Слайд 1Соблюдение требований охранительного педагогического режима при проведении занятий с учащимися с
ОВЗ в условиях надомного обучения
Новицкая Т. Р.
Слайд 2Охранительный режим
Обеспечение здоровьесберегающих условий (укрепление физического и психического здоровья).
Создание климата
психологического комфорта (доброжелательность, педагогический такт при оценивании, поощрение дружелюбия к ребенку со стороны детей и т.д.).
Предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов (смена видов деятельности, творческие задания, красочный иллюстративный материал, занимательная форма изложения учебного материала и т.д.).
Введение достаточной продолжительности перемен: не менее 10 минут между уроками и 20 минут после третьего урока, проведение динамического часа.
Особое оформление, которое должно учитывать специфику восприятия и работоспособности обучающихся с ОВЗ (не перегружать обилием иллюстративного материала; выдерживать единую цветовую гамму; располагать иллюстративный материал на уровне доступном восприятию; своевременно менять материал, утративший эстетический вид).
Соблюдение норм СанПиНа 2.4.4.3048-13 (для ДОО); норм СанПиНа 2.4.2.2821 - 10 (температурный, световой режимы; соответствие мебели росту).
Слайд 3Здоровьесберегающая технология
«Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и
взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Слайд 4 Организационно-педагогические технологии
определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и
других дезадаптационных состояний;
Слайд 5Психолого-педагогические технологии
связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится
и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
Слайд 6 Учебно-воспитательные технологии
которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье
и формированию культуры здоровья воспитанников.
Слайд 7Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика — это система упражнений на развитие речевого дыхания.
Дыхательная гимнастика направлена
на решение следующих задач:
— насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме;
-повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;
— нормализация и улучшение психоэмоционального состояния организма;
-развитие силы, плавности и длительности выдоха.
Оборудование для развития дыхания, является частью предметно-развивающей среды (вертушки, мыльные пузыри, игрушки-тренажеры…).
В работе с детьми используем дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным выдохом (вдох через нос).
Проводится в различных формах оздоровительной работы, во время гимнастики, после дневного сна, на физ. минутках.
Используется в процессе непосредственно образовательной деятельности (НОД), в хорошо проветриваемом помещении через час после приема пищи.
Слайд 8Динамические паузы
Динамические паузы – использование физкультминуток во время проведения организованной образовательной деятельности способствует снижению утомляемости
у детей, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.
Слайд 9Общеукрепляющая гимнастика
Общеукрепляющая гимнастика – это организованное общение детей в процессе двигательной деятельности.
Во время гимнастики повышается эмоциональный тонус, который является результатом мышечной радости от движений в коллективе сверстников. Снимается напряжение от пробуждения после ночного сна, собирается внимание, дисциплинируется поведение. (Утренняя гимнастика перед завтраком).
Слайд 10Развитие мелкой моторики
Задачи:
-повышение работоспособности коры головного мозга;
-развитие активной речи ребенка.
Пальчиковая гимнастика.
Развитие
ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата
Игры с природным, бросовым материалом (бассейн из гороха, фасоли…)
Игры с пособиями.
Слайд 11Релаксация
Релаксация — специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века, направлен
на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.
Релаксация — произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности.
Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние и т.д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.
Проводится в любом подходящем, проветриваемом помещении. Использование зависит от состояния детей.
Слайд 12Заключение
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует
у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.
Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка развивающей среды способствует:
-повышению работоспособности, выносливости детей;
-развитию психических процессов;
-формированию, развитию двигательных умений и навыков;
-развитию общей и мелкой моторики;
-и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.