Слайд 1Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательно – воспитательном процессе
Преподаватель-организатор ОБЖ
Дегтярёв А.И.
Слайд 2Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения,
здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Слайд 3Здоровый образ жизни
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни.
Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями.
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Слайд 4 Здоровьесберегающая образовательная технология
- система, создающая максимально возможные условия
для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования: обучающихся, их родителей, педагогов и других участников образовательного процесса.
Слайд 5Основные компоненты здоровьесберегающих технологий
Аксиологический – педагогический процесс направляется на формирование ценностно
– ориентированных установок на здоровье
Гносеологический – приобретение необходимых для здоровьесбережения знаний и умений, познания себя
Здоровьесберегающий – формирование системы гигиенических ценностей и установок, необходимых для нормального функционирования организма (режим дня, режим питания, чередование труда и отдыха, предупреждение вредных привычек, психогигиена и психопрофилактика)
Эмоционально – волевой – проявление психологических механизмов, положительные эмоции, которые обеспечивают функционирование личности в обществе
Экологический – рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности
Физкультурно – оздоровительный – владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии
Слайд 6Функции
здоровьесберегающей технологии:
формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей
становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;
информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;
адаптивная: воспитание у учащихся направленности на
здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние
собственного организма и повысить устойчивость к различного рода
стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает
адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.
рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.
интегративная: объединяет народный опыт, различные научные
концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья
подрастающего поколения.
Слайд 7
Типы технологий
* Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация
здорового питания).
* Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия).
* Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла).
* Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.).
Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:
* Внесубъектные: технологии рациональной организации
образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания (включая диетическое) и т.п.
* Предполагающие пассивную позицию учащегося: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п.
* Предполагающие активную субъектную позицию учащегося
различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью,
воспитание культуры здоровья.
Слайд 8Классификация здоровьесберегающнх технологий
1.По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные
(узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).
2.По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют:
медицинские (технологии профилактики заболеваний;
коррекции и реабилитации соматического здоровья;
санитарно-гигиенической деятельности);
образовательные, содействующие здоровью
(информационно-обучающие и воспитательные);
социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни;
профилактики и коррекции девиантного поведения);
психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).
Слайд 9К комплексным здоровьесберегающим
технологиям относят:
технологии комплексной
профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические);
педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие здоровый образ жизни.
Слайд 10Анализ
проведения урока с позиции здоровьесбережения
1.
Обстановка и гигиенические условия в классе
2. Число видов деятельности (норма 4-7 видов за урок)
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности (ориентировочная норма
7-10 минут)
4. чередование видов преподавания (норма – не позже, чем через 10 – 15 минут)
5. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации деятельности обучающихся
6. Место и длительность применения технических средств обучения
7. Позы обучающихся, чередование поз обучающихся
8. физкультминутки (не менее одной через 15 – 20 минут)
9. Наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности
Слайд 1110. наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем, обеспечение
собственной безопасности и безопасности окружающих людей
11. психологический климат на уроке
12. наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов, комментариев и так далее
13. плотность урока, то есть время затраченное на учебную работу (не менее 60% времени, но не более 75-80%)
14. наблюдение за наступлением момента утомления и снижения у обучающихся учебной активности, поиск приемов и методов для снятия утомления, наблюдение за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы
15. темп и особенности окончания урока:
- быстрый темп, «скомканный» (негативное влияние)
- спокойное завершение урока (позитивное влияние)
- задержка обучающихся после звонка на перемене (внимание рассеивается, неэффективное завершение урока)