Слайд 1Технология дифференцированного обучения
Презентацию подготовила:
учитель МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ М.В. Гурских»
Слайд 2Выдающийся педагог ХХ столетия В.А.Сухомлинский говорил:
«Все дети
талантливы
по-своему!».
Слайд 3Дифференцированное обучение приобретало особую значимость на различных этапах развития образования:
- до
середины XIX века, когда обучение проходило при непосредственном взаимодействии учителя и ученика (индивидуальное обучение);
- в конце XIX века, когда дифференцированное обучение активно внедряется в массовую школу капиталистических стран, в которых из-за увеличения сроков обязательного обучения (8-10 лет) окончание школьного курса стало совпадать с периодом профессионального самоопределения;
- в 20-е годы ХХ века, когда В. Штерном и Э. Клапаредом были разработаны и апробированы различные виды дифференцированного обучения (дифференциация по способностям, дифференциация по интеллекту, дифференциация по неспособностям).
Слайд 4В России о необходимости дифференцированного обучения говорили еще в 1918 году.
В
опытно-показательных учреждениях Наркомпроса того времени создавали группы учащихся по степени одаренности. Занятия с одаренными детьми способствовали повышению их творческой активности. К сожалению, в таких группах наблюдалось и перевозбуждение психики детей, их чрезмерная усталость, нервозность, что объяснялось отсутствием опыта работы, недостатком литературы и методик. Одновременно создавали группы слабых учеников - прообраз современных классов коррекции. Учащимся предоставлялась возможность работать по индивидуальным планам в соответствии со своими способностями и возможностями.
Слайд 5Понятие дифференциации
Дифференциация (латин.) - разделение, расслоение целого на различные части, формы,
ступени.
Дифференциация в образовании - это создание различий между частями (школами, классами, группами) образовательной системы (общее образование, школа, класс, группа) с учетом одного или нескольких направлений.
Слайд 6Дифференцированное обучение – это:
форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются
возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников
Слайд 7Цель дифференцированного обучения
создание комфортной среды для обучения и развития личности с
учетом индивидуально-психологических особенностей.
Слайд 8Основная задача дифференцированного обучения -
вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому»,
развивать способности «сильных».
Слайд 9Критерии деления учащихся на группы:
объем имеющихся знаний;
• культура умственного труда;
• уровень
познавательной активности;
• способность к абстрактному мышлению;
• умение анализировать и обобщать;
• утомляемость от интеллектуальной деятельности;
• уровень самостоятельности
(желание самостоятельно учиться).
Все эти критерии взаимосвязаны.
Слайд 10Класс можно разделить на группы:
1
2
3
Слайд 11Характеристика 3 группы
♦ Имеют достаточный объем знаний, высокий уровень познавательной
активности, способности к абстрагированию, обобщению, анализу.
♦ Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряженного труда.
♦ Такие учащиеся самостоятельны и работоспособны.
Слайд 12Задачи педагога:
Тщательно организовать учебную деятельность учащихся.
2. Подбор заданий высокой сложности.
3. Не
увеличивая объем, разнообразить задания.
Слайд 13Задания для группы 3
Например:
составление текстов диктантов;
2) составление карточек-заданий по изученному материалу;
3)
сочинение лингвистических сказок;
4) работа с дополнительной литературой;
5) выполнение обязанностей консультанта;
6) работа «учителем» (фрагменты урока).
Слайд 14Характеристика 2 группы
Имеют определенный объем знаний, средний уровень познавательной активности.
У
них сформированы способности к абстрагированию, обобщению, анализу.
Слайд 15Задачи педагога:
1. Главное внимание нужно уделить развитию познавательной активности учащихся, воспитанию
самостоятельности и уверенности в своих силах.
2. Таким учащимся необходимо создавать условия для развития.
Слайд 16Характеристика 1 группы
Отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии.
Плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации.
Затрудняются в операциях сравнения, обобщения, систематизации.
Не могут долго удерживать внимание.
Слабо знают ранее изученный материал.
Имеют низкий уровень самостоятельности и работоспособности.
Слайд 17 Говоря о детях с пониженной обучаемостью, психолог З. И. Калмыкова
утверждает, что в основе их отставания лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности школьников, с реально достигнутым ими уровнем умственного развития.
Слайд 18Задачи педагога:
1. Проблема преодоления неуспеваемости – это и психологическая проблема. Ребенок,
испытывающий трудности в обучении, должен иметь щадящий режим работы.
2. Таким школьникам необходимы опорные схемы, таблицы, стенд «Подсказки на каждый день» с материалом к урокам по изучаемой теме.
3. На партах – словари и «папка – помощница».
Слайд 19Задачи педагога:
4. Посильные проверочные задания.
5. Опорные карточки во время объяснения и
закрепления материала.
6. Зрительно – текстовая опора и индивидуальный темп работы.
7. Тот же диктант (3,2), но с пропущенными орфограммами.
Задание на карточке позволяет выявить реальную картину достижений учащихся.
Слайд 20Выводы:
Итак, дифференцированное обучение предполагает соблюдение необходимых условий:
♦ учитель хорошо знает ученика,
его индивидуальные психологические особенности, его сильные и слабые стороны;
♦ ученики достигли определенного уровня умений самостоятельно приобретать знания;
♦ в классе есть коллектив;
♦ свой «образ ученика» учитель должен подвергать критическому пересмотру.
Слайд 21Примерная схема урока дифференцированного обучения
1. Совместная постановка задачи.
2. Дифференцированное повторение необходимого
материала.
3. Совместное изучение нового материала.
( Для учащихся гр. 1 - повторение в облегченном варианте с учителем;
гр. 2, 3. - работа по учебнику, если материал уже знаком.)
Слайд 224. Дифференцированное закрепление.
5. Проверка работы каждой группы с участием остальных учеников.
6.
Общая проверка усвоения материала.
7. Дифференцированное домашнее задание.
Слайд 23Дифференцированный подход на этапах урока
Слайд 24Дифференцированный подход на этапах урока
Слайд 26Дифференцированное
домашнее задание
Слайд 27Дифференцированный подход к обучению даёт положительные результаты:
уменьшается нагрузка на детей, которым
иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы;
решается проблема неуспеваемости, потому что каждый ребенок учится так, как может, в классе улучшается психологический климат;
становится реальностью усвоение каждым образовательного минимума.