Слайд 1Причины развития трудновоспитуемости школьников и принципы работы по ее профилактике
Слайд 2Учитель - тот, кто с добротой выводит блуждающего на его дорогу.
Квинт Энний
Слайд 3Причины, по которым ребёнок делается трудным достаточно:
Нарушение меры в воспитании, вызванное
педагогической неграмотностью родителей: отсутствие требовательности, единства требований к детям со стороны взрослых членов семьи, неверное применение наказания и поощрения , жестокое отношение к ребенку, подавление его личности, физическое наказание , избалованность, изнеженность ребенка и др.
Безнадзорность, вызванная в одном случае занятостью родителей, в другом их безответственным отношением к воспитанию детей.
Отрицательный пример родителей (нечестный образ жизни), аморальное поведение, пьянство и др.
Нарушение структуры семьи (отсутствие отца, конфликт с отчимом) и другие.
Слайд 4Дети группы риска
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Дети, находящиеся в особо
трудных жизненных обстоятельствах.
Дети, оставшиеся без попечения родителей.
Дети , оказавшиеся в социально - опасных условиях.
Дети, нуждающиеся в
общественном воспитании.
Дети, нуждающиеся в
помощи государства.
Слайд 5«Трудные дети»
Категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии. Отнесение ребенка
к данной категории осуществляется, как правило, по внешним проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, служащих препятствием для нормального протекания учебно-воспитательного процесса.
Наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения. Норма и степень отклонения от нормы чаще всего определяется тестовыми и экспериментальными методиками.
Слайд 6Какое поведение называется отклоняющимся?
Отклоняющееся поведение – система поступков или отдельные поступки,
противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу,
обусловлено разнообразными взаимодействующими
факторами.
Слайд 7Факторы, обуславливающие отклоняющееся поведение:
Биологические (нарушение умственного развития, дефекты слуха и зрения,
повреждения нервной системы, телесные дефекты).
Психологические (нервно-психические заболевания).
Социально-психологические (дефекты школьного, семейного или общественного воспитания, приводящие к нарушениям процесса социализации).
Слайд 8Стадии отклоняющегося поведения
Неодобряемое поведение
Порицаемое поведение
Девиантное поведение
Предпреступное поведение
Противоправное поведение
Слайд 9Отклоняющееся поведение –
одна из форм школьной дезадаптации, которой подвержены:
Дети, имеющие проблемы
в умственном развитии
Дети, имеющие проблемы в физическом развитии
Учащиеся с проблемами в поведении и общении
Учащиеся с проблемами со здоровьем
Дети подверженные насилию
Подростки с различными видами зависимости (алкоголь, наркотики, табакокурение)
Подростки с нетрадиционной сексуальной ориентацией и с опережающим половым развитием
Слайд 10Для характеристики «отклоняющегося поведения» используют также специальные термины:
«делинквентность» и «девиантность».
под
делинквентным поведением понимают цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных (т. е. уголовно наказуемых, серьезных правонарушений и преступлений);
под девиантностью подразумевают отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включаются как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток).
Слайд 11Причины трудновоспитуемости
Психические заболевания и пограничные состояния
Врожденные или приобретенные психофизиологические отклонения (ранняя
нервозность, проявление алкогольного синдрома, мозговые дисфункции, гипердинамический синдром)
Социальные пороки (алкоголизм, преступность, наркомания) имеют корни в семье
Слайд 12Недостатки в учебно-воспитательном процессе:
Стрессогенные технологии проведения уроков и оценивания знаний
Негативные установки
в отношении отдельных учащихся
Низкий профессиональный уровень учителя
Недостатки организационного характера в работе с детьми группы риска
Отрицательное влияние стихийно-группового общения
Слайд 13Устранение пробелов в знаниях
можно осуществлять как на уроках, так
и во внеурочной деятельности. Для этого даются посильные индивидуальные задания, подбирается дополнительный материал, чаще учебные задания конкретизируются, указываются способы работы.
Слайд 14Подходы в учебно-познавательной деятельности
Создание ситуации успеха (сочетание обстоятельств, которые обеспечивают
успех, результат той или иной ситуации)
Диалог (комфортная доброжелательная обстановка, поощрение того, кто задаёт вопрос и высказывает своё мнение, спор и защита собственной позиции, попытка докопаться до истины, совместный творческий поиск)
Слайд 15Первичное воздействие педагога на осложненное поведение
Не удивляться такому поведению
Присоединиться
Описание сложившихся обстоятельств
в связи с поведением ребёнка
Апелляция к разуму ребёнка
Слайд 16Система работы с детьми осложнённого поведения
Положительное подкрепление
Терпение
Перспектива жизни
Инструкция
Категорическое требование
Педагогическая поддержка
Изменение материальных
условий
Организация действий
Принуждение
Безусловное уважение
Слайд 17Неблагоприятные условия семейного воспитания:
Асоциальное поведение родителей
Недостаточное внимание и любовь со стороны
родителей
Гиперопека
Чрезмерное удовлетворение потребностей ребёнка
Чрезмерная требовательность и авторитарность со стороны родителей
Слайд 18Устранение причин нравственной деформации личности и отклонений в поведении ребёнка:
Организационные мероприятия
Планирование
работы с учащимися , с родителями, с педколлективом
Вовлечение учащихся в различные виды положительной деятельности
Изменение характера личных отношений педагогов и воспитанников
Слайд 19Формы помощи:
Организация педагогической помощи:
1. Создание благоприятных условий для развития личности «трудного»
ребенка.
2. Отслеживание пробелов в знаниях, снятие «синдрома неудачника».
3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе (снятие синдрома изгоя)
4. Поощрение положительных изменений, создание обстановки успеха.
Слайд 201. Диагностика отклонений от нормального поведения, выявление причины психофизиологического и неврогенного характера.
2. Предупреждение
привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам.
3. Половое просвещение «трудных» подростков.
4. Оказание помощи: медикаментозной, физиотерапевтической.
Организация медицинской помощи:
Слайд 21Организация психологической помощи:
1. Изучение психологического своеобразия «трудных» учащихся, посещение уроков.
2. Выявление проблем семейного
воспитания.
3. Психологическое консультирование родителей, учителей, учащихся.
4. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.
Слайд 22Рецепт хорошего урока
Предлагаю рецепт приготовления хорошего урока. Возьмите дюжину самых лучших
эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на 5 или 6 уроков, которые вам приходится проводить каждый ваш рабочий день. Добавьте в каждый свой урок по одной порции:
• мудрости;
• терпения;
• храбрости;
• работоспособности;
• оптимизма;
• преданности своему делу;
• вольнодумия и свободомыслия;
• доброты;
• отдыха и заботы о здоровье;
• доброго юмора;
• такта;
• веры в каждого ученика.
Количество ингредиентов — на усмотрение готовящего. Для того чтобы придать остроты уроку, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями.
Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте урок профессионализмом учителя. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится!
Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к учительскому труду и творчеству!
Слайд 23Погоду в классе делаем мы сами. Так давайте делать ее разумно
и качественно. И давайте делать только хорошую, солнечную погоду.
Относительно самого себя и своей жизни
• Будьте эгоистом хотя бы иногда. Почему-то учителя всегда всем что-то должны.
• Организуйте себе свой День эгоиста.
• Ищите свой набор способов для снятия стресса и усталости.
• Составьте расписание неотложных дел после работы.
Например:
Понедельник — аэробика под видеокассету с последующей горячей ванной с морской солью.
Вторник — прослушивание музыки Чайковского лежа с травяными компрессами на глазах.
Среда — разгрузочный фруктовый день; зеленый чай с медом с последующим танцем под музыку любимой поп-группы.
Четверг — немного вязания, а также занятие на велотренажере под любимую передачу.
Пятница — посещение косметического кабинета; визит к лучшей подруге и чаепитие с любимыми пирожными, вечер дома без телевизора и телефона.
Суббота — днем — вылазка на природу, вечером — семейный ужин с чем-нибудь вкусненьким, за красиво сервированным столом, накрытым скатертью.
Воскресенье (впишите самостоятельно).
Слайд 24Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором
дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.
В. А. Сухомлинский