Слайд 1Виды обучения
Мухина Наталья Валентиновна,
преподаватель информатики
ГПОАУ ЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж
2016 г
Слайд 2Метод сократической беседы
широко применялся древнегреческим философом Сократом (469 — 399
гг. до н. э.) и его учениками
метод отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Учитель (как правило, философ) постановкой вопроса возбуждал любопытство, познавательный интерес ученика и сам, устно рассуждая, в поисках ответа на него вел мысль ученика по пути познания. Для поддержания интереса обучающегося рассуждения учителя перемежались постановкой чаще всего риторических вопросов.
Сократические беседы проводились с одним или несколькими учениками.
Слайд 3Догматическое обучение
Первый вид коллективной организации познавательной деятельности, широко распространившийся в средние
века.
Основным содержанием обучения было освоение религиозных писаний.
Главными видами деятельности учащихся были слушание и механическое заучивание.
Отличительной особенностью этого вида обучения был отрыв формы от содержания.
Слайд 4Объяснительно-иллюстративное обучение
методологической основой
является теория сенсуализма
(Ф. Бэкон, Дж. Локк и др.).
Основоположником
является
Ян Амос Коменский.
Развивается в Европе в XVII в.
Основная цель - усвоение
знаний и их последующее
применение на практике,
т.е. формирование умений и навыков.
Слайд 5Объяснительно-иллюстративное обучение
Это пассивно-созерцательное обучение, занимающее большое место в традиционной школе.
Главная
задача учителя сводится к изложению материала, чтобы учащиеся его поняли и усвоили.
Объяснительно-иллюстративное обучение экономично с точки зрения времени, необходимого для усвоения знаний, но оно не является развивающим и в конечном итоге готовит исполнителя, но не творца.
Слайд 6Развивающее обучение
Правила развивающего
обучения в XIX в. впервые
сформулировал
Адольф Дистервег.
Главная цель развивающего обучения заключается в подготовке ученика к самостоятельному освоению знаний, к поиску истины, к независимости суждений в повседневной жизни.
В XX в. развивающее обучение обогащается психологическими знаниями о закономерностях личностного развития (Л.С. Выготский).
Слайд 7Развивающее обучение
Основа развивающего обучения – продуктивная деятельность учащихся, осуществляемая в «зоне
ближайшего развития».
Учитель организует поиск учащимися новых знаний, активизирует память, восприятие, воображение, мышление учащихся.
При развивающем обучении учитель должен быть открытым к восприятию и обсуждению различных точек зрения, представляемых учениками в различных формах: в докладах, комментариях и доказательствах, в диалоге, в дискуссии.
Слайд 8Самостоятельное добывание знаний под руководством педагога-консультанта
Сложился в начале 20-х гг. XX
столетия в результате поисков путей совершенствования объяснительно-иллюстративного обучения.
На вводном занятии учитель ставит проблему, указывает литературу, инструктирует учащихся и намечает сроки выполнения задания.
Слайд 9В дальнейшем учащиеся осуществляют самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы путем
чтения книг, постановки лабораторных работ, выполнения практических заданий и т.п.
По завершении этапов учитель проверяет выполнение заданий, обобщает знания и дает новые задания.
Самостоятельное добывание знаний под руководством педагога-консультанта
Слайд 10В чистом виде этот вид обучения имеет много недостатков:
не обеспечивается
систематичность знаний,
практически не контролируется ход научения,
вследствие пассивной позиции учителя обучение не выполняет всех возложенных на него функций.
Самостоятельное добывание знаний под руководством педагога-консультанта
Слайд 11Технологии: дальтон-план, бригадно-лабораторный метод, метод проектов.
В наши дни к данному виду
обучения относятся такие технологии, как проблемное обучение, эвристическое обучение, интерактивное обучение, технология развития критического мышления и другие, в которых по большей части удалось преодолеть вышеуказанные недостатки самостоятельного добывания знаний.
Самостоятельное добывание знаний под руководством педагога-консультанта
Слайд 12Проблемное обучение
Теоретическую основу
современной технологии
проблемного обучения
разработал Джон Дьюи в
1909 г.
Научное обоснование данной концепции в отечественной педагогике дано в 1960–1970-х гг. в работах Т.В. Кудрявцева, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, В. Оконя и др.
Слайд 13Проблемное обучение
Концепция проблемного обучения предполагает поиск резервов умственного развития учащихся: способности
к творческому мышлению и самостоятельной познавательной деятельности.
Суть проблемного обучения состоит в организации педагогом для учащихся проблемных ситуаций, осознании этих ситуаций, их принятия и решения в процессе совместного взаимодействия учащихся и учителя при максимальной самостоятельности учеников и общем направляющем руководстве педагога.
Слайд 14Проблемное обучение
Особенности проблемного обучения:
Специфическая интеллектуальная деятельность учащихся по самостоятельному усвоению новых
знаний путем решения учебных проблем;
формируется критическое, творческое, диалектическое мышление;
Связь с практикой и применением жизненного опыта учащихся;
Индивидуальный подход, который характеризуется наличием учебных заданий разной сложности;
Высокая эмоциональная активность учеников.
Слайд 15Проблемное обучение
Ключевые условия эффективности:
интерес учащихся к содержанию проблемы;
посильность решения проблемы
для учеников данного возраста и уровня подготовленности;
значимость для ученика информации, получаемой при решении проблемы;
диалогическое доброжелательное общение педагога с учащимися, тактичность, поощрение педагогом мыслей, гипотез, высказанных учащимися.
Слайд 16Проблемное обучение
позволяет организовать обучение, при котором учитель обеспечивает оптимальное сочетание самостоятельной
деятельности обучающихся с усвоением новых знаний.
Трудности внедрения проблемного обучения связаны с недостаточностью разработки способов организации и сложностью переработки учебного материала, его представления в виде проблемных познавательных задач.
Слайд 17Программированное обучение
Методологическую основу составляет теория пооперантного
научения животных,
вытекающая из общей
бихевиористической
концепции
(Беррес Фредерик Скиннер)
Слайд 18Программированное обучение
Принципы программированного обучения:
1) подача информации небольшими порциями;
2) установка проверочного задания
для контроля усвоения каждой порции информации;
3) предъявление ответа для самоконтроля;
4) дача указаний в зависимости от правильности ответа.
Четвертый пункт может варьироваться в зависимости от построения программ, которое бывает линейным или разветвленным.
Слайд 19Программированное обучение
Положительные моменты:
позволяет установить прочную внешнюю и внутреннюю обратную связь, т.е.
получать информацию о результатах усвоения знаний;
развивает самостоятельность,
открывает возможность каждому ученику работать в присущем ему темпе и ритме.
Слайд 20Программированное обучение
К недостаткам можно отнести:
не вскрывает самого хода научения;
не стимулирует творчество;
имеет ограничения применения, в том числе из-за сложностей материального обеспечения, поскольку прямая и обратная связь осуществляются с использованием специальных средств, т.е. программированных пособий разного вида и обучающих машин;
дефицит общения и эмоций в обучении.
Слайд 21Алгоритмизация процесса обучения
имеет своей основой кибернетический подход.
Разрабатывался со второй
половины в
60-х годов ХХ в.
Автор – Лев Наумович Ланда
Предполагает выявление
алгоритмов деятельности
учителя и умственной деятельности учащихся.
Слайд 22Алгоритмизация процесса обучения
Деятельность учителя по алгоритмизации деятельности учащихся, т. е. разделения
ее на ряд взаимосвязанных элементов, состоит из следующих операций:
1) выделить условия, необходимые для осуществления обучающих действий;
2) выделить сами обучающие действия;
3) определить способ связи обучающих и учебных действий.
Слайд 23Алгоритмизация процесса обучения
Положительные моменты:
позволяет установить прочную внешнюю и внутреннюю обратную связь,
т.е. получать информацию о результатах усвоения знаний;
возможность индивидуального подхода в условиях массового обучения;
развивает самостоятельность,
открывает возможность каждому ученику работать в присущем ему темпе и ритме.
Слайд 24Алгоритмизация процесса обучения
К недостаткам можно отнести:
не всякий материал поддается пошаговой обработке;
отсутствует
творчество,
умственное развитие ученика ограничивается репродуктивными операциями;
дефицит общения и эмоций в обучении.
Слайд 25
Дистанционное обучение
это самостоятельная форма обучения, при которой информационные технологии являются ведущим
средством.
взаимодействие учителя и учащихся между собой осуществляется на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Слайд 26
Дистанционное обучение
В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной
почтовой связи, возникло «корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века.
В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.
Слайд 27
Дистанционное обучение позволяет:
снизить затраты на проведение обучения;
сократить время на обучение;
снять зависимость
от расстояния, места и времени проведения занятий;
проводить обучение большого количества человек;
повысить качество обучения за счет применения современных средств, объёмных электронных библиотек и т. д.
создать единую образовательную среду.
Отрицательной стороной является то, что отсутствует живой контакт между преподавателем и обучающимся, а также между другими студентами. Не все учащиеся могут иметь необходимое техническое оборудование, что затрудняет процесс обучения.
Слайд 28Модульное обучение
Начало модульного обучения исходит из зарубежной концепции единиц содержания обучения,
разработкой которой занимались М.Л. Гольдшмид, С.Н. Посиливэйт и др.
Учебный курс в модульном обучении предстаёт как система взаимосвязанных модулей.
Ученик полностью самостоятельно либо с незначительной помощью учителя достигает поставленных целей, работая с модулем.
Слайд 29Модульное обучение
В модульном обучении должны соблюдаться следующие требования:
модульность;
каждый модуль далее
делится на отдельные части;
динамичность;
наличие в модуле ясного метода деятельности;
гибкость, возможность адаптировать модуль к меняющимся условиям;
осознанная перспектива;
разносторонность методического консультирования;
паритетность, равноправие учеников в самостоятельной работе .
Слайд 30Модульное обучение
Технология в целом ориентирована на индивидуализацию обучения.
каждый модуль оптимизирован для
самостоятельной работы учащихся благодаря чёткой структуре учебного материала;
организуя учебный процесс, учитель предлагает подходящие способы восприятия информации для ее лучшего усвоения учащимися.
Слайд 31Дуальное обучение
теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая
— на рабочем месте.
Предприятия делают заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов, работодатели принимают участие и в составлении учебной программы. Студенты проходят практику на предприятии без отрыва от учебы.
Слайд 32Дуальное обучение
Родоначальником системы дуального образования считается Германия.
развитый институт наставничества,
практикоориентированное обучение;
активное
участие бизнеса в подготовке кадров.
Из недостатков можно отметить «заточенность» выпускников под конкретное предприятие.
Слайд 33Современные тенденции развития образования, в том числе связанные с расширением сети
частных, в значительной мере элитарных, школ, обусловливают становление как самостоятельного вида дифференцированного и индивидуального обучения.
Слайд 34Дифференцированное обучение
это организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально-психологические особенности личности,
формируются группы учащихся с различающимися содержанием образования, методами обучения (И.М. Осмоловская).
форма организации образовательного процесса, реализуемая на основе разделения учащихся на различные по численности группы с характерными для них признаками для подбора специфических методов и приемов работы с каждой группой обучаемых.
Слайд 35Индивидуальное обучение
форма организации образовательного процесса, при которой учитель взаимодействует лишь с
одним учеником (на дому или в образовательной организации), один учащийся лишь со средствами обучения (книга, компьютер и т.п.).
Процесс индивидуального обучения состоит в следующем: для учащегося составляется расписание занятий с учетом его возможностей и пожеланий родителей. График уроков является гибким, он может корректироваться в течение всего учебного года. Скорость прохождения материала напрямую зависит от способностей учащегося , но обычно она выше, чем при групповых занятиях.