Презентация, доклад по теме Проблемное обучение на уроках русского языка и литературы

Содержание

Цель: обоснование возможностей технологии проблемного обучения на уроках русского языка как средства повышения качества знаний. Объект исследования применение проблемного обучения при изучении русского языка, в качестве предмет – влияние технологии проблемного обучения на повышение качества знаний

Слайд 1ЛАРИНА ОЛЕСЯ ВЛАДИМИРОВНА
Министерство образования Московской области ГБОУ ВО МО «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
 
Организация

проблемного обучения на уроке русского языка
ЛАРИНА ОЛЕСЯ ВЛАДИМИРОВНАМинистерство образования Московской области ГБОУ ВО МО «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»   Организация проблемного обучения на

Слайд 2Цель: обоснование возможностей технологии проблемного обучения на уроках русского языка как

средства повышения качества знаний.

Объект исследования применение проблемного обучения при изучении русского языка, в качестве предмет – влияние технологии проблемного обучения на повышение качества знаний обучающихся.
.

Цель: обоснование возможностей технологии проблемного обучения на уроках русского языка как средства повышения качества знаний. Объект исследования

Слайд 3
Гипотеза исследования: технология проблемного обучения является продуктивной, эффективной технологией в условиях реализации

системно-деятельностного подхода к обучению; создание проблемных ситуаций на уроке в рамках данной технологии способствует повышению качества знаний обучающихся.

Задачи исследования:
1) провести анализ и отбор наиболее приемлемых методических приемов создания и решения учебных ситуаций в рамках реализации технологии проблемного обучения;
определить структуру проблемного урока;
апробировать механизмы создания проблемных ситуаций на уроках русского языка и литературы;
проанализировать, обобщить результаты применения проблемных ситуаций в процессе образовательной деятельности;
составить рекомендации по использованию методов и приемов технологии проблемного обучения для повышения качества знания обучающихся;
проверить на практике результативность использования проблемного обучения на уроках русского языка для интеллектуального развития учащихся.


Гипотеза исследования: технология проблемного обучения является продуктивной, эффективной технологией в условиях реализации системно-деятельностного подхода к обучению; создание проблемных

Слайд 4 Основные положения, выносимые на защиту:

технология проблемного обучение эффективна
в воспитании активной

личности, формировании инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству;
в стимулировании интеллектуального развития (увеличивается объем памяти, повышается произвольность внимания, развивается речь);
в прочности усвоения знаний, т. к. путем формулирования проблемы обеспечивается сильная мотивация, а путем поиска решения достигается полное понимание материала.
Основные положения, выносимые на защиту:технология проблемного обучение эффективнав воспитании активной личности, формировании инициативности, ответственности, способности к

Слайд 5
Экспериментальная база исследования:
МБОУ Верейская СОШ1

Экспериментальная база исследования:МБОУ Верейская СОШ1

Слайд 6ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Наиболее эффективным средством интеллектуального развития является проблемное обучение, которое позволяет ученику запустить внутренние механизмы саморазвития, а не быть пассивным реципиентом готовых фактов и выводов.
Современный урок русского языка в рамках ФГОС – это урок, где учитель обучает учеников способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний, а также на формирование УУД. Для достижения этих целей урок должен строиться в соответствии с правилами и требованиями моделирования современного урока

ГЛАВА 1  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕНаиболее эффективным средством

Слайд 7Проблемно-диалоговое обучение

Проблемно-диалоговое обучение

Слайд 9Побуждающий диалог
Этот метод требует от учителя последовательного осуществления следующих действий:
- создание

проблемной ситуации;
- побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;
- побуждение к формулированию учебной проблемы;
- принятие предлагаемых учащимися формулировок учебной проблемы.


Тема урока «Правописание -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных».
выкраше..ый – выкраше..а
краше..ый мною – краше..ый пол
- У вас запись этих слов вызвала затруднения? Почему?
- Почему слова записаны парами?
- Какова тема урока?

Побуждающий диалог Этот метод требует от учителя последовательного осуществления следующих действий:- создание проблемной ситуации;- побуждение к осознанию

Слайд 10Подводящий диалог
Этот способ постановки учебной проблемы не требует создания проблемной ситуации.

Он представляет собой цепочку вопросов и заданий, которые подводят учащихся к пониманию темы урока

Ι. Тема урока «Дефисное написание наречий».
Даны слова:
еле-еле                    по-волчьи               во-первых          где-то, когда-либо
мало-помалу          по-хорошему          в-третьих           как-нибудь
чуть-чуть                по-немецки             в-пятых             кое-где, кое-как
- Что объединяет эти слова?
- Почему они записаны группами?
- От чего зависит правописание наречий через дефис?
 
ΙΙ. Урок русского языка в 6 классе по теме «Фразеологизмы»
Учитель диктует слова. Ученики записывают их на доске и в тетради.
Фиолетовый, рассчитать, акробат, земляника, егерь, оптимизм, легенда, обоняние, галерея, иней, здравница, мираж.
- Объясните значение слов «егерь», «здравница», «оптимизм».
- Обозначьте орфограммы.
- Выделите карандашом первые буквы слов. Какое слово у вас получилось?

Подводящий диалогЭтот способ постановки учебной проблемы не требует создания проблемной ситуации. Он представляет собой цепочку вопросов и

Слайд 11Сообщение темы с мотивирующим приемом
Первый прием – «яркое пятно» – заключается

в сообщении классу материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока (могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественных произведений, интересные случаи из области науки, культуры и повседневной жизни, шутки и т.д.).

При изучении темы «Гласные в суффиксах имен существительных -ек-, -ик-» можно вспомнить книгу или мультфильм по книге Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков».

Сообщение темы с мотивирующим приемомПервый прием – «яркое пятно» – заключается в сообщении классу материала, захватывающего внимание

Слайд 12Сообщение темы с мотивирующим приемом
Второй прием – «актуальность» – состоит в

обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого. Иногда одновременно используются оба приема.

Тема урока «Пунктуация».
- Что изучает пунктуация?
- Зачем нужна пунктуация?
- Почему недостаточно букв алфавита для того, чтобы написанное было понятно читающему?
Делегация выезжает утром встречайте.
Я не видел брата товарища и его сестру.

Сообщение темы с мотивирующим приемомВторой прием – «актуальность» – состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для

Слайд 13II этап. Поиск решения.
1. Классический. Через выдвижение гипотез и их

последующую проверку, гипотезы могут быть ошибочные, но принимаются все. Практика показывает, что лучше не увлекаться выдвижением избыточного количества гипотез. Во-первых, их можно не успеть проверить на уроке, во-вторых, дети начинают «заигрываться», и говорят ради того, чтобы сказать, а не ради того, чтобы прийти к правильному ответу

Тема урока «Правописание суффиксов -чик-, -щик-».
Открывается запись на доске, учащиеся видят два столбика слов:
 
 
 




Учитель: посмотрите на эти слова. В первом слова с суффиксом -чик-, во втором с -щик-. Это неслучайно, это поможет вам открыть правило. Итак, какие есть идеи? (побуждение к гипотезам).
Ученики: в словах с приставками пишется суффикс -чик-, без приставок -щик-; после звонких согласных пишется суффикс -чик-, после глухих – суффикс -щик- (ошибочные гипотезы)
Учитель: так (принятие ошибочных гипотез). Все так думают? Кто не согласен? (побуждение к проверке)
Ученики: в слове «разносчик» – глухой согласный С, а суффикс -чик-; в слове «лётчик» нет приставки, а суффикс -чик-.
Учитель: есть еще новые идеи? (побуждение к гипотезам). Прочитайте первый столбик, вслушайтесь в звучание, обратите внимание на орфографию (подсказка к решающей гипотезе)

II этап. Поиск решения.  1. Классический. Через выдвижение гипотез и их последующую проверку, гипотезы могут быть

Слайд 14II этап. Поиск решения.
Сокращенный. Через подводящий диалог. Он разворачивается от четко

сформулированной учебной проблемы, после идут логически продуманные, посильные для ученика вопросы, которые приводят к открытию нового знания

Тема урока «Правописание разделительного Ъ»
Учитель: прочитайте два столбика слов.
Ученики: читают:




 
в словах какого столбика пишется разделительный Ъ?
Ученики: второго
Учитель: где именно в слове пишется разделительных Ъ?
Ученики: после приставки
Учитель: на какую букву оканчиваются эти приставки? Сравните первый и второй столбики.
Ученики: в первом столбике на гласную, во втором на согласную
Учитель: с какой буквы начинается корень?
Ученики: с гласной
Учитель: значит, какой мы можем сделать вывод?
Ученики: разделительный Ъ пишется после приставок на согласный перед гласным (открытие нового знания)
Учитель: перед какими гласными буквами ставится Ъ? и т.д.

II этап. Поиск решения.Сокращенный. Через подводящий диалог. Он разворачивается от четко сформулированной учебной проблемы, после идут логически

Слайд 15III этап. Выражение решения.

IV этап. Реализация продукта
Знания необходимо воспроизводить (проговаривать, повторять).

Различают воспроизведение знаний репродуктивное (выучи – перескажи) и продуктивное (напр., составление опорных сигналов). Практически любое задание может быть выражено опорным сигналом, главное, чтобы по этой схеме можно было рассказать новое правило.

Цель: показать свое творение учителю и одноклассникам и получить обратную связь в виде оценивания.
В заключение отметим, что ПДО позволяет решать одновременно несколько задач. Оно развивает коммуникативные умения и навыки, дает возможность менять формы деятельности, является средством получения прочных знаний, которые позволят успешно формировать познавательную компетентность учащихся.

III этап. Выражение решения.IV этап. Реализация продуктаЗнания необходимо воспроизводить (проговаривать, повторять). Различают воспроизведение знаний репродуктивное (выучи –

Слайд 17Технология проблемно-диалогического обучения

выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, поскольку

является:
результативной – обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности;
здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации
 

Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, поскольку является:результативной – обеспечивающей высокое качество усвоения

Слайд 18Рис. 1. Результаты проверки уровня сформированности знаний синтаксиса простого предложения у

обучающихся
Рис. 1. Результаты проверки уровня сформированности знаний синтаксиса простого предложения у обучающихся

Слайд 19Типы упражнений:
1) определить переносное употребление грамматических форм и стилистическую окрашенность

конструкций с ними;
2) определить смысловые различия между употребленными формами слов;
3) использовать другое морфологическое выражение члена предложения (определение, выраженное относительным прилагательным, заменить определением, выраженным существительным в косвенном падеже, и т. д.);
4) определить смысловую и функциональную нагрузку синтаксической конструкции в тексте;
5) трансформировать предложение (несколько простых в сложное, предложение с обособленным членом в предложение с придаточным предложением, бессоюзное – в союзное и т. д.).

В приводимых в приложении конспектах уроков нами уделено особое внимание реализации проблемного подхода при изучении русского языка.

Типы упражнений:  1) определить переносное употребление грамматических форм и стилистическую окрашенность конструкций с ними; 2) определить

Слайд 20Рис. 2 Результаты проверки уровня сформированности знаний о синтаксисе простого

предложения у обучающихся
Рис. 2 Результаты проверки уровня сформированности знаний о  синтаксисе простого предложения у обучающихся

Слайд 21Рекомендации для использования дидактических приемов технологии проблемного обучения на уроках русского

языка

1. Урок должен быть построен так, чтобы ученик открывал новые знания самостоятельно. Задача учителя организовывать и направлять этот процесс.
2. Введение понятий должно прежде всего опираться на теорию познания. Учителю необходимо через наглядные образы стараться с помощью познавательных действий, таких, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, привести учащихся к формулировке определения.
3. На уроке, на котором создается проблемная ситуация при введении новых понятий, необходимо использовать прием подведения под понятие
4. При изучении правила важно мотивировать учащихся, показать, что им нужно открыть новое знание для решения какой-л. важной теоретической или практической задачи.
5. На уроке, на котором создается проблемная ситуация, целесообразно использовать исследовательский метод, или эвристический метод, или проблемное изложение материала, или метод диалогического изложения. Причем метод проблемного изложения и метод диалогического изложения разумнее всего применять в очень слабом классе, в котором школьники только учатся самостоятельно открывать новые знания. В остальных классах акцент делается на исследовательский или эвристический метод.

Рекомендации для использования дидактических приемов технологии проблемного обучения на уроках русского языка 1. Урок должен быть построен

Слайд 22Звенья научного творчества

Звенья научного творчества

Слайд 25Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть