Слайд 1Приемы обратной связи. ПОПС - формула
Методическое совещание «Технологии содеятельности и рефлексии»
Выступление
Коробейниковой Ольги Александровны,
учителя математики МКОУ СОШ №1 г. Россоши
17.02.2015
Слайд 2Главной задачей осуществления обратной связи на уроках является
получение преподавателем обобщенной информации
о степени восприятия учеником изложенной на уроке порции материала, его типичных ошибках и их использование для коррекции и регуляции учебного процесса, внесения дидактических и методических изменений в план и содержание последующих уроков.
Слайд 3Традиционные методы и приемы обратной связи
- Индивидуальный опрос как самый простой
и доступный. Перед классом ставится вопрос и через одну-две минуты вызывается ученик к доске. После его ответа обращение к классу с предложением дополнить или исправить ошибки, делаются замечания и выставляется оценка. За урок, таким образом, можно опросить от 3 до 5 человек (ответ с дополнением и рецензией занимает обычно от 5 до 10 минут).
Фронтальный опрос- это контрольное опрашивание на уроке, проверка, основательно ли усвоен учебный материал, который уже объяснялся. Оценка выставляется за всякий ответ; незнание материала уже пробел, который нужно заполнить. Организовать опрос необходимо исключительно чётко: продумывать вопросы до мелочей, точно установив их последовательность.
Комбинированный опрос. Вызывается одновременно 3-4 ученика. Один отвечает устно, как при индивидуальном или фронтальном опросе, остальные – письменно на доске или за партой. После устного ответа проверка письменных ответов, задаются по 1-2 уточняющих вопроса и выставляются оценки.
Слайд 4Современные подходы к обратной связи на уроке
Любой контроль знаний должен восприниматься
учителем не как «карающий меч» для ученика, а как материал для мониторинга результативности учебного процесса.
Слайд 5Не всё можно измерить количеством баллов. Когда нам необходимо, к примеру, проследить
уровень аналитического, логического мышления или определить как выполнена воспитательная задача урока, то необходимы такие технологические инструменты, которые могли бы позволить обеспечить оперативный мониторинг качества полученной учащимися информации, создать оптимальные условия для рефлексии учащихся.
Слайд 6Определение РЕФЛЕКСИИ
Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности
человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. Содержание рефлексии определено предметно-чувственной деятельностью: рефлексия в конечном счёте есть осознание практики, предметного мира культуры.
Слайд 7Технологичных и эффективных приёмов, направленных на творческое применение накопленных знаний, очень
мало. Поэтому они чрезвычайно ценны в повседневной практике учителя
Слайд 8ПОПС-формула
Этот приём, направленный на рефлексию учащихся, создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном
Перевёл её
на русский язык Аркадий Гутников, вице-президент ассоциации «За гражданское образование», первый проректор Санкт-Петербургского Института права.
Слайд 9В результате перевода получилась аббревиатура ПОПС. Ценность этого технологического приёма заключается в том,
что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме.
Слайд 10Суть технологии:
Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС –
формулы:
П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)
Слайд 11 Но этот приём не был бы технологичным, не обладал
бы законченностью, если бы не было предложено начало каждого высказывания.
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу это доказать это на примере …».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Слайд 12ПРИМЕР
По теме «Россия во второй половине XIX в»
Я считаю, что
отмена крепостного права в России была неизбежной.
Потому, что оно тормозило развитие всех сфер жизни общества.
Я могу доказать на примере того, что Россия значительно отставала от других стран по уровню жизни. Россия позорно проиграла Крымскую войну.
Исходя из этого, я делаю вывод, что эта реформа сыграла огромное значение в истории России и дала мощный толчок великим преобразованиям 1860-х годов.
Слайд 13Этот прием предлагает ученикам своеобразный каркас для устного ответа. Причём сразу
нацеливает ученика не на вызубренный ответ, а на высказывание собственной позиции:
«Я считаю, что…»
«Мне кажется, что…»,
«Я думаю, что…»,
«На мой взгляд…».
Слайд 14Для того, чтобы задать общее направление рефлексии учащихся, учитель может добавить
в первом предложении несколько слов, определяющих тему обсуждения.
Например.
«Я считаю, что Иван Грозный…»
«Я считаю, что правовое государство…»
Слайд 15Вывод
Используя данную технологию обратной связи мы получаем уникальную возможность в считанные
минуты получить лаконичную информацию о степени «погружения» ученика в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке того или иного события, явления, факта.
А самое главное, мы предлагаем учащимся выразить собственное мнение, собственную позицию.