникационными технологиями.
Слайд 11
Особенности технологий
личностно-ориентированного обучения
Модель личностно-ориентированого обучения
Внутренняя мотивация к учению.
Индивидуальная траектория развития
в учебно-воспитательном процессе.
Ориентация на способности каждого ребенка.
Развитие личности.
Субъектная позиция ребенка в образовательном процессе.
Слайд 13Система действий учителя и учащихся на разных этапах проблемной ситуации
Этапы
Действия учителя Действия учащихся
1.Постановка задания, вызывающего проблемную ситуацию. Ставит учебную задачу и создает учебную проблемную ситуацию. Определяет соответствие проблемного задания интеллектуальным возможностям учащихся.
Выявляют противоречие или ранее неизвестное в предложенном задании.
2.Анализ проблемной ситуации. Организует работу по актуализации знаний, определению области знания и незнания учащихся, подводит к формулировке проблемы. Высказывают различные мнения по обнаруженному противоречию, выявляют область недостающего знания, формулируют выявленную проблему, определяют потребность в новом знании, способе действия.
3.Поиск решения проблемы. Организует поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. Осуществляют отбор гипотез, выбирают метод решения проблемы.
4.Решение проблемы. Координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Осуществляют решение проблемы с помощью выбранного метода, фиксируют алгоритм решения проблемы в принятой форме (буквенной, графической).
5.Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий. Подбирает соответствующие задания по усвоению новых знаний, способов учебных действий; осуществляет действия контроля и оценки.
Выполняют задания, направленные на усвоение новых знаний, способов действия, осуществляют самоконтроль, самооценку.
Слайд 15Система действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом
Подготовка - выбор темы проекта, определение цели и содержания проекта, формирование творческих групп, определение форм выражения итогов проектной деятельности.
Планирование – анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в группе, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп, отбор литературы
Принятие решения – сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности.
Выполнение – выполнение проекта Работают над проектом и его оформлением. Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.
Оценка результатов – оценка выполнения проекта: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков. Обсуждают полученные результаты, исправляют возможные недочеты, формулируют выводы.
Презентация – защита проекта. Докладывают о результатах своей работы.
Слайд 17Организация урока в начальной школе осуществляется в рамках
системно-деятельностного подхода.
При планировании
урока учитываются мотив, цель, учебная задача, способы действий для достижения цели, результат, самоконтроль, самооценка, рефлексия.
Целевым ориентиром урока является формирование и развитие умений самостоятельной учебно-познавательной и учебно-практической деятельности младшего школьника; применение продуктивных методов обучения: проблемно-диалогических, частично-поисковых, поисковых, исследовательских, эвристических. Работа обучающихся на уроке организуется через парные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы обучения. Важнейшим признаком урока, ориентированного на новый образовательный стандарт, является наличие в его содержании элементов обучения школьников универсальным учебным действиям.
Слайд 19Системно-деятельностный подход предполагает ориентацию на личностные, метапредметные и предметные результаты образования.
Развитие личности обучающегося происходит на основе усвоения универсальных учебных действий.
Развитие умения обучающегося самостоятельно определять учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Особое внимание рекомендуется уделять не только методике преподавания в начальной школе, формам, методам и приемам обучения, а также созданию особого психологического климата в классе.
Слайд 21 Особое внимание следует уделить структуре урока
Организационный момент, который призван
помочь ребенку в формировании организационных умений и навыков. Учитель детально инструктирует учащихся, что и как делать, терпеливо приучает их к выполнению элементарных требований, пошагово проговаривает последовательность действий.
Для основной части урока следует подобрать такие методы и приемы работы с детьми, которые обеспечивают активную практическую деятельность каждого учащегося. Для укрепления зрения, развития мелкой моторики руки следует чередовать виды деятельности, своевременно проводить физкультминутки, не переутомлять обучающихся письмом и длительным рисованием. Игровые формы деятельности должны быть во время обучения в начальной школе.
Целью заключительной части урока является рефлексия, формирование положительной мотивации учащихся на учебную деятельность.
Слайд 22Высказывания для рефлексии:
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно
узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось…
Слайд 23Структура урока
«открытия нового знания»
Слайд 24
Особенностью обучения русскому языку является формирование у учащихся коммуникативной компетентности,
поэтому
важно уделить внимание развитию связной речи, учить ребенка правильно, грамотно высказываться как в устной, так и в письменной форме, а также формированию навыков грамотного, безошибочного письма.
Слайд 26Работа с орфограммой
Главная задача учителя – научить ребенка видеть орфограмму и
научить думать при письме. С этой целью следует подбирать для урока интересные задания, учить детей работать со словарями, а также ежедневно проводить работу над ошибками в тетрадях для текущих работ и в тетрадях для контрольных работ после каждой проведенной работы. Работа над ошибками в начальных классах должна быть исключительно индивидуальной, форму ее проведения определяет учитель.
Слайд 27Проекты по русскому языку и литературному чтению
Слайд 28
Синквейн со словом «речь»
1. 1- существительное (речка)
2. 3– прилагательных (красивая, правильная,
ясная)
3. 3- глагола (помогает, воспитывает, обогащает)
4. Предложение 3-4 слова, мое отношение (Речь – зеркало души.)
5. Слово-ассоциация, синоним (речь-слово)
Слайд 29 Культура речи
Также немаловажное направление работы учителя – обогащение словаря и
повышение культуры речи обучающихся. Работа по речевому развитию предусматривается не только на уроках русского языка. Эта задача с учетом специфики содержания разных учебных предметов решается на каждом уроке, особое место занимает она на уроках литературного чтения.
Слайд 32При изучении учебного предмета «Математика» необходимо обратить внимание
на следующие темы
«Числа
и величины»,
«Текстовые задачи»,
«Пространственные отношения. Геометрические фигуры»,
«Геометрические величины»,
«Работа с информацией»
Слайд 33На уроках целесообразно использовать различные методы обучения:
словесные, которые дают возможность задать
высокий уровень теоретических знаний;
наглядные, позволяющие активизировать внимание детей, заинтересовать;
практические, формирующие практические навыки, детское творчество. Немаловажное значение имеет продуманная структура урока, мотивация к обучению.
Следует помнить, что на уроке математики большое значение придается использованию наглядности, демонстрационному и дидактическому раздаточному материалу.
Слайд 34В рамках которых должны быть сформированы следующие планируемые результаты:
моделировать ситуации, требующие
перехода от одних единиц измерения к другим;
применять знание позиционной записи числа при сравнении чисел;
понимать текст задачи, планировать ход решения, учитывая все условия, находить ответ и записывать его объяснения;
различать пространственные геометрические фигуры, характеризовать их свойства;
моделировать плоские и объемные тела, находить геометрическую величину разным способом;
знать различные способы измерения величин;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах, диаграммах;
использовать необходимую информацию в жизненных ситуациях.
Слайд 36Специфика учебного предмета
«Окружающий мир» состоит в том, что он
соединяет природоведческие,
обществоведческие, исторические знания, дает детям материал естественных и социально-гуманитарных наук,
закладывает основу для изучения основных предметов в средней и старшей школе,
а также экологическую и культурологическую грамотность младшего школьника.
Слайд 37
При изучении предмета необходимо обратить внимание на темы:
«Явления природы»,
«Природные зоны
России»,
«Родной край – частица Родины»,
«Человек – член общества»,
«Страницы истории Отечества»
Слайд 39Использовать различные формы организации учебного процесса
урок-путешествие,
урок-экскурсия,
презентация,
устный журнал,
и т.п.
Слайд 41
В рамках которых должны быть сформированы следующие планируемые результаты:
уметь проводить простейшую
классификацию изученных объектов живой и неживой природы;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
формировать понимание особой роли России в мировой истории, о наиболее важных и ярких событиях общественной и культурной жизни Российского государства;
уметь давать характеристику природных зон;
охарактеризовать основные природные и культурные объекты Крыма как составляющую природы и культуры Российской Федерации
Слайд 43
По проведению Всероссийских проверочных работ рекомендовано:
совершенствование содержания и форм методической работы,
обмена опытом учителей начальных классов по актуальным вопросам достижения учащимися планируемых результатов по учебным предметам, диагностики и оценки планируемых результатов;
изменение содержания, форм и подходов к организации и проведению текущего контроля, промежуточной аттестации;
проведение тренировочных работ в формате Всероссийских проверочных работ.
Слайд 45Согласно ФГОС НОО в 4-м классе изучается предмет
«Основы религиозных культур
и светской этики»
основной задачей которого является развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р). Один из 6 модулей: «Основы светской этики» - выбирают родители (законные представители) учащихся в конце обучения в 3-м классе. Выбор модуля осуществляется в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2015 №08-461 «О направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ».
Слайд 47Данный курс рекомендовано не оценивать в баллах (Письмо Министерства образования и
науки РФ от 8 июля 2011г. №МД-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»).
Учитель организует работу по созданию творческих проектов, галереи образов, выставок, фоторепортажей и т.д. Результаты подготовки и защиты детских работ могут учитываться при формировании портфолио достижений учащихся.
Слайд 49
Согласно п.16 ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется
образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность осуществляется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся по разным направлениям развития личности и позволяет решать ряд важных задач: обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе, оптимизация учебной нагрузки обучающихся, улучшение условий для развития ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Слайд 50Внеурочная деятельность – составная часть
образовательного процесса и одна из форм
организации свободного времени учащихся.
Особенность данного компонента образовательного процесса – предоставление детям возможностей широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
- Социальное: «Дорожная азбука», «Учимся общаться»;
- Общекультурное: «На все руки мастер», «Весёлые нотки»;
- Общеинтеллектуальное: «Шаг в науку»; «Инфознайка»;
- Спортивно – оздоровительное: «»Здоровейка», «Радуга».
Слайд 51«Шаг в науку» - 0,5 часа
Цель программы: создание условий для успешного
освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Итоги реализации программы могут быть
представлены через презентации проектов,
участие в конкурсах и олимпиадах
по разным направлениям.
Слайд 54«На все руки мастер» – 0,5 часа
Цель программы:
Развитие творческих способностей ребенка,
проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.
Программа «На все руки мастер» входит во внеурочную деятельность по направлению художественно - эстетического развития личности.
Слайд 58Взаимосвязь с предметами ИЗО и «Технология»
Слайд 59Выставка творческих
работ в классе
Слайд 61«Дорожная азбука» - 0,5 часа
Данная программа предполагает достижения таких целей:
формирование у
младших школьников навыков безопасного участия в дорожном движении.
Учащиеся 4-го класса должны уметь:
ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
переходить железнодорожные пути;
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
Слайд 64«Культура добрососедства» – 0,5 часа
Главная цель - воспитание социально компетентных, критически
мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, хорошо знакомых с родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.
Слайд 66«Здоровейка» – 1 час
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» носит
образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения.
Слайд 70Тесно связана с уроками физкультуры
Слайд 72Серьезное внимание уделяется активизации двигательной активности
Кроме уроков физической культуры двигательная активность
обучающихся может обеспечиваться за счет:
физкультминуток, физкультпауз;
подвижных игр на переменах;
внеклассных спортивных занятий;
общешкольных спортивных мероприятий;
дней здоровья; спартакиад.
С целью профилактики утомляемости, предупреждения развития сколиоза, заболеваний сердечно-сосудистой системы, зрения необходимо проводить физкультминутки (динамические, дыхательные упражнения, пальчиковую гимнастику, гимнастику для рук, глаз и т.д.).
Слайд 75И воспитание, и образование нераздельны.
Нельзя воспитывать, не передавая знания,
всякое
же знание действует воспитательно.
Л.Н. Толстой
«Учитель, будь солнцем,
излучающим человеческое тепло,
будь почвой, богатой
ферментами человеческих чувств,
и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...»
(Ш. Амонашвили)
Слайд 92Классные часы
о выдающихся людях
Слайд 102Заключение
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель...»
(Л. Толстой)