Слайд 1 Технология исследовательской деятельности
«Усваивается все крепко и
надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» Р. Эмерсон
)
Слайд 2Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой
деятельности для детей и доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.
Детское экспериментирование - «Это истинно детская деятельность, которая возникает в раннем возрасте и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста без помощи взрослого и даже вопреки его запретам» (Н.Н. Поддъяков, 1981г.)
Слайд 3 А.И.Савенков
«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя
собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».
Слайд 4Технология исследовательской деятельности - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе
поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Слайд 5Эксперимент - в строгом понимании - научно- исследовательская работа с заранее
совершенно неопределенным и неизвестным результатом. В системе образования под понятие эксперимент объединяют «поиск», «поисковую работу», «опыт», «опытно-экспериментальную работу», «исследовательскую работу» и т.п., четких различий между ними нет, все они подразумевают собственно экспериментальную деятельность.
Слайд 6Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у
дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Задачи технологии исследовательской деятельности:
*Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
*Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
*Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
*Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
*Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
*Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
*Стимулировать желание детей экспериментировать.
Слайд 7Принципы технологии
исследовательской деятельности.
1.Принцип учета возрастных особенностей детей
2.Принцип индивидуальности и вариативности ;
3.Принцип психологической комфортности - создание особой предметно – развивающей среды ;
4.Принцип доступности ;
5.Принцип систематичности и последовательности ;
6.Принцип сознательности и активности ;
7.Принцип непрерывности - обеспечивает преемственные связи между дошкольным учреждением и школой.
Слайд 8Алгоритм подготовки и проведения технологии исследовательской деятельности.
шаг 1 .Выявление проблемы
;
шаг 2 .Выбор темы исследования .
шаг 3. Определение цели исследования
шаг 4. Определение задач исследования. шаг 5. Выделение гипотезы
шаг 6. Составление предварительного плана исследования
шаг 7. Провести эксперимент (опыт) ;
шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы
Слайд 9Работа с детьми
- специально организованные занятия;
-занятия по экологии с элементами
экспериментирования;
-комплексные прогулки с элементами экологии и экспериментирования;
-короткие опыты во время прогулок;
-организованные по желанию ребенка занятия-опыты в долгие осенние и зимние вечера;
-беседы, подтвержденные показами опытов;
-самостоятельно организованные детьми эксперименты под непосредственным наблюдением воспитателя, для выработки навыков проведения опытов.
Слайд 10Основным методом технологии детской исследовательской деятельности является экспериментирование.
Главное достоинство этого метода
– контакт ребенка с предметами или материалами, что дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качеств, возможностей.
Структура технологии детского экспериментирования
*постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
*целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
*выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
*проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
*анализ полученного результата (подтвердилось или не подтвердилось);
*формулирование выводов.
Слайд 11Содержание опытно- экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.
1. Непосредственно-организованная деятельность
с детьми (плановые эксперименты).
2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество).
3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).
Слайд 12Классификация детского экспериментирования
-По характеру объектов, используемых в эксперименте
-По месту проведения
опытов
-По причине их проведения
-По количеству наблюдений за одним и тем же объектом
-По количеству детей
-По характеру включения в педагогический процесс
-По продолжительности
-По характеру познавательной деятельности детей
-По месту в цикле
-По способу применения
-По характеру мыслительных операций
Слайд 13Правила безопасности
1. Работа под наблюдением
взрослого.
2. Сначала спроси –
потом
экспериментируй.
3. Все вещества
эксперимента брать
только ложечкой.
4. Грязными руками не
трогать глаза.
5. Не брать ничего в рот.
Слайд 14Приборы и оборудование, которые могут быть размещены в мини - лаборатории:
Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные); магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, верёвки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щётки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвёртки, винтики, тёрка, клей, наждачная бумага, лоскуты ткани, клей, колёсики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, метал), мельницы.
Ёмкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, формочки, лопатки.
Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т.п.); «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т.п.).
Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельчённый пенопласт.
Слайд 15Центр природы и экспериментирования.
Слайд 16
Оборудование для исследовательской деятельности
Слайд 17
Материал, подлежащий исследованию
Слайд 18Опыты и эксперименты дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы:
Слайд 25 Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
Чарльз
Диккенс
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.
Творческих Вам успехов!