Слайд 1Школьная библиотека как центр формирования читательских компетенций у школьников
«Привить ребёнку вкус
к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать»
Сесиль Лупан
интереса к чтению:
1. Усиление влияния массовой
информации.
2. Возрастание числа неблагополучных
семей.
3. Нарушение общения родителей с
детьми.
4. Отсутствие системы формирования
читательской деятельности
школьников.
Слайд 3Основные функции библиотеки
1.Образовательная
2.Информационная
3.Культурная
4.Досуговая
Закон
«Об образовании в Российской Федерации»
№273-ФЗ от 29.12.2012 г.
Статья 27. Школьная библиотека – неотъемлемый компонент педагогической
системы общеобразовательного
учреждения.
Слайд 5
ФГОС определяет планируемые
результаты освоения:
I. 4-х междисциплинарных
программ:
1. «Формирование УУД».
2. «Формирование
ИКТ-компетентности обучающихся».
3. «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности».
4. «Основы смыслового чтения и работы с текстом».
II. Учебных программ по всем предметам
Слайд 6 Система планируемых результатов
освоения образовательной
программы:
1. личностные
2. метапредметные
3. предметные
Слайд 7 Оценка личностных результатов
основным объектом личностных результатов
служит сформированность УУД:
1. сформированность гражданской
идентичности.
2. готовность к переходу к самообразованию
на основе учебно-познавательной
мотивации.
3. сформированность социальных
компетенций.
Слайд 8 Метапредметные универсальные
учебные действия:
1. Регулятивные – умение ставить новые учебные цели
и задачи, планировать их реализацию, формирование
способности к проектированию.
2. Коммуникативные – уметь сотрудничать с учителем
и сверстниками, уметь работать в группе, владеть
техникой общения, развитие речевой деятельности.
3. Познавательные – практическое освоение основ
проектно-исследовательской деятельности, развитие
смыслового чтения и работа с информацией.
Слайд 9Формирование ИКТ-компетентности учащихся
Обращение с устройствами ИКТ.
Фиксация изображений и звуков.
Создание письменных сообщений.
Создание
графических объектов.
Создание музыкальных и звуковых сообщений.
Создание, восприятие и использование гипер-медиа сообщений.
Поиск и организация хранения информации.
Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании.
Моделирование и проектирование, управление.
Слайд 10Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выпускник научится:
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное
исследование, учебный и социальный учебный проект;
использовать догадку, озарение, интуицию;
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: целостное отображение мира, абстрагирование, художественный вымысел;
осознанно развивать свои
коммуникативные способности;
осознавать свою ответственность за
достоверность полученных знаний, за
качество выполненного проекта.
Слайд 11Основы смыслового чтения и работы с текстом
Поиск информации и понимание прочитанного.
Преобразование
и интерпретация информации.
Оценка информации.
Слайд 12 Направления деятельности школьного
библиотекаря по ФГОС
I. Содействие формированию информационной компетентности учащихся и развитию их навыков самообразования и самостоятельной работы с информацией в разных форматах.
II. Содействие формированию читательской компетентности, которая включает навыки чтения и работы с текстом, формирование потребности в чтении путем реализации программ поощрения чтения для удовольствия и личностного роста.
III. Работа по учебно-методическому и
информационному обеспечению реализации
основных образовательных программ общего
образования.
Слайд 13I. Содействие формированию информационной компетентности учащихся и развитию их навыков самообразования
и самостоятельной работы с информацией в разных форматах.
Органическое соединение информативности и занимательности, серьезных размышлений - с игрой, рассказ и показ с практическими действиями в библиотеке и сети Интернет, использование красочных презентаций, элементов проектной и исследовательской деятельности, подготовка наглядных и методических материалов, консультирование учащихся, индивидуальная работа с ними обеспечит эффективность и результативность библиотечных уроков.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход.
Слайд 14Требования к библиотечному уроку
Содержание библиотечных уроков должно формировать умение работать
с информацией, расширять первоначальные умения поиска необходимой информации в словарях и в сети Интернет. На занятиях необходимо создавать условия для формирования у обучающихся умения организовывать свою деятельность - определять её цель и задачи, выбирать средства их реализации, применять на практике, оценивать достигнутые результаты. Презентации к уроку направлены на визуализацию информации посредством наглядных образов. При составлении библиотечного урока должны быть включены ролевые и дидактические игры, позволяющие активизировать занятия, усилить деятельностную сторону урока.
Слайд 15II. Содействие формированию
читательской компетентности
Содействие формированию читательской компетентности
включает:
навыки чтения и работы с текстом.
формирование потребности в чтении путем реализации программ поощрения чтения для удовольствия, личностного роста.
Слайд 16II. Содействие формированию читательской компетентности
В ФГОС ОО особое
внимание уделяется формированию читательской компетентности учащихся.
Для начального образования это:
овладение навыками смыслового чтения текстов;
осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
владение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных и научно-популярных текстов.
Для основного образования это:
воспитание квалифицированного читателя с сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его письменно и устно.
Слайд 17 формы и направления развития личностных
результатов при
организации внеурочной
деятельности:
1. экскурсии
2. кружки
3. секции
4. «круглые столы»
5. конференции
6. диспуты и т. д.
Слайд 18Проектная деятельность библиотеки – один из путей формирования у обучающихся УУД
согласно ФГОС.
Цели и задачи проекта решаются через поиск ответа на проблемные вопросы.
Проект – образовательная, исследовательская, творческая деятельность школьников, в процессе которой приобретают новые знания. Дети в ходе составления проекта не соревнуются, а обучаются коммуникации и сотрудничеству.
Слайд 19Структура работы над проектом
Первый этап – мотивация, целеполагание, планирование.
Второй этап –
построение оригинальной схемы действий. Стадии работы над проектом – самообразование, продумывание хода деятельности, распределение обязанностей, отбор материала для проекта(организационная часть дается как домашняя работа).
Третий этап – исследовательская деятельность. Организация - практическая работа с учащимися(анализ текстов, комментарии, комментированное чтение, беседа по вопросам и т.д.)
Четвертый этап – рефлексия. Стадии работы над проектом: обобщение и выводы, анализ положительных сторон в работах.
Пятый этап – оценка. Защита проекта. Участники представляют свои работы в виде рефератов, презентаций, макетов, литературных произведений и т.д.
Слайд 20Достижение метапредметных и предметных результатов учащихся с книгами. Формы работы :
Обсуждение
Диспут
Викторины
Дискуссии
«Круглые
столы»
Слайд 21Этапы подготовки и проведения викторины с использованием Интернет- ресурсов
Устная
подготовка информации о викторине (в классах).
Письменная подготовка информации (на сайтах).
Подведение итога работы.
Поощрения.
Слайд 22 Реклама книги через блоги и
социальные
сети
Печатные плакаты в библиотеке используются для того, чтобы лучше передать текст, графику, изображения и другую вспомогательную информацию, но сегодня они не соответствуют современным требованиям учебного процесса. Современные способы рекламы книги это :
популяризация книги через создание рекламных материалов с помощью интернет-сервисов;
современные плакаты – это электронное средство представления информации, где используется тот же текст и графика, но к ним добавляются и ссылки на веб-ресурсы и Интернет-документы.
Слайд 23Назначение плаката в библиотеке
Библиотечная агитация (реклама, привлечение читателя в библиотеку).
Библиотечная информация
(ориентация читателя в библиотечной среде).
Пропаганда (рекомендация) книг (руководство чтением).
Организация (рационализация) чтения (методика и гигиена чтения, борьба с вредителями книг).
Популяризация знаний (передача через плакат конкретных знаний из газет, журналов, книг).
Слайд 24Назначение «буктрейлеров»
Среди новых форм поддержки чтения все активнее заявляет о себе
буктрейлер – форма книжной рекламы, в виде короткого видеоролика, рассказывающего в произвольной форме о какой-либо книге.
Этапы работы:
1. Создание сценария (продумывание сюжета и написание текста). Важно внести интригу и выстроить сюжет таким образом, что читателю непременно захотелось бы узнать, что же будет дальше.
2. Необходимо подобрать рисунки, отсканировать иллюстрации книги, снять своё видео или найти видео по данной тематике в сети Интернет.
Слайд 25III. Работа по учебно-методическому и информационному обеспечению реализации основных образовательных программ
общего образования.
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
Ст. 18 указывает, что норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающего по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими ФГОС.
Приказ Министерства культуры РФ от 8.10.2012г. №1077 «Об утверждении Порядка учёта документов, входящих в состав библиотечного фонда»