Слайд 1СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Выполнила студентка 3 курса заочного обучения группы ПО (ИИ)
БЗ – 16
Ягдарова Елизавета Сергеевна
Слайд 2Проблема
Преподавателям нового поколения рекомендуется уметь квалифицированно выбирать и
применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения дисциплины, способствуют достижению гармоничного развития обучаемых с учётом их индивидуальных особенностей.
Цель данной работы – раскрыть сущность понятия «педагогическая технология».
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Остановиться на понятии «технология»;
Рассмотреть историю становления и развития «педагогической технологии»;
Выявить основные параметры классификации «педагогических технологий»;
Выделить основные признаки педагогических технологий.
Актуальность работы состоит в том, что педагогические технологии в настоящее время находятся на этапе развития и объединения в единую научную дисциплину, поэтому вопрос о раскрытии сущности педагогической технологи, определении ее основных признаков и элементов является для нас интересным.
Слайд 3Сущность понятий «технологии» и «педагогические технологии»
Технология – это «совокупность методов обработки,
изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции»
Энциклопедический словарь
Технология – это «совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве».
Толковый словарь В. Даля
«Технология – это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких – либо проблем» Толковый словарь С.И.Ожегова
Слайд 4Эффективность
Отслеживают
личностное
развитие
учащегося
Позволяют
вести обучение
учащихся в
соответствии с
индивидуальными
возможностями
Повышают
производительность
труда
Создают
предпосылки
для преемственности о
образовательных
программ
Выравнивают
уровень освоения
предмета во всех
образовательных
учреждениях
Снижают роль
субъективного
фактора при
проведении
контроля
Педагогические
технологии
Педагогический подход
к обучению
(М.В. Кларин)
Слайд 6Термин «Технология»
Впервые в двадцатые годы термин «педагогическая технология» упомянут в работах
И.П.Павлова, В.М.Бехтерева, А.А.Ухтомского.
По мнению, многих отечественных педагогов (Беспалько В.П., Журавлева В.И., Кларина М.В.) технология обучения – это составная часть системы обучения, связанная с дидактическими процессами, средствами и организационными формами обучения.
Г.К.Селевко дает следующее определение педагогической (образовательной) технологии: «это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам».
И.П.Подласый «это система алгоритмов, способов и средств, комплексное применение которых ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукта заданного количества и качества»
Слайд 7Классификация
По научной
концепции
Ассоциативно – рефлекторные
Бихевиористские
(совокупность
выученных
моделей
поведения)
Развивающие соответствуют принципам научности,
наглядности, доступности,
системности, сознательности, прочности
предполагает определенную логику процесса познания: восприятие, осознание познавательных задач; осмысливание, понимание, запоминание, применение знаний на практике.
Слайд 8Классификация
По ориентации
на личностные
структуры
Информационные
(формирование
ЗУНов)
Эмоционально –
художественные
Эмоционально –
Нравственные
(сфера эстетических
и
нравственных
отношений
Прикладные
(формирование
действенно –
практической
сферы)
Технологии саморазвития
(формирование
самоуправляемых
механизмов
личности)
Операционные
(способы умственных
действий)
Эвристические
(развитие творческих
способностей)
Слайд 9Классификация
По характеру
содержания
и структуре
Общеобразовательные и
профессионально -ориентированные
Обучающие и воспитывающие
Гуманитарные и
технократические
Различные отраслевые
Частнопредметные
Комплексные
Проникающие
Монотехнологии
Светские и религиозные
Слайд 11Виды технологий (дидактических систем)
· классическое лекционное обучение (управление разомкнутое, рассеянное, ручное);
· обучение с
помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);
· система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);
· обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное);
· система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) – групповые, дифференцированные способы обучения.
· компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);
· система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) – индивидуальное обучение;
· «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.
Слайд 12Комбинации технологий
· традиционная классическая классно – урочная система, представляющая комбинацию лекционного способа
изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);
· современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;
· групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;
· программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.
Слайд 13w
Классификация
По позиции
ребёнка в
образовательном
процессе
гуманно – личностные
технологии (отличаются
гуманистической
Сущностью)
Авторитарные
( учитель – субъект,
Ученик – объект)
Add Your Text
Эзотерические технологии
основаны на учении
об эзотерическом
(«неосознаваемом»,
подсознательном) знании
Дидактоцентрические
технологии
(отличаются высокой
степенью невнимания
к личности ребенка)
Технология сотрудничества
Технологии свободного
воспитания
(предоставление ребенку
свободы выбора и
самостоятельности)
Личностно –
ориентированные
технологии (ставят
в центр всей школьной
образовательной
системы
личность ребенка)
Слайд 14Классификация
По способам,
методам,
средствам
творческие
догматические
диалогические
технологии
саморазвивающего
обучения
репродуктивные
объяснительно – иллюстративные
игровые
коммуникативные
технологии
развивающего
обучения
технологии
проблемного
обучения
технологии
программированного
обучения
Слайд 15Технологии
По категории
учащихся
Виктимологические
технологии
(сурдо, орто, тифло,
олигофренопедагогика);
Массовая (традиционная)
школьная
технология
Работа с
отклоняющимися
(трудными и
одаренными)
детьми в рамках
массовой школы
Технология
продвинутого
уровня (углубленного
изучения предметов,
гимназического,
лицейского,
специального
образования
Технология
компенсирующего
обучения
(педагогической коррекции,
поддержки, выравнивания);
Слайд 16Классификация
По направлению модернизации традиционной системы
педагогические технологии на основе гуманизации и
демократизации педагогических отношений. Это технологии, приоритетом которых являются личностные отношения, индивидуальный подход. Они характеризуются нежестким демократическим управлением и яркой гуманитарной направленностью содержания (к ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно – личностная технология Ш.А.Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е.Н.Ильина);
· педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова, коммуникативное обучение Е.И.Пассова);
· педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала (технология «диалог культур» В.С.Библера и С.Ю.Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В.Тарасова);
· природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка (обучение по Л.Н.Тостому, воспитание грамотности по А.Кушниру и др.);
· альтернативные методы: вальдорфская педагогика Р.Штейнера, технология свободного труда С.Френе и др.);
· многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных «Школа самоопределения» А.Н.Тубельского, «Русская школа» И.Ф.Гончарова, «Школа – парк» М.Балабана и др.).
Слайд 17Технология
Совокупность целей
содержания
методов и средств
Планируемые результаты
Слайд 18Личностно – ориентированная технология сотрудничества
Выделим классификационные характеристики технологии «педагогики сотрудничества».
По уровню
применения: общепедагогическая.
По философской основе: гуманистическая.
По основному фактору развития: комплексная: + био, социо и психогенная.
По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая.
По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная.
По подходу к ребенку: гуманно – личностная, субъект – субъектная (сотрудничество).
По преобладающему методу: проблемно – поисковая, творческая, диалогическая, игровая.
По категории обучаемых: массовая (все категории).
Целевые ориентации педагогики сотрудничества:
· переход от педагогики требований к педагогике отношений;
· гуманно – личностный подход к ребенку;
· единство обучения и воспитания.
Слайд 19Заключение
Проблема выбора педагогических технологий в настоящее время является весьма актуальной.
Педагогическая технология – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях педагогического процесса.
Говоря о новых технологиях, мы имеем в виду не только технические средства, но и новые формы и методы обучения, а также новый подход к процессу обучения.
Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей, и т.д.