Презентация, доклад Применение подобия на практике

Содержание

ОглавлениеI. ВведениеII. Основная часть III. Заключение IV. Библиографический список

Слайд 1Тема проекта: Применение подобия на практике Коломыцева Яна Андреевна ученица 9 «А» класса

kolomycevanatalya@mail.ru МКОУ Калачеевская СОШ №6 ,г. Калач

Руководитель: учитель математики школы №6, г. Калач
Кашкина Антонина Владимировна
Научный консультант: кандидат физико-математических наук
доцент кафедры математики ВГТУ,
Стенюхин Леонид Витальевич

Всероссийский Конкурс исследовательских проектов,
выполненных школьниками при научном консультировании
Ученых Международной ассоциации строительных вузов
Воронежский государственный технический университет
Секция математики
Номинация 8-9 классы

Тема проекта: Применение подобия на практике Коломыцева Яна Андреевна ученица 9 «А» класса   kolomycevanatalya@mail.ru

Слайд 2 Оглавление
I. Введение
II. Основная часть


III. Заключение
IV. Библиографический список
ОглавлениеI. ВведениеII. Основная часть III. Заключение IV. Библиографический список

Слайд 3Цель работы: Изучение применения подобия треугольников при измерительной работе на местности.

Задачи

работы:
1.Изучить научную литературу по данной теме.
2.Уметь применять признаки подобия треугольников при решении геометрических задач на местности.
3. Разобрать решения задач различного уровня сложности, решаемые методом подобия.
4.Показать применение подобия треугольников на примере измерительных работ.


Актуальность работы заключается в том, что в ней показано как без каких - либо инструментов, можно измерить высоту дерева, ширину реки, расстояние до недоступной точки.

Введение

Гипотеза: С помощью подобия треугольников можно выполнять измерения реальных объектов.

Методы исследования: Находить нужную литературу, обрабатывать информацию, выполнять и оформлять научно-исследовательскую работу с применением проектной технологии. Основной метод, который использовался в работе, - это метод систематизации и обработки данных.

Цель работы: Изучение применения подобия треугольников при измерительной работе на местности.Задачи работы:1.Изучить научную литературу по данной теме.

Слайд 4 1.Применение подобия треугольников для измерений на местности
1.1Что

такое подобные треугольники?

Два треугольника называются подобными, если их углы соответственно равны и стороны одного треугольника пропорциональны сходственным сторонам другого.
Коэффициент подобия равен отношению сходственных сторон подобных треугольников. Отношение площадей двух подобных треугольников равно квадрату коэффициента подобия.

1.Применение подобия треугольников для измерений на местности1.1Что такое подобные треугольники?Два треугольника называются подобными,

Слайд 5Теорема 1. Если два угла одного треугольника равны двум углам другого

треугольника, то такие треугольники подобны.





Теорема 2. Если две стороны одного треугольника пропорциональны двум сторонам другого треугольника и углы, образованные этими сторонами, равны, то треугольники подобны.




Теорема 3.Если стороны одного треугольника пропорциональны сторонам другого треугольника, то такие треугольники подобны.


1.2.Признаки подобия треугольников.

Теорема 1. Если два угла одного треугольника равны двум углам другого треугольника, то такие треугольники подобны.Теорема 2.

Слайд 6Способ Фалеса.
За шесть веков до нашей эры греческий мудрец Фалес Милетский

вычислил высоту пирамиды, измерив длину её тени. Фалес, говорит предание, избрал день и час, когда длина собственной его тени равнялась его росту. В этот момент высота пирамиды должна равняться длине отбрасываемой тени .

Немного из истории….

Способ Фалеса.За шесть веков до нашей эры греческий мудрец Фалес Милетский вычислил высоту пирамиды, измерив длину её

Слайд 7Преимущества способа Фалеса:
-не требуют вычисления;
-не нужны сторонние приборы, достаточно обычной рулетки;
-предмет

можно измерить, независимо от его размеров.
Недостатки:
-нужна тень, измерения производят только в солнечную погоду;
-надо точно знать момент времени, когда тень равна высоте;
-нельзя измерить в ночное или вечернее
время.


Самый простой способ измерения высоты предмета состоит в том, что в солнечный день можно пользоваться любой тенью, какой бы длины она ни была.

Способ Фалеса.

Преимущества способа Фалеса:-не требуют вычисления;-не нужны сторонние приборы, достаточно обычной рулетки;-предмет можно измерить, независимо от его размеров.Недостатки:-нужна

Слайд 8 Задачи на определение высоты предмета.
Задача1. Определение высоты предмета

с помощью тени (метод Фалеса)
Измерив свою тень или тень какого-нибудь шеста, вычисляют искомую высоту из пропорции  AB :ab=BC:bc т.е. высота дерева во столько раз больше вашей собственной высоты (или высоты шеста), во сколько раз тень дерева длиннее тени человека (или тени шеста). Это вытекает из геометрического подобия треугольников ABC и abc (по двум углам).
Задачи на определение высоты предмета. Задача1. Определение высоты предмета с помощью тени (метод Фалеса)

Слайд 9 Задача2. Определение высоты предмета с помощью равнобедренного треугольника

Задача2. Определение высоты предмета с помощью равнобедренного треугольника

Слайд 10 Задача 3. Определение высоты предмета при помощи булавочного прибора.
Можно воспользоваться

свойствами равнобедренного прямоугольного треугольника, обратившись к весьма простому прибору, который легко изготовить из дощечки и трех булавок. На дощечке любой формы, даже на куске коры, если у него есть плоская сторона, намечают три точки – вершины равнобедренного  прямоугольного треугольника – и в них втыкают по булавке .
Задача 3. Определение высоты предмета при помощи булавочного прибора.Можно воспользоваться свойствами равнобедренного прямоугольного треугольника, обратившись к

Слайд 11Плюсы и минусы булавочного способа измерения высоты:


Возможность почти точно

измерить высоту;

Можно производить измерения в любую погоду;

Это не займёт больших усилий .

Прибор не всегда может быть под рукой;

Иногда бывает погрешность в измерении.


Плюсы и минусы булавочного способа измерения высоты: Возможность почти точно измерить высоту; Можно производить измерения в любую

Слайд 12Задача 4. Задача на определение высоты предмета с помощью шеста.

При отсутствии тени в пасмурную погоду можно воспользоваться способом измерения, который живописно описал Жюль Верн в известном романе
« Таинственный остров».
Можно обойтись даже и без булавочного прибора. Здесь нужен шест, который придется воткнуть отвесно в землю так, чтобы выступающая часть как раз равнялась росту человека. Место для шеста надо выбирать так, чтобы, лежа, как показано на рис. 6,  было видно верхушку дерева на одной прямой линии с верхней точкой шеста. Так как треугольник Abc – равнобедренный и прямоугольный, то угол А=

и, следовательно, АВ равно ВС, т.е. искомой высоте дерева.

Задача 4. Задача на определение высоты предмета с помощью шеста.   При отсутствии тени в пасмурную

Слайд 13 Преимущества способа Жюль Верна:
-можно производить измерения в любую погоду;
-простота формулы.
Недостатки:
-

нельзя измерить высоту предмета, не испачкавшись, так как приходиться ложиться на землю.

Способ Жюль Верна

Преимущества способа Жюль Верна:-можно производить измерения в любую погоду;-простота формулы.Недостатки:- нельзя измерить высоту предмета, не испачкавшись,

Слайд 14140:740=163:X

X= 740*163
140

X= 862 см

140:740=163:X X= 740*163     140 X= 862 см

Слайд 15 Задача 5. Определение высоты предмета с помощью записной книжки и

карандаша

В качестве прибора для приблизительной оценки недоступной высоты можно использовать карманную записную книжку и карандаш. Она поможет построить в пространстве те два подобных треугольника, из которых получается искомая высота.

Книжку надо держать возле глаз так, как показано на упрощенном рисунке. Она должна находиться в отвесной плоскости, а карандаш выдвигаться над верхнем обрезом книжки настолько, чтобы, глядя из точки а видеть вершину В дерева покрытой кончиком b карандаша. Тогда вследствие подобия треугольников abc и аВС высота ВС определяется из пропорции BC : bc=aC:ac

Задача 5. Определение высоты предмета с помощью записной книжки и карандаша   В качестве прибора

Слайд 16Задача 6. Определение высоты предмета при помощи зеркала.
 АВD подобен

EFD (по двум углам):
 ВАD= FED=90°;
АDВ = EDF, т.к. угол падения равен углу отражения.
В подобных треугольниках сходственные стороны пропорциональны:

Задача 6. Определение высоты предмета при помощи зеркала.  АВD подобен EFD (по двум углам):  ВАD=

Слайд 17 Кладем зеркало на пол примерно так, как

показано на фото, отходим в сторону до того момента, пока в зеркале не отразится край измеряемого объекта.

зеркало

A

B

D

E

F

Кладем зеркало на пол примерно так, как показано на фото, отходим в сторону

Слайд 18Делаем замеры
Расстояние от земли до глаз – 1,65 м
Расстояние от стены

до зеркала – 2 м
Расстояние от человека до зеркала – 0,9 м
Высота стены -?
Делаем замерыРасстояние от земли до глаз – 1,65 мРасстояние от стены до зеркала – 2 мРасстояние от

Слайд 19 Выполняем расчеты
Если ▲ АBD ~ ▲EFD, то AD:DЕ=АB:FЕ.
Найдем

высоту стены FE:

Поставляем исходные данные в полученную формулу и вычисляем:

Выполняем расчетыЕсли ▲ АBD ~ ▲EFD, то AD:DЕ=АB:FЕ. Найдем высоту стены FE:Поставляем исходные данные в

Слайд 20Преимущества:
не зависит от погодных условий;
не нужен отвес;
не нужны

дополнительные приспособления.
Недостатки:
сложно поймать отражение в зеркале;
ровная поверхность;
нужен подход к предмету;
нельзя измерить высоту предмета в густом насаждении, применяется только к одиноко стоящему дереву.
Преимущества: не зависит от погодных условий; не нужен отвес; не нужны дополнительные приспособления. Недостатки: сложно поймать отражение

Слайд 21Задача 7. Определение высоты предмета с помощью высотомера лесника.
высотометр

Задача 7. Определение высоты предмета с помощью высотомера лесника.высотометр

Слайд 22 На рисунке изображен высотомер лесника. Он представляет собой

прямоугольную пластинку размером 10Х 10 см с закрепленным в точке А отвесом, шкалой на стороне ВС и визирами в точках А и D. Наведя с помощью визиров сторону AD на вершину дерева Е и заметив деление шкалы, которое показывает отвес AF, лесник с помощью несложной формулы и находит высоту дерева. Пусть, например, BF = 3 см. Докажем, что Н - h = 0,3d

где Н — высота дерева, h — высота человека на уровне глаз, d — расстояние от дерева до человека (все размеры в метрах).
Решение. Так как 

GEA=

AFB,  то прямоугольные треугольники EGA 

или 

и FBA подобны. Поэтому

Итак, я рассмотрела различные методы определения расстояний, все о ни основаны на применении признака подобия треугольников по двум углам.

На рисунке изображен высотомер лесника. Он представляет собой прямоугольную пластинку размером 10Х 10 см

Слайд 23 3. Исследование: «Сравнительная характеристика методов определения высоты предмета»

3. Исследование: «Сравнительная характеристика методов определения высоты предмета»

Слайд 241.Определение высоты предмета с помощью планшета (на планшете – прямоугольный равнобедренный

треугольник)

Инструменты: планшет с прямоугольным равнобедренным треугольником, рулетка.
Катеты прямоугольного равнобедренного треугольника равны 19 см. Расстояние от меня до столба ВD = 6,12 м, мой рост до глаз DЕ= 1, 55м. Так как треугольник на планшете и треугольник ВСD подобны и оба прямоугольные равнобедренные, то ВС = ВD. Значит АС = ВС + АВ = ВС + DЕ = 6,12 + 1,55 = 7,67(м)

1.Определение высоты предмета с помощью планшета (на планшете – прямоугольный равнобедренный треугольник) Инструменты: планшет с прямоугольным равнобедренным

Слайд 252.Определение высоты предмета с помощью книжки и карандаша.

Ширина книги = 12,5 см, карандаш выдвинулся над книгой на расстояние 7см, расстояние от меня до столба АЕ = 11м, мой рост до глаз DЕ = 1,55м.

СВD подобен

значит ВС : ВD = IK : KD

IKD по двум углам,

ВС : 0,07 = 11: 0,125 , ВС = 6,16,

ВС +АС = ВС + АВ = DЕ = 6,16 + 1,55 = 7,71(м)

2.Определение высоты предмета с помощью книжки и карандаша.    Ширина книги = 12,5 см, карандаш

Слайд 263.Определение высоты предмета с помощью зеркала

Инструменты: зеркало,

рулетка.

Положив зеркало I на землю, я передвигала его до тех пор, пока не увидела в нём отражение нижнего изолятора. Измерила расстояния АI = 8,9 м, IE = 1,88м, мой рост до глаз DE = 1,55 м.

АСI подобен

IЕD по двум углам.

АС : DE = АI : IE

АС : 1,55 = 8,9 : 1,88

АС = 7,34

3.Определение высоты предмета с помощью зеркала    Инструменты: зеркало, рулетка.    Положив зеркало

Слайд 27Получив три значения расстояния до проводов (высота столба до первого изолятора),

я составила следующую таблицу:

Хорошую точность даёт метод измерения с помощью зеркала, вместо зеркала можно использовать лужицу. Этот метод предусматривает меньше вычислений, так как не нужно прибавлять рост человека. Оставшиеся два метода тоже дают небольшую погрешность, и вполне применимы для измерений.
Вывод: все методы применимы для использования в повседневной жизни, но самым оптимальным является метод нахождения высоты предмета с помощью зеркала.

Получив три значения расстояния до проводов (высота столба до первого изолятора), я составила следующую таблицу:Хорошую точность даёт

Слайд 28

Заключение.

Изучение темы «Подобие» и практические работы на местности обогатили меня новыми знаниями, расширили кругозор по геометрии. Мною были изучены различные способы измерения высоты предмета. Полученные знания достаточно легко применяются на практике. Высоту столба, дерева можно измерить разными способами: с помощью лужи, зеркала, используя шест, и специальные приспособления. Исследованные мною методы дают результаты с минимальной погрешностью. В результате исследовательской деятельности мною сделан буклет, в котором описываются все методы измерения высоты предмета. Эта информация будет полезна участникам турслётов, альпинистам, горнолыжникам, туристам. В дальнейшем я продолжу работу над этой темой, рассматривая следующие задачи: измерение глубины и ширины реки, озера, оврага. Моя гипотеза ,о том, что при помощи подобия треугольников можно выполнять измерения реальных предметов подтвердилась.


Слайд 29 Список используемой литературы:


1.В.Г.Болтянский «Элементарная геометрия», Москва, «Просвещение», 1985г, 320с.

2.В.Н.Ганьшин «Простейшие

измерения на местности», Москва, «Недра», 1983г, 110с.

3.Г.И.Глейзер «История математики в школе», Москва, «Просвещение», 1982г, 240с.

4.Детская энциклопедия. Том 1. Земля.. Москва, «Просвещение», 1964г, 470с.

5.Энциклопедия «Математика», Москва, «Аванта+»

6.Энциклопедический словарь юного математика, Москва, «Педагогика», 1983г, 365 с.
Список используемой литературы:1.В.Г.Болтянский «Элементарная геометрия», Москва, «Просвещение», 1985г, 320с.2.В.Н.Ганьшин «Простейшие измерения на местности», Москва, «Недра», 1983г,

Слайд 30 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть