Слайд 1Планирование работы педагога по методической теме.
Тема:
Исследовательская
деятельность
учащихся на уроках и
воспитание духовности
и нравственности через исследование в краеведении
Учитель истории и
обществознания: Запека О. И.
МКОУ «Кузнецовская СОШ»
Слайд 2Методическая тема школы
«Личностно- ориентированное образование – необходимое условие
создания адаптивной школы
как
образовательного института развития личности»
.
Слайд 3Образовательная цель школы:
оказание действенной помощи учителям в улучшении организации
обучения школьников, обобщение
и внедрение педагогического опыта, повышения теоретического уровня и педагогической квалификации учителей школы
.
Слайд 4Воспитательная цель школы
Развитие личности гражданина на основе нравственных ценностей, через деятельностное
отношение к окружающему миру, к людям, к себе, направленное на формирование активной жизненной позиции.
Слайд 5Цель работы над выбранной мной темой.
формирование у учащихся навыков учебной работы
через вовлечение их в исследовательскую деятельность.
Слайд 6Задачи работы над темой
Проанализировать и обобщить имеющийся опыт по данной проблеме
через посещение курсов и научных статей в журналах;
Установить связь между приемами обучения навыкам исследовательской работы в процессах воспитания и обучения;
Разработать направления работы по данной теме;
Оценить результаты полученные в ходе совместной работы учителя и учащихся.
Слайд 7Основные принципы
преемственность (доступность, научность, обязательность использования знаний, полученных на разных
этапах обучения, при изучении в старших классах, но уже на более высоком уровне).
ориентация на социум – знания должны реализовываться в практической жизни учащихся. Необходимо использовать различные формы, способствующие практическому применению знаний, самостоятельному их получению, умению найти выход из различных жизненных ситуаций.
Слайд 8Принцип гуманизации –признание личности ребенка высшей ценностью воспитания, выявление и развитие
всех сущностных сил ребенка.
Принцип системности- только через системный подход к организации жизнедеятельности школы, возможно обеспечение целостности становления.
Слайд 10Этапы работы над темой
I этап. 2007-2008 гг.
Посещение курсов по теме «Исследовательская
деятельность педагога-практика как фактор развития образования»
Анализ теоретических источников по данному вопросу
Поиск форм работы
Разработка понятийного аппарата по данной теме
Участие учащихся в районном конкурсе «Окно в историю»
Слайд 11IIэтап 2008-2009
Применение знаний умений и навыков исследовательской деятельности учащимися на уроках
и во внеурочное время.
Выступление на заседании школьного МО учителей гуманитарных дисциплин
Выступление на районном заседании МО историков с целью обобщения опыта
Участие учащихся не только в районных, но и областных конкурсах.
Слайд 12
III этап 2009-2010
Подготовка и оформление результатов своей работы в виде презентации,
методической статьи в сборнике школы, посвященном работам по темам самообразования
Защита результатов своей работы на педагогическом совете школы с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей;
Представление опыта работы над темой на заседании районного Мо учителей истории
Надежда на хорошие результаты учащихся в конкурсах
Слайд 14Виды исследовательских работ на уроках
Слайд 16Формы внеурочной работы
участие с классом в акциях проводимых совместно с организатором
Подготовка
и участие с детьми в различных программах и конкурсах школьных и сельских: концертных, конкурсах чтецов, фестивале военной песни, А ну-ка, парни, а ну-ка девочки, осенины
Подготовка с учащимися и оформление различных плакатов и стендов
Сбор материалов и написание исследовательских работ
Подготовка материалов для классных часов
Слайд 17Участники работы над темой.
Учащиеся
Педагоги
Классные руководители
Слайд 19Приемы инновационных технологий
А) проектная деятельность
Б) технология критического мышления
В) проблемное обучение
Слайд 20 А) Проектная деятельность
Проект –это
Всякое действие, совершаемое от всего сердца
и с определенной целью.
Индивидуальная или совместная учебно-познавательная, творческая, деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на получение значимого результата деятельности.
Слайд 21Проект - это
Нежестко сформулированное задание для учащихся, нацеленное на достижение наглядно
представляемого результата, получаемого самостоятельно
Проект – нечто брошенное, пущенное вперед.
Слайд 22Виды проектов
По целевой установке
созидательные;
познавательные;
общественно-полезные;
развлекательные;
творческие;
игровые.
Слайд 23По количеству участников
Индивидуальные
Групповые
Коллективные
По срокам
реализации:
Кратковременные
долговременные
Слайд 24Примерная
тематика
проектов
Старейшие
династии
района
Права и обязанности
учащихся в школе
Деревня
моя-
деревянная дальняя
.
Составление
семейного
бюджета
Человек-высокое
призванье
Её судьба –
одна из многих
Слайд 25Методика работы с учащимися
над проектом
В постановке цели
Помочь
1. определить:
Более интересную
и актуальную тему;
Что будет результатом проекта
2.Выбрать посильную задачу и сформулировать ее (что сделать, кому помочь, чему научиться и т.п.);
3. Придумать название проекта (если дети затрудняются сделать это самостоятельно
Слайд 26В разработке проекта
Побуждать учеников к определению «шагов» деятельности по достижению цели;
Предложить
подумать к кому можно обратиться за информацией (родители, братья, старшие ребята, педагоги), где найти информацию (библиотека, архив, Интернет, СМИ)
Обсуждать, каким материалам или информации отдать предпочтение
Слайд 27Помощь при выполнении
проекта
Конкретная деятельная помощь:
в организации рабочего места;
Выборе материалов, способов
выполнения;
побуждение к самостоятельности;
организация взаимодействия учащихся;
проблемные вопросы, задания на проявление инициативы и самостоятельности;
предвосхищающая оценка деятельности и предполагаемого результата
Слайд 28Б) Технология критического мышления
Критическое мышление- это прежде всего осознанное отношение к
своим действиям, это мышление оценочное, рефлексивное, творческое.
Слайд 29Этапы урока технологии критического мышления
1 Этап Фаза вызова
На этой стадии с
помощью различных приемов осуществляется пробуждение имеющихся знаний, их активизация, повышение интереса.
2 этап Фаза осмысления
Цель: развитие творческого мышления. Навыков самостоятельной работы, поисковой деятельности.
3 этап Фаза рефлексии
Цель: персонализировать знание; увеличить прочность, глубину знаний; осознать, осмыслить актуальное знание.
Слайд 30Приемы технологии критического мышления
Мозговой штурм
Проблемные вопросы
Конструирование плана совместно с учащимися
Составление кластеров-
рисуночной формы в виде модели солнечной системы, звезды, цветка
Синквейны
Кодирование информации в графики, таблицы
Шесть шляп при работе с текстом
Использование инсертов – значков (-, +, ?, !)
при работе с текстом
Слайд 31Трудности
Несформированность специальных умений и навыков у старшеклассников иногда создаёт ситуацию неуспеха
для некоторых учащихся.
Несмотря на то, что школа проводит исследовательскую работу, не у всех учащихся сформированы навыки исследований, самостоятельного поиска материала.
Отсутствие на сегодняшний день методической базы