Слайд 1
Методы обучения дошкольников
Слайд 2Методы обучения — пути и способы решения задач обучения и воспитания. Использовать
разные методы обучения надо в комплексе, и тогда они принесут нужный результат. Таким образом можно достигнуть нужного уровня умственного развития детей гораздо быстрее и эффективнее.
Слайд 3Чтобы раскрыть тему о методах обучения, я предлагаю рассмотреть следующие вопросы:
Классификации методов
обучения
Наглядные методы
Практические методы
Словесные методы
Требования к методам обучения
Слайд 4Классификации методов обучения
Методы обучения можно классифицировать по-разному, взяв за основу какую-то определенную
педагогическую задачу. Поэтому единой классификации методов обучения нет. Разные ученые выдвигают свои варианты классификаций, и каждый из этих вариантов используется в педагогической практике. Я приведу здесь несколько наиболее распространенных классификаций.
В первые годы развития отечественной педагогики все методы обучения делили на две большие группы: методы готовых знаний и методы исследования.
Слайд 5В современной педагогике существует несколько классификаций.
1. По решению дидактических задач (авторы М.А. Данилов,
Б.П. Есипов):
методы приобретения знаний
методы формирования навыков и умений
методы использования знаний
методы творческой деятельности
Слайд 62. По характеру познавательной деятельности (авторы И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин):
информационно-рецептивные
репродуктивные (закрепление полученных знаний)
эвристические,
в дошкольной педагогике — частично-поисковые
исследовательские
Слайд 73. По компонентам учебной деятельности (автор Ю.К. Бабанский)
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
методы
стимулирования мотивации учебной деятельности
методы контроля и самоконтроля
Слайд 84. По источнику передачи и получения знаний, проще говоря, по источнику получения
информации (авторы Е.И. Перовский, Е.Я. Голант и др.)
наглядные
словесные
практические
Слайд 9Наглядные методы:
1) Наблюдение — основной метод в обучении дошкольников.
Виды наблюдений:
распознающего характера
(например, форма, цвет, величина)за изменениями и преобразованиями объектов (например, рост и развитие растений, животных)
репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта (например, по цвету ягоды определяется ее спелость)
Слайд 102) Рассматривание картин в целом и детально
3) Демонстрация кинофильмов, мультфильмов, диафильмов,
диапозитивов.
Этапы демонстрации:
предварительная беседа о том явлении, о котором будет фильм
после просмотра фильма — обмен впечатлениями
через несколько дней — повторный показ
беседа после повторного просмотра
Слайд 11Словесные методы:
1) Рассказ взрослого и рассказ ребенка
2) Чтение художественных произведений детям расширяет и обогащает знания детей об
окружающем, формирует их способности к восприятию и пониманию художественной литературы.
3) Беседы: предварительные, итоговые (по обобщению)
Слайд 12Практические методы:
1) Упражнения — многократный повтор ребенком умственных и практических действий.
Виды
упражнений: подражательно — исполнительские, конструктивные, творческие.
2) Игровой метод. Можно использовать разные компоненты игровой деятельности и сочетать их с вопросами, указаниями, объяснениями.
3) Элементарный опыт — преобразование жизненной ситуации с целью выявления скрытых свойств объекта.
4) Моделирование — процесс создания моделей и их использование для формирования знаний о свойствах, структуре объектов.
Виды моделей: предметные, графические, предметно-схематические.
Слайд 13Требования к методам обучения:
научность
связь цели и задач обучения с темой занятия
связь
нового материала с ранее изученным и усвоенным
учет индивидуальных особенностей детей
соответствие возрасту детей