Слайд 2- идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности;
- реализация деятельностного подхода;
-
соблюдение принципов личностно-ориентированного образования.
Слайд 3«Новое воспитание» - французская группа педагогов (А.и О. Бассис, М.Дюком, П.Коллен
и др.)
Слайд 4Решает проблемы
1. Мотивационного характера (заинтересованность учителя и ученика, конструирование эффективной познавательной
деятельности);
2. Дидактического характера (совместно-разделенная самостоятельная учебно-познавательная деятельность);
3. Психологического характера (преобразование отношения к ошибкам, определение места учителя и стиля отношений учителя и ученика).
Слайд 5Метапредметная компетенция
комплексный ресурс личности школьника,
который обеспечивает готовность и способность осуществлять
метапредметную учебно-исследовательскую деятельность.
Слайд 6Роли учителя
Переводчик;
Интерпретатор
Мастер
Слайд 7Разрыв
Внутреннее осознание учеником неполноты собственного знания или несоответствия своего старого знания
новому, внутренний эмоциональный конфликт.
Разрыв планируется Мастером заранее за счет поиска парадокса содержания.
Слайд 8«Парадокс - лучшее, чего мы можем достичь, потому что абсолютных правд
не существует»
Оскар Уайльд
Слайд 9Название мастерской
Тема мастерской
Слайд 10Содержание мастерской всегда интегративно
Слайд 11Оценки за участие в мастерской
- самооценка себя в сравнении с другими,
своих старых и новых способов работы;
- этап рефлексии;
- оценить знания, полученные на мастерской можно в другое время;
- Мастер избегает похвалы и порицания;
Слайд 12Виды
Построения знаний;
Письма;
Пластики;
Творческая мастерская;
Построения проблем;
Мастерская обсуждения проблем;
Педагогического взаимодействия;
Ценностных ориентаций и др.
Слайд 13Основания
Свобода;
Ответственность;
Проживание;
«Здесь и теперь»;
Субъектность;
Отсутствие оценивания;
Погружение;
Диалог (внешний и внутренний);
Рефлексия;
Слайд 14Принципы работы мастера:
Формулировать задания (а не вопросы);
Организовывать диалог (а не фронтальную
работу);
Высказывать свои мысли, а не навязывать свою точку зрения;
Создавать условия для обнаружения ошибок, а не исправлять их;
Развивать принятие и понимание;
Импровизировать, приглашать к творчеству и поиску;
Заботиться о развитии рефлексивной способности...
Слайд 15Алгоритм организационных форм и логика разворачивания содержания
Слайд 16Особенности отбора и конструирования учебного содержания
1. Отбор осуществляется в соответствии с
темой, идеей, авторским замыслом Мастера;
2.Логика заданий — логика развития идеи;
3. Неожиданность материала;
4. Неадаптированные тексты;
5. Избыточность материала;
6. От целостного к детализации материала;
7 . Разнообразие заданий по формам и видам работы;
8. Обязательное обращение к личному опыту, эмоционально-чувственной сфере.
Слайд 17Анализ содержания: подбор материала
Полифония смыслов;
Структурированность мысли (последовательность, противоречивость, от простого к
сложному и от сложного к простому);
Сжатость текстов, компактность (от одного абзаца до одной страницы).
Слайд 18МАСТЕРСКАЯ !!!
И только после этого теория ?
Слайд 19Этапы мастерской: индуктор
Этап основан на собственном опыте ребёнка;
Создает условия для включения
разных каналов восприятия;
Способствует рождению заинтересованности в учебно-познавательной деятельности
Слайд 20Требования к заданию-индуктору
а) актуализирует личный жизненный опыт;
б) доступность задания, снимающего внутренние
препятствия для включения в деятельность;
в) «открытость» задания, предполагающая возможность выбора вариантов выполнения;
г) неожиданность, оригинальность задания, вызывающая эффект новизны и эмоциональную привлекательность;
д) внутреннюю связь задания с основной идеей и сверхзадачей мастерской.
Слайд 21Индуктор: примеры
- представьте…
- запишите ассоциации к словам…
- придумайте и инсценируйте...
- перечислите
вечные….
- нарисуйте…
- закончите предложение…
- вспомните и опишите ситуацию...
Слайд 22Этапы мастерской: изучение нового материала
Организация деятельности учащихся:
Исследовательская или творческая деятельность;
Индивидуальная и
групповая формы учебного взаимодействия;
Самостоятельность и свобода выбора на всех этапах работы;
Права на мнение, ошибку, высказаться и быть услышанным;
Допустимость ситуации незавершенности поиска ответов и решений.
Слайд 23Этапы мастерской: изучение нового материала
(приглашение к исследовательской деятельности)
Индивидуальная работа.
Афиширование или сменные
пары.
Работа в малых группах.
Социализация.
Слайд 24Особенности организации деятельности Мастера:
1. Специфика деятельности Мастера в предъявлении заданий, ориентирующих
учащихся на самостоятельную деятельность по построению нового знания, созданию творческого продукта;
2. Мастер не задает вопросов и сам не торопится отвечать на них.
3. Поддержка, поощрение самостоятельности и инициативы учащихся;
4. Создание доброжелательной атмосферы. Отсутствие отметок и оценочных суждений
Слайд 25Особенности организации деятельности Мастера:
5. Сотворчество Мастера и ученика;
6. Организация диалога, в
котором каждый ученик имеет право на собственное мнение;
7. Обеспечение сотрудничества учащихся в группе (каждый имеет право высказаться и должен уметь слушать другого).
Слайд 26Анализ содержания: разрыв
Полифония смыслов;
Структурированность мысли (последовательность, противоречивость, от простого к сложному,
от сложного к простому);
Сжатость текстов (от одного абзаца до одной страницы).
Слайд 27Анализ содержания: разрыв
Отказ от старого знания и приобретение нового
Слайд 28Анализ содержания: образная интерпретация содержания
Выявление глубинных смыслов изучаемого материала, поиск альтернатив,
сравнений, аналогий.
Слайд 29Анализ результата: выявление индивидуально-личностного результата
При озвучивании в процессе рефлексии;
При создании индивидуального
продукта деятельности в мастерской;
При подтверждении готовности работать в следующих мастерских.
Слайд 30Анализ результата: наличие адекватной самооценки
Самостоятельная проверка личного результата на качество по
существующим критериям.
Слайд 31Анализ результата: непредсказуемость результата
Определяет уровень креативности.