Слайд 1Системный подход и комплексное изучение биологических дисциплин
Слайд 2Системный подход – это подход, при котором любая система (объект) рассматривается
как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь.
Основателем считается австрийский биолог – Карл Людвиг фон Берталанфи, изучавший изоморфизм законов в различных сегментах научного познания.
Подход включает пять принципов:
целостность;
иерархичность;
структуризация;
множественность;
системность.
Слайд 3
Системный подход в современной биологии выражает реальный процесс исторического движения познания
от исследования единичных частичных явлений, от фиксации каких-то отдельных сторон и свойств объекта к постижению единства многообразия любого биологического целого.
Слайд 4
Данный подход помогает оценить полноту охвата новых
реальностей существующими науками и прогнозировать появление новых дисциплин.
Системная классификация фундаментальных дисциплин важное дидактическое условие упорядочения структуры биологии.
Слайд 5В настоящее время в биологии формируются три направления, в которых создаются
теоретические построения:
- эволюционное, соответствующее принципу эволюционизма и воплощающее идею исторического развития органического мира. Его стержневая идея - синтетическая теория эволюции;
- физико-химическое, отвечающее принципу идей причинности и сходное в некоторых отношениях с теоретической физикой (например, концепции об антиэнтропийности живого вещества и устойчивого неравновесия и работы системных сил);
- формальное, реализующее принцип и идею системности и характеризующееся применением в биологических исследованиях положений общей теории систем и синергетики.
Слайд 6В системе наук о природе биология занимает особое место.
В то
же время ей присуще промежуточное положение между естественными и общественными науками, имеется в виду, интерес к уникальным особенностям каждого объекта в отдельности, что роднит биологию с гуманитарными науками, а конструктивный характер концепций и экспериментов сближает ее с географией, в поле зрения которой попадает организация среды обитания человека.
Биология вступает в резонанс с физикой и химией, кибернетикой, математикой, экономикой, психологией и другими науками, отвечая на их воздействие формированием предметов исследования, составлением программ научного поиска, оформлением новых дисциплин.
Слайд 7Современная методология образования опирается на принцип системности и целостности. Естествознание в
данном контексте предстает как система разных наук, изучающих живую и неживую природу, но взятых во взаимосвязи. При этом и природа, и человек, и вся система естественных наук выступают предметами естествознания.
Слайд 8 Основные аспекты применения принципа системности в биологии таковы:
Выделение
целостной системы и ее среды.
Обнаружение элементов и установление связей между ними - пространственных, функциональных, генетических, управляющих, системообразующих и др.
Характеристика связей, выяснение структуры «по горизонтали» (связи однотипных компонентов) и «по вертикали» (вычленение уровней и установление их иерархической соподчиненности).
Определение способа регулирования и осуществления целесообразного поведения самоорганизующихся систем.
Изучение функционирования (поддержания организации) и развития (изменения организации во времени) системы.
Слайд 9Системность - стратегия, которая способствует построению предмета исследования в новой области
знания, создает тот исходный каркас, на котором строится теоретическая конструкция.
Применение системного подхода позволило выделить уровни изучения и организации биологических объектов, произвести их классификацию, приступить к моделированию последствий вмешательства человека в их функционирование.
Целостное видение биологических систем - насущная потребность современного этапа научно-технического прогресса, который привел к серьезному конфликту между человеком и биосферой.
Слайд 10
Методологический арсенал системного подхода в наибольшей степени соответствует тем сложным образованиям,
которые представляют собой природные системы. В результате применения системных исследований сформировался экологический стиль мышления, который стремительно распространяется на науку, культуру и образование.