Слайд 1Родительское собрание
"Проблема трудных детей
в начальной школе"
Свалухина Т.А., учитель начальных
классов МБОУ «Школа №15» г. Ачинск
Слайд 2Определение признаков трудного ребёнка
Кто он – трудный ребёнок?
Слайд 3Причины появления
трудных детей
Психологи выделяют четыре основные причины нарушений в поведении,
которые приводят к тому,
что ребенок становится трудным
и порой неуправляемым.
Слайд 4Причина первая —
борьба за внимание
Непослушание — это тоже возможность привлечь
к себе внимание. Внимание необходимо для эмоционального благополучия.
Слайд 5Причина вторая –
борьба за самоутверждение
Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и
опасениям взрослых.
Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение -это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.
Слайд 6Причина третья —
желание мщения
Ребенок может мстить за:
сравнение не
в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;
унижение друг друга членами семьи;
разводы и появление в доме нового члена семьи;
несправедливость и невыполненные обещания;
чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.
Слайд 7Причина четвертая —
неверие в собственный успех
Причинами неверия в собственный
успех могут стать
учебные неудачи,
взаимоотношения в классе с детьми,
отношение с учителем,
низкая самооценка.
Слайд 8Теоретическая справка
Конфликтные ситуации в семье
Слайд 9Конфликты в семье неизбежны даже
при самых хороших отношениях
Конфликтные
ситуации подстерегают нас на каждом шагу.
В одних случаях они кончаются открытым спором,
в других – затаенной обидой,
а бывает, что и
настоящим “сражением”.
Слайд 10Как же конструктивно
решать конфликты
Очевидно, причиной конфликта
служит столкновение интересов родителей и ребенка.
Причем удовлетворение интересов одной стороны вызывает ущемление желаний другой и сильные переживания (гнев, раздражение, обиду).
И для родителя, и для ребенка возможны следующие варианты исхода конфликта
Слайд 11Первый вариант
Выигрывает только родитель.
Что происходит в этот момент с ребенком. Его сопротивление сломлено, ребенок побежден. Ему показан пример поведения:
«Всегда добиваться того,
чего хочешь, не считаясь
с желанием другого».
Слайд 12Первый вариант
Есть и другой способ:
мягко, но настойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания. Это сопровождается объяснениями, с которыми он соглашается, в конце концов.
Но здесь усваивается другое правило –
“Мои личные интересы не в счет,
все равно придется делать то,
что хотят родители”.
Слайд 13Второе вариант
Выигрывает только ребенок.
Родители избегают конфликтов
(мир любой ценой)
либо готовы жертвовать собой “ради ребенка”.
Какова опасность такого поведения для ребенка: трудности общения в коллективе.
Слайд 14Третий вариант
Выигрывают обе стороны: и родитель и
ребенок. Этот вариант основан на двух правилах общения: активное слушание и “Я – сообщение”.
Активное слушание – “возвращение” в беседе того, что поведал ребенок, обозначив при этом его чувства (когда он обижен, потерпел неудачу, ему страшно, больно, и т.д.)
“Я-сообщение” - говоря о своих чувствах ребенку.
Слайд 15Пути решения
проблем воспитания
трудного ребёнка
Слайд 16Выступайте от первого лица
Сообщайте о своих переживаниях,
а не о нем, не о его поведении.
Семья — это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и
маячок взаимоотношений для каждого.
Слайд 17Как себя вести
с трудным ребёнком
спокойно выслушивать;
разговаривать, опираясь на доверительные отношения;
найти
контакт;
заинтересовать его;
уделять больше внимания, любви
Слайд 18Способы решения проблем
в общении с трудным ребёнком :
спокойно говорить с ребёнком,
не повышая тона;
привести примеры из жизни; (зачем нужно учиться)
нельзя лишать в качестве наказания любимых занятий (игр, телевизора, компьютера и т.д.);
обращение к специалистам;
чтение специальной литературы к каждому нужен свой подход;
любить и уважать детей, какими бы они ни были;
побольше общаться с ребёнком;
принуждение и наказание;
Слайд 19Способы решения проблем
в общении с трудным ребёнком :
посещение школьных мероприятий;
не оставлять
с проблемами наедине;
контроль, загруженность домашними делами, требовательность;
обратиться к психологу, ремень;
с детства объяснять ему, что хорошо, а что плохо;
не оставлять воспитание на более позднее время;
не пить и больше уделять внимания;
не унижайте и не оскорбляйте ребенка;
Слайд 20Способы решения проблем
в общении с трудным ребёнком :
не навешивайте ярлыки типа:
“растяпа”, лодырь”, “неряха” и т. д. - это подрывает самоуважение и снижает самооценку;
избегайте постоянных одергиваний и неоправданных запретов;
отделяйте поступок ребенка от его личности: “Я люблю тебя, но то, как ты поступил, не одобряю”;
объясните, как можно сгладить последствия плохого поступка;
отличайте все позитивные изменения в поведении ребенка.
Слайд 22Задача родителей
проанализировать свои подходы к воспитанию, посмотреть на себя, приступая
к воспитанию собственного ребёнка.
В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного воспитания.
Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу.
Отсюда неудачи в игре, в учёбе, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.
Слайд 23Задачи педагога и родителей
Очень важно на данном этапе выявить
детей с трудным характером и
педагогически запущенных,
слабо подготовленных.
Обратить внимание на:
таких детей и их деятельность,
специфику взаимоотношений в семье,
затруднения в учебной деятельности,
затруднения в выполнении домашних заданий.
Слайд 24Задачи педагога и родителей
научить самостоятельно готовить уроки,
преодолевать трудности,
знать, "что
такое хорошо и что такое плохо".
создавая "ситуацию успеха", вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг),
обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки,
уважать товарищей и взрослых,
учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять "синдром неудачника".
Слайд 25Притча о родителях и детях
Однажды к мудрецу пришел человек: «Ты мудрый. Помоги мне. Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык. Она жестокая. Зачем ей сердце?»
Мудрец сказал: «Когда ты вернешься домой, напиши, ее портрет, отнеси его дочери и молча отдай ей.»
На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул: «Зачем ты посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок? Было плохо. А стало еще хуже. Она вернула мне рисунок, полная негодования».
«Что же она сказала тебе?» - спросил мудрец.
Она сказала: «Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала?»
Слайд 26Памятка- советы для родителей
1. Установите причину изменившегося поведения Вашего ребенка.
2. Войдите
в круг забот Вашего ребенка.
3. Начинайте помощь с малого.
4.Избегайте нервозной настойчивости и неоправданных конфликтов.
5. Следите за собой, за своей интонацией в процессе занятий с ребенком.
6. Обязательно отметьте первый успех ребенка.
7. Соедините первый успех ребенка со сверхзадачей самовоспитания.
Слайд 27Памятка- советы для родителей
8.Не забудьте посоветоваться с учителем.
9. Постарайтесь привлечь
всех, кто сможет помочь Вашему ребенку.
10. Переход ребенка к самостоятельности должен быть незаметным.
11. Не забывайте чередовать занятия ребенка с пребыванием на воздухе, с физическими упражнениями.
12. Старайтесь развивать у ребенка в процессе совместного общения чувство собственного достоинства.
13. Помогите ребенку увидеть себя таким, каков он есть на самом деле.
14. Не мучайте ребенка своей подозрительностью, недоверием.