Слайд 1Проектная работа
Отчет работы кружка «Математическое моделирование в автомобилестроении»
Слайд 2Пояснительная записка
Метод проектов разрушает учебную рутину.
На вопрос: что же даёт детям
применение проектной технологии вне урока математики?
Учащиеся отвечают:
лучше усваивается материал - 73%, уроки стали интереснее - 68%, с желанием идем на урок - 53%,появилась возможность демонстрировать свои работы- 26%.
На вопрос: «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом? Ученики отвечают:
распределять правильно время - 32%, достигать поставленной цели - 17%,выступать перед аудиторией - 16%. добывать информацию - 14%, готовить презентацию - 21%.
Мотивация обучения учащихся:
интерес к предмету – 98%;
к практическому материалу – 87%;
к области знаний (шире учебного курса) – 42%;
желание общаться с педагогом по предмету – 97,8%.
Слайд 3Приобщение учащихся к проектной деятельности с использованием компьютерно-информационных технологий позволяет наиболее
полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности.
Алгебра – подготовка к ЕГЭ.
Проект по теме «Геометрия автомобиля».
3. Проект по теме «Функции в задачах с практическим и производственным содержанием».
4. Проект по теме «Математика и автомобильная промышленность».
5. Проект по теме «Математическая модель автомобиля. Математика и искусство создания автомобиля».
Слайд 5РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ТИПА В4
1. Для транспортировки 40 тонн груза
на 1000 км можно воспользоваться услугами одной из трех фирм-перевозчиков. Стоимость перевозки и грузоподъемность автомобилей для каждого перевозчика указаны в таблице. Сколько рублей придется заплатить за самую дешевую перевозку?
Слайд 6
2. Для транспортировки 37 тонн груза на 900 км можно воспользоваться
услугами одной из трех фирм–перевозчиков . Стоимость перевозки и грузоподъемность автомобилей для каждого перевозчика указаны в таблице. Сколько рублей придется заплатить за самую дешевую перевозку за один рейс?
Слайд 7
2. Для транспортировки 37 тонн груза на 900 км можно воспользоваться
услугами одной из трех фирм–перевозчиков . Стоимость перевозки и грузоподъемность автомобилей для каждого перевозчика указаны в таблице. Сколько рублей придется заплатить за самую дешевую перевозку за один рейс?
Слайд 8
3. Для перевозки 3 т груза на 50 км
можно воспользоваться услугами одной из трех транспортных компаний. Каждая компания предлагает один вид автомобилей. Сколько рублей будет стоить наиболее дешевый вариант перевозки?
Слайд 9
4. Для перевозки 4 т груза на 50 км можно
воспользоваться услугами одной из трех транспортных компаний . Каждая компания предлагает один вид транспорта.
Сколько рублей будет стоить наиболее дешевый вариант перевозки?
Слайд 10
5. Для перевозки 5 т груза на 350 км можно воспользоваться
услугами одной из трех транспортных компанией. Каждая компания предлагает один вид автомобилей. Сколько рублей будет стоить наиболее дешевый вариант перевозки?
Слайд 11 6. Строительный фирме нужно приобрести 72 кубометра досок у одного
из трёх поставщиков. Цены и условия доставки приведены в таблице. Сколько рублей придётся заплатить за самую дешевую покупку с доставкой?
Слайд 12
7. Строительной фирме нужно приобрести 72 кубометра досок у одного из
трех поставщиков. Цены и условия и условия доставки приведены в таблице . Сколько рублей придется заплатить за самую дешевую покупку с доставкой?
Слайд 13
8. Строительной фирме нужно приобрести 200 листов кровельного железа у
одного из трех поставщиков. Цены и условия доставки приведены в таблице. Сколько рублей придется заплатить за самую дешевую покупку с доставкой?
Слайд 14
9. Строительной фирме нужно приобрести 75 кубометров досок у одного
из трех поставщиков . Цены и условия доставки приведены в таблице. Сколько рублей придется заплатит за самую дешевую покупку с доставкой?
Интересная задача !
Слайд 1510.Строительный подрядчик планирует купить 15 т облицованного кирпича у одного из
трех поставщиков. Вес одного кирпича 5 кг. Цены и условия доставки приведены в таблице. Во сколько рублей обойдется наиболее дешевый вариант покупки?
Слайд 16Геометрия автомобиля
Введение
Современные наземные транспортные средства и в частности автомобиль – это
соединение значительного числа механизмов, узлов, деталей, подчиняющихся единой задаче – обеспечить надежное перемещение пассажиров и грузов из начального пункта в конечный пункт назначения. Такая задача не является исключительной, принадлежащей только к классу наземных транспортных средств. Все существующие виды транспорта: водные - морские и речные суда, воздушные – самолеты и вертолеты, железнодорожные - грузовые и пассажирские поезда, - выполняют одну и ту же функцию доставки пассажиров и грузов из пункта А в пункт Б. Из всех видов транспорта, исключая вертолеты, наиболее автономными и дешевыми являются автомобили различного класса и назначения. Следует подчеркнуть, что автомобильный транспорт является и самым массовым, о чем свидетельствует современная статистика. В мире насчитывается более полумиллиарда легковых автомобилей. Как к наиболее массовому изделию к конструкции узлов и агрегатов автомобиля предъявляют повышенные требования к надежности и работоспособности, которые не возможно удовлетворить без значительных капитальных вложений на создание как базовых теоретических основ, так и экспериментально - конструкторских разработок.
Слайд 17Математическая модель разгона автомобиля
При разгоне автомобиля его массой и отдельными частями,
вращающимися деталями трансмиссии, запасается кинетическая энергия, которая остается постоянной при равномерном движении и расходуется при подтормаживании или полной остановке в тормозной системе, при преодолении подъемов на неровной дороге. Источником потенциальной энергии, создающим силу тяги на ведущих колесах для разгона автомобиля, служит двигательная установка (ДВС, ГТД…). Момент от двигателя к ведущим колесам передается рядом механизмов: фрикционным сцеплением, коробкой передач, карданной передачей, главной передачей, дифференциалом, полуосями, которые объединены в один термин – трансмиссия или моторно-трансмиссионная установка. Пример простейшей трансмиссии с колесной формулой 4х2
Математическая модель - это способ описания реальной жизненной
ситуации (задачи) с помощью математического языка.
Слайд 18Область машины где пригодятся знания по математике:
Автомобильные фары
Установка катафотов и
их форма
Какие лампы выгоднее использовать для фар
Форма шестеренки
Проверка рулевого управления
Подбора поршней по цилиндрам
Умение математически грамотно прочитать таблицу
Слайд 19АВТОМОБИЛЬНЫЕ ФАРЫ:
Параболоид вращения -это поверхность, которая образуется при вращении параболы вокруг
ее оси.
УСТАНОВКА КАТАФОТОВ:
Отражающая поверхность световозвращателей сделана из множества прямоугольных пирамидок,
ШЕСТЕРЕНКИ
Чтобы изготовить шестеренку надо окружность разделить на n-равных частей при помощи циркуля и линейки.
Слайд 20ПОДБОР ПОРШНЕЙ ПО ЦИЛИНДРАМ
Для подбора поршней к цилиндрам вычисляют зазор
между ними. Зазор определяется как разность между замеренными диаметрами поршня и цилиндра. Номинальный зазор равен 0,025-0,045 мм, предельно допустимый – 0,15 мм.
Слайд 21УМЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИ ГРАМОТНО ПРОЧИТАТЬ ТАБЛИЦУ
Слайд 22Функции в задачах с практическим содержанием
Задачи:
Рассмотреть историю возникновения понятия функции.
Увидеть применение
функций и графиков в жизни и технике.
Решить задачи, связанные с применением функций и графиков.
Найти функциональные зависимости в повседневной жизни и выразить их с помощью графиков.
Слайд 23Исторические сведения
Г. Галилей
(1564–1642)
П. Ферма
(1601–1665)
Р. Декарт
(1569–1650)
Слайд 24Функции, изучаемые в курсе математики:
Слайд 25Примеры применения различных функций
в жизни, технике, природе
y = a x +
b
Слайд 26Примеры применения различных функций
в жизни, технике, природе
Слайд 27Примеры применения различных функций
в жизни, технике, природе
Тригонометрические функции
Задача. Невозможно представить жизнь
современного человека без переменного электрического тока, так как все приборы: бытовые, электронагревательные, телевизоры, компьютеры и т.д., работают от сети переменного тока. Напряжение в наших розетках изменяется по следующему закону: u= Umaxcos(wt), где Umax = 308B, w=314. Построить график функции.
Слайд 28Примеры применения различных функций
в жизни, технике, природе
Слайд 29Функциональные зависимости в повседневной жизни
Пример 2. Ежедневно мы получаем массу информации
из различных источников: телевидения, радио, газет, журналов, и, конечно, из Интернета. Известно, что объём информации каждые пять лет увеличивается в два раза.
График зависимости объёма информации от времени является графиком показательной функции.
Слайд 30Функциональные зависимости в повседневной жизни
Изменение температурного режима в нашей климатической зоне
подчиняется законам тригонометрических функций
Яблоко росло, зрело, потом его высушили.
Слайд 31 Выводы:
Развития понятия функции не закончено. Новые открытия приведут к расширению
понятия функции.
Функции служат «математическими портретами» законов природы и жизненных ситуаций.
Примеров функциональных зависимостей в повседневной жизни бесконечно много.
Слайд 32МАТЕМАТИКА И АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
ТРИГОНОМЕТРИЯ В ОКРУЖАЮЩЕМ НАС МИРЕ И В ЖИЗНИ
ЧЕЛОВЕКА
И АВТОМОБИЛЯ
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
1. КАКИЕ ПОНЯТИЯ ТРИГОНОМЕТРИИ ЧАЩЕ ВСЕГО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ?
2. КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ ТРИГОНОМЕТРИЯ В АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ФИЗИКЕ, БИОЛОГИИ И ХИМИИ?
3. КАК СВЯЗАНЫ АРХИТЕКТУРА АВТОМОБИЛЯ, МУЗЫКА В АВТОМОБИЛЕ И ТРИГОНОМЕТРИЯ?
Слайд 33История тригонометрии
По звездам вычисляли местонахождение корабля в море.
Древние люди
вычисляли высоту дерева, сравнивая длину его тени с длиной тени от шеста, высота которого была известна.
Истоки тригонометрии берут начало в древнем Египте, Вавилонии и долине Инда более 3000 лет назад.
Слово тригонометрия впервые встречается в 1505 году в заглавии книги немецкого математика Питискуса.
Впервые способы решения треугольников, основанные на зависимостях между сторонами и углами треугольника, были найдены древнегреческими астрономами Гиппархом и Птолемеем.
Слайд 34
Сам термин косинус появился значительно позднее в работах европейских ученых
впервые в конце XVI в.из так называемого «синуса дополнения», т.е. синуса угла, дополняющего данный угол до 90°. «Синус дополнения» или ( по латыни) sinus complementi стали сокращенно записывать как sinus co или co-sinus.
Слайд 35Основоположник аналитической
теории
тригонометрических функций.
Слайд 36Стадии развития тригонометрии:
Тригонометрия была вызвана к жизни необходимостью производить измерения углов.
Первыми
шагами тригонометрии было установление связей между величиной угла и отношением специально построенных отрезков прямых. Результат - возможность решать плоские треугольники.
Необходимость табулировать значения вводимых тригонометрических функций.
Тригонометрические функции превращались в самостоятельные объекты исследований.
В XVIII в. тригонометрические функции были включены в систему математического анализа.
Слайд 37Где применяется тригонометрия
Тригонометрические вычисления применяются практически во всех сферах жизнедеятельности людей.
Следует отметить применение в таких областях как: автомобильная промышленность астрономия, физика, природа, биология, музыка, медицина и многие другие.
Слайд 38Тригонометрия в физике
В окружающем нас мире приходится сталкиваться с периодическими процессами,
которые повторяются через одинаковые промежутки времени. Эти процессы называются колебательными. Колебательные явления различной физической природы подчиняются общим закономерностям и описываются одинаковыми уравнениями. Существуют разные виды колебательных явлений, например:
Механические колебания
Гармонические колебания
Слайд 39Математический маятник
На рисунке изображены колебания маятника, он движется по кривой, называемой
косинусом.
Слайд 40У музыки в автомобиле есть своя геометрия
Тетраэдр из различных типов аккордов
четырех звуков:
синий – малые интервалы;
более теплые тона - более «разряженные» звуки аккорда; красная сфера- наиболее гармоничный аккорд с равными интервалами между нотами.
Слайд 41
С
А
Н
С
Н
А если рассматриваем автомобиль, то
cos2 С +
sin2 С = 1
АС – расстояние от верха статуи до глаз человека,
АН – высота статуи,
sin С - синус угла падения взгляда.
А
Слайд 42Представьте, что вы припарковали автомобиль на стоянке у «Феликс Кандела»
Ресторан в
Лос-Манантиалесе
[adcos(t) + ddt , bdsin(t), cdt + edt2]
Слайд 43Смотрим из окна автомобиля на звездное небо Тригонометрия в астрономии
Потребность в
решении треугольников раньше всего обнаружилась в астрономии; поэтому, в течение долгого времени тригонометрия развивалась и изучалась как один из разделов астрономии.
Значительных высот достигла тригонометрия и у индийских средневековых астрономов.
Главным достижением индийских астрономов стала замена хорд
синусами, что позволило вводить различные функции, связанные
со сторонами и углами прямоугольного треугольника.
Таким образом, в Индии было положено начало тригонометрии
как учению о тригонометрических величинах.
Слайд 44Математическая модель автомобиля,
математические задачи
Слайд 45Для технических профессий всегда необходимы задачи на движение, проценты, площади и
объемы, составление уравнений и систем уравнений
1) Два грузовика выехали в рейс по взаимно перпендикулярным дорогам. Скорость одного – 50 км/ч, скорость другого – 60 км/ч. В данный момент они находятся на расстоянии 7 км и 10 км от начала пути. Через какое время расстояние между ними будет 35 км?
Слайд 46Задача на расход бензина
2) Во время поездки автомобиль на каждые 100
км пути тратит на 2 л бензина меньше, чем в городе. Водитель выехал с полным баком, проехал 120 км по городу и 210 км по загородному шоссе до заправки. Заправив машину, он обнаружил, что в бак вошло 42 л бензина. Сколько литров бензина расходует автомобиль на 100 км пробега в городе?
Слайд 473) Сколько брезента необходимо для пошива тента для кузова автомобиля формы
прямоугольного параллелепипеда, имеющие размеры:
3 х 1,50 х 2 м?
4) Сколько понадобится арматуры для изготовления каркаса кузова для автомобиля КАМАЗ, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда с измерениями:
2 х 1,5 х 2?
Слайд 48Задачи на проценты
1) Автомеханик установил сначала 25% всех деталей машины при
ремонте, потом 70% оставшихся деталей. После этого осталось ещё установить 27 деталей. Сколько всего деталей нужно было установить автомеханику?
2) Слесарь должен был изготовить определенное количество втулок, с нормой 19 втулок в день. Но он ежедневно изготавливал на 7 втулок больше, поэтому за 3 дня до срока он изготовил 29 втулок сверх плана. Сколько втулок сделал слесарь?
Слайд 49Площади и объёмы
1) Определить объём кузова автомобиля ГАЗ-53, если его длина
3,8м, ширина – 2,6м, высота бортов 80 см. Как изменится объем кузова, если его борта «нарастить» вдвое?
2) Вычислить объём дизтоплива в цистерне диаметром 2м и длиной 3м, если она заполнена на 2/3 объёма.
Слайд 50Вот такую работу мы проделали на кружке по математике «Математическое моделирование
в автомобилестроении»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!