Объект исследования применение проблемного обучения при изучении русского языка, в качестве предмет – влияние технологии проблемного обучения на повышение качества знаний обучающихся.
.
Задачи исследования:
1) провести анализ и отбор наиболее приемлемых методических приемов создания и решения учебных ситуаций в рамках реализации технологии проблемного обучения;
определить структуру проблемного урока;
апробировать механизмы создания проблемных ситуаций на уроках русского языка и литературы;
проанализировать, обобщить результаты применения проблемных ситуаций в процессе образовательной деятельности;
составить рекомендации по использованию методов и приемов технологии проблемного обучения для повышения качества знания обучающихся;
проверить на практике результативность использования проблемного обучения на уроках русского языка для интеллектуального развития учащихся.
Наиболее эффективным средством интеллектуального развития является проблемное обучение, которое позволяет ученику запустить внутренние механизмы саморазвития, а не быть пассивным реципиентом готовых фактов и выводов.
Современный урок русского языка в рамках ФГОС – это урок, где учитель обучает учеников способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний, а также на формирование УУД. Для достижения этих целей урок должен строиться в соответствии с правилами и требованиями моделирования современного урока
Тема урока «Правописание -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных».
выкраше..ый – выкраше..а
краше..ый мною – краше..ый пол
- У вас запись этих слов вызвала затруднения? Почему?
- Почему слова записаны парами?
- Какова тема урока?
Ι. Тема урока «Дефисное написание наречий».
Даны слова:
еле-еле по-волчьи во-первых где-то, когда-либо
мало-помалу по-хорошему в-третьих как-нибудь
чуть-чуть по-немецки в-пятых кое-где, кое-как
- Что объединяет эти слова?
- Почему они записаны группами?
- От чего зависит правописание наречий через дефис?
ΙΙ. Урок русского языка в 6 классе по теме «Фразеологизмы»
Учитель диктует слова. Ученики записывают их на доске и в тетради.
Фиолетовый, рассчитать, акробат, земляника, егерь, оптимизм, легенда, обоняние, галерея, иней, здравница, мираж.
- Объясните значение слов «егерь», «здравница», «оптимизм».
- Обозначьте орфограммы.
- Выделите карандашом первые буквы слов. Какое слово у вас получилось?
При изучении темы «Гласные в суффиксах имен существительных -ек-, -ик-» можно вспомнить книгу или мультфильм по книге Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков».
Тема урока «Пунктуация».
- Что изучает пунктуация?
- Зачем нужна пунктуация?
- Почему недостаточно букв алфавита для того, чтобы написанное было понятно читающему?
Делегация выезжает утром встречайте.
Я не видел брата товарища и его сестру.
Тема урока «Правописание суффиксов -чик-, -щик-».
Открывается запись на доске, учащиеся видят два столбика слов:
Учитель: посмотрите на эти слова. В первом слова с суффиксом -чик-, во втором с -щик-. Это неслучайно, это поможет вам открыть правило. Итак, какие есть идеи? (побуждение к гипотезам).
Ученики: в словах с приставками пишется суффикс -чик-, без приставок -щик-; после звонких согласных пишется суффикс -чик-, после глухих – суффикс -щик- (ошибочные гипотезы)
Учитель: так (принятие ошибочных гипотез). Все так думают? Кто не согласен? (побуждение к проверке)
Ученики: в слове «разносчик» – глухой согласный С, а суффикс -чик-; в слове «лётчик» нет приставки, а суффикс -чик-.
Учитель: есть еще новые идеи? (побуждение к гипотезам). Прочитайте первый столбик, вслушайтесь в звучание, обратите внимание на орфографию (подсказка к решающей гипотезе)
Тема урока «Правописание разделительного Ъ»
Учитель: прочитайте два столбика слов.
Ученики: читают:
в словах какого столбика пишется разделительный Ъ?
Ученики: второго
Учитель: где именно в слове пишется разделительных Ъ?
Ученики: после приставки
Учитель: на какую букву оканчиваются эти приставки? Сравните первый и второй столбики.
Ученики: в первом столбике на гласную, во втором на согласную
Учитель: с какой буквы начинается корень?
Ученики: с гласной
Учитель: значит, какой мы можем сделать вывод?
Ученики: разделительный Ъ пишется после приставок на согласный перед гласным (открытие нового знания)
Учитель: перед какими гласными буквами ставится Ъ? и т.д.
Цель: показать свое творение учителю и одноклассникам и получить обратную связь в виде оценивания.
В заключение отметим, что ПДО позволяет решать одновременно несколько задач. Оно развивает коммуникативные умения и навыки, дает возможность менять формы деятельности, является средством получения прочных знаний, которые позволят успешно формировать познавательную компетентность учащихся.
В приводимых в приложении конспектах уроков нами уделено особое внимание реализации проблемного подхода при изучении русского языка.
1. Урок должен быть построен так, чтобы ученик открывал новые знания самостоятельно. Задача учителя организовывать и направлять этот процесс.
2. Введение понятий должно прежде всего опираться на теорию познания. Учителю необходимо через наглядные образы стараться с помощью познавательных действий, таких, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, привести учащихся к формулировке определения.
3. На уроке, на котором создается проблемная ситуация при введении новых понятий, необходимо использовать прием подведения под понятие
4. При изучении правила важно мотивировать учащихся, показать, что им нужно открыть новое знание для решения какой-л. важной теоретической или практической задачи.
5. На уроке, на котором создается проблемная ситуация, целесообразно использовать исследовательский метод, или эвристический метод, или проблемное изложение материала, или метод диалогического изложения. Причем метод проблемного изложения и метод диалогического изложения разумнее всего применять в очень слабом классе, в котором школьники только учатся самостоятельно открывать новые знания. В остальных классах акцент делается на исследовательский или эвристический метод.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть