Слайд 1Педагогические проблемы современного образования и современного учителя. Что значит быть современным
Слайд 2
В педагогическом образовании появились проблемы, которые надо разрешить, и чем быстрее,
тем лучше.
Есть среди этих проблем специфические, т.е. характерные только для педагогического образования, а есть общие, характерные для современного высшего образования в России вообще; но и они своеобразно преломляются именно в педагогическом образовании.
Начнем со специфических.
Смысл работы педагогического вуза – это, прежде всего, обслуживание потребностей школы в хорошо подготовленных учителях и воспитателях.
Школьный заказ на выпускников вуза меняется с развитием образования. А оно, несмотря на известный свой консерватизм, должно меняться и действительно меняется. Особенно в последние 10-15 лет.
Возьмем хотя бы введение Единого государственного экзамена. Понятно, что при переходе к обществу с современной рыночной экономикой и жесткой конкуренцией школа должна выпускать не только умеющего читать и писать человека, но и высокообразованную личность. И прежние традиции так называемой «стопроцентной успеваемости», т.е. массового обмана и очковтирательства в школе, когда неуспевающие, не овладевшие знаниями ученики выдавались за образованных, должны, наконец, быть преодолены.
Слайд 3
Не будем забывать, кроме того, что вузы должны готовить своих выпускников
с опережением, т.е. с расчетом на потребности не только сегодняшней, но и будущей школы.
Помня об этих потребностях школы, мы можем прямо сказать: современным педвузам есть что совершенствовать в учебном процессе.
Слайд 4Педагогические проблемы школьника:
значительные физические и психические перегрузки;
недостаточный уровень школьной подготовки, который
не соответствует трудовым и временным затратам;
не способность учащихся к сознательному, профессиональному, самостоятельному самоопределению после окончания школы;
инфантилизм – сохранение в психики и поведение взрослого особенностей присущих детскому возрасту;
слабо-развитый познавательный интерес;
несформированное умение к самообучению;
подверженность детей к внешнему негативному влиянию обстоятельств, т.е. несформированные ценностные ориентации школьников;
безынициативность, безответственность, низкие организаторские способности, как результат школьного воспитания
Слайд 5
Психолого-педагогические проблемы учителя:
недостаточный уровень психолого-педагогической подготовки в области обучения и
воспитания;
неспособность многих учителей выйти за рамки традиционно-профессионального обучения;
ненацеленность многих учителей на конечный результат – хорошо выучить всех;
преобладание авторитарного стиля в работе с детьми.
Слайд 6
Авторитаризм – подчинение воспитанника воспитателем подавляя инициативу и самостоятельность.
Слайд 7
Авторитаризм пораждает:
отчуждение учителя от учащихся и от родителей;
произвол и
насилие со стороны учителя;
жестокость учителя пораждает жестокость учащихся;
низкая дисциплина на уроках, процветает наркомания, распитие спиртных напитков;
учителя не владеют приемыми и средствами развивающего обучения;
не владение основными методами воспитательной работы;
часто учитель не является примером для подражания по отношению к делу;
попытки к самоустранению от воспитательной работы;
перезагруженность учителя не позволяющая ему творчески работать;
слабая материальная заинтересованность;
неумение видеть перспективу, формулировать цели и задачи обучения и воспитания.
Слайд 8Карта личности будущего учителя
Слайд 9Культура внешнего вида
Осанка
прямая;
умение сидеть прямо, свободно, руки свободно лежат на
столе;
подтянутость и собранность.
Слайд 10
Одежда
аккуратность;
скромность (со вкусом);
соответствие по моде;
цветовая гармония;
соответствие одежды возрасту, условиям занятий и
работы;
чувство меры в выборе украшений.
Слайд 11
Макияж – умеренность.
Прическа – аккуратность.
Мимика
выражение лица;
доброжелательность;
спокойствие;
уверенность (но не самоуверенность);
взгляд при
общении направлен на собеседника;
эмоциональная выразительность;
соответствие лица (выражения) характеристику речи, с которой он выступает.
Слайд 12
Пантомимика (жесты, движения)
жесты уместны, органичны и естественны;
походка упругая, ритмичная, легкая;
движения гибкие,
размеренные, не принужденные (отсутствие скованности в движениях);
сдержанность в движениях, отсутствие суетливости, нервозности;
умение бесшумно вставать и бесшумно садиться
Слайд 13Культура педагогического общения
Соблюдение спокойного и доброжелательного тона в общении:
умение слушать собеседника;
умение
задавать вопросы;
умение анализировать выступления;
умение первому установить контакт с другим человеком;
умение понять другого человека;
умение ориентироваться в сложившиеся ситуации общения.
Слайд 14
Стремление к установлению зрительного контакта:
вы смотрите на собеседника (аудиторию);
умение видеть и
понимать реакцию слушателей.
Слайд 15
Умение заинтересовать, увлечь учащихся выступлением:
владением свободным, связанным произнесением речи перед слушателем;
внешний
вид выражает готовность и желание общаться;
умение передавать своё отношение к сообщаемому.
Слайд 17
теоретическая и методическая подготовленность по специальности;
психолого-педагогическое, теоретическое и практическая подготовленность
развитие педагогических
способностей:
Слайд 18
коммуникативные способности – способность позволяющая установить правильные взаимоотношения с учащимися;
перцептивные способности
– способность, позволяющая проникать во внутренний мир ребенка;
суггестивные – способность, позволяющая с помощью волевого, твердого слова добиваться нужного результата воздействия;
конструктивные – способность, позволяющая предвидеть ход развития и результаты событий учебно-воспитательного процесса;
дидактические – способность четко, правильно, доступно, интересно объяснить материал, при этом вызывая мыслительную деятельность учащегося;
организаторские – способность, позволяющая организовать учащихся, вовлекать их в различные виды деятельности и организовывать свою собственную деятельность;
эмоциональная устойчивость – способность, позволяющая управлять своим внутренним и психическим состоянием, своими чувствами и поведением;
познавательные – способности к овладнию информации;
креативные – способность к творчеству;
эмпатийные – способность к сопереживанию и милосердию.
Слайд 19Индивидуальные педагогические качества
педагогическая направленность психологических процессов;
развитость педагогического мышленияи памяти;
эмоциональная отзывчивость
(эмпатия);
развитость воли;
культура темперамента;
рефлексия (умение видеть себя со стороны).