Слайд 1на тему:
"Формирование общих и профессиональных образовательных компетенций через различные
формы преподавания
технической механики»
ГАОУ СПО УГМТ
2012 год
Творческий отчет
преподавателя Юсуповой Юлии Владимировны
Слайд 2 «Хочешь наукой воспитать ученика - люби свою
науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты
воспитаешь их».
Л. Н. Толстой.
Эпиграф:
Слайд 3Изменения в сфере профессионального образования.
В настоящий момент система профессионального образования изменяется,
в связи с введением
новых стандартов.
Стандарты третьего поколения определяют
два вида компетенций
общие и профессиональные.
Общие компетенции подразумевают
умение действовать в широком спектре видов деятельности, а профессиональные отвечают за профессионализм выпускника.
Слайд 4Общие компетенции
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес;
организовывать собственную деятельность, определять методы и способы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
Требования ФГОС третьего поколения:
решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;
осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой
постановки и решения
профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Слайд 5Профессиональные компетенции
Требования ФГОС третьего поколения:
оформлять техническую документацию;
организовывать и контролировать ведение технологических
процессов;
контролировать ведение работ по обслуживанию горно - транспортного оборудования и вспомогательных технологических процессов;
участвовать в модернизации схем по внедрению в технологический процесс современного оборудования.
Слайд 6Противоречия
низкий уровень мотивации студентов к учебно - познавательной и профессиональной
деятельности;
социально-психологическая неготовность к решению организаторских задач;
недостаточная сформированность у студентов креативных качеств и низкий общекультурный уровень;
преобладание репродуктивного вида учебной работы, по сравнению с проблемно-поисковым и исследовательским.
обучение «Технической механике» на первом году учебы в техникуме
Портрет студента.
Слайд 7Цель моей работы:
способствовать формированию у студентов общих и профессиональных образовательных компетенций
через различные формы преподавания дисциплины «Техническая механика».
Слайд 83. Оценить сформированность требуемых компетенций студентов и по результатам, выработать стратегию
дальнейшей работы.
Задачи:
1. Исследовать степень владения
студентами некоторыми общими и
профессиональными компетенциями.
2. Найти эффективные формы преподавания дисциплины «Техническая механика»,для запуска механизмов самообразования и самоорганизации.
Слайд 9Научные основы опыта:
теории проблемного обучения (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшин)
теории
деятельности и развития личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
теории гуманизации и личностной ориентации образования (Е.В. Бондаревская, К. Роджерс, В.В. Сериков, Л.Д. Соломенко, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.);
теории компетентностного образования (А.В. Баранников, М.Е. Бершадский, Г.Б. Голуб, А. Дахин, В.В. Гузеев, Г.К. Селевко, О.В. Чуракова);
теории управления педагогическими процессами (Ю.К. Бабанский, Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, С.Н. Митин, А.А. Орлов, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова);
концепции профессионально-личностного развития (Н.Ш. Валеева, Б.С. Гершунский, А.А. Деркач, Н.И. Калаков, Н.Б. Шмелева);
концепции профессионально-личностного становления (И.Д. Лушников, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, Н.Б. Шмелева, О.И. Донина и др.)
новые педагогические технологии, Е.С.Полат.
Слайд 10Девиз: «Хочешь воспитать компетентного профессионала - будь компетентным профессионалом в своей
области!»
Мои правила:
Уважай в студенте человека, личность;
Постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению, «умственный аппетит» у других);
Передавай свои знания так, чтобы студенты хотели и могли их осваивать, были готовы их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании.
Слайд 11Компетентностный подход в профессиональном образовании.
Подход, рассматривающий выпускника учреждения среднего профессионального образования,
как специалиста, владеющего компетенциями, определяется в педагогике как компетентностный.[1]
[1] Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23 - 30.
Слайд 12Компетентностный подход в профессиональном образовании.
Компетентностный подход в обучении - это подход,
акцентирующий внимание на результате образования, который признается значимым и за пределами системы образования.
Важнейшей целью этого подхода является формирование способности человека действовать в различных жизненных проблемных ситуациях, а не усвоение некоторого количества информации.
Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании будет способствовать подготовке квалифицированного,конкурентоспособного на рынке труда специалиста, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Слайд 13Реализация компетентностного подхода на уроках дисциплины «Техническая механика»
Для реализации компетентностного подхода
в процессе моей педагогической деятельности появляется необходимость разрабатывать методические, дидактические и др. компоненты, внедрять определенные педагогические технологии, направленные на достижение единой цели, а именно подготовить будущего специалиста к трудовой деятельности в условиях современной социально-экономической ситуации.
Слайд 14Применяемые педагогические технологии.
Слайд 15Технологии проблемного обучения.
Цель проблемного обучения это не только усвоение результатов научного
познания, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности студента и развитие его творческих способностей.
Если перед преподавателем ставится задача сформировать такие компетенции, как: способность студентов решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях; осуществлять анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, то педагогически правильно организованное обучение не может быть не проблемным.
Слайд 16Методы проблемного обучения.
«Сначала я открывал истины, известные многим; и, наконец, стал
открывать истины, никому еще неизвестные».
К.Э. Циолковский
Методы рассуждающего изложения (изучение новой темы, повторение материала).
Метод диалогического изложения (изучение новой темы, повторение материала).
Метод эвристических заданий (изучение новой темы, повторение материала, выработка умений и навыков).
Слайд 17Игровые технологии обучения.
Помогают формированию таких компетенций, как умение
работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу, с принятием на себя ответственности за результат выполнения задания.
Слайд 18Основные принципы организации игры:
Слайд 19Внеклассное мероприятие «Студенты третьего поколения – 2011»
Слайд 20Внеклассное мероприятие «Студенты третьего поколения – 2011»
Слайд 21Деловая игра «Один «прекрасный случай» на производстве»
Слайд 22Информационно-коммуникационные технологии.
Слайд 23Интерактивные технологии обучения.
Интерактивная - inter (взаимный), act (действовать)
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки.
Слайд 25Виды деятельности:
Методическая (разработка УМК, поурочных планов,
рекомендаций к выполнению контрольных работ,
тестов)
Внеучебная ( классные часы, участие в спортакеадах
и конкурсах)
Учебная (проведение открытых уроков и внеклассных
мероприятий, участие в декадниках ОПД, подготовка
студентов к олимпиадам
Организационная (создание условий и диагностика
уровня сформированности ОК и ПК)
Слайд 27Диаграмма качества по дисциплине «Техническая механика»
Слайд 28Диаграмма динамики качества выполнения контрольных срезов по дисциплине.
Слайд 29Диаграмма динамики среднего балла за контрольные срезы по дисциплине «Техническая механика»
Слайд 30Проектная часть:
Повышать качество обучения
Заниматься самообразованием
Внедрять инновационные технологии обучения
Разработать УМК по новым
стандартам
Продолжить работу над
Формированием ОК и ПК студентов
Придерживаться принципов компетентностного подхода
Широко использовать ИКТ
Слайд 31Заключение:
«Чтобы быть хорошим учителем, надо, прежде всего, любить тех, кому преподаёшь.
У детских врачей есть правило: перед встречей с ребёнком – согрей руки. Так и учителю всегда надо помнить не только о тепле своих рук, но и о тепле своей души…»
В.О. Ключевский