Слайд 1Муниципальное образовательное учреждение
Средняя образовательная школа№123
Ленинского района г.Н.Новгорода
Научное общество учащихся
Гений
и злодейство в романе П.Зюскинда «Парфюмер»
Выполнила: Новикова Алёна,
ученица 9 а класса
Научный руководитель:
Куренкова С.С.,
учитель русского языка и литературы
Слайд 2Введение
Общество живет и развивается
по своим определенным законам. И составляют его обычные люди. Для человечества всегда оставалась и остаётся загадкой появление гениальных людей.
Было проведено огромное количество исследований, но определенный ответ так и не был получен.
«…Человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар».
Слайд 3
Гений опережает время, в котором живет. Он вне общества
и вне морали.
Наверное, именно поэтому многие из них не находят применения своему таланту, единомышленников. Многие гении работают во имя добра, но их изобретения используют во зло.
Слайд 4
На протяжении многих веков люди задавали себе вопрос:
совместимы ли гений и злодейство?
В своём реферате я решила рассмотреть этот вопрос на примере романа Патрика Зюскинда «Парфюмер».
Главный герой романа – Жан-Батист Гренуй – уникальный человек, обладающий тончайшим обонянием, знающий огромное число ароматов. Но для получения самого главного, он беспощадно убивает девушек.
Так кто же он: гений или злодей?
Слайд 6
Цель реферата: исследовать роман Патрика Зюскинда «Парфюмер» и
попытаться выяснить: совместимы ли гений и злодейство.
Слайд 7
Задачи:
дать определение гениальности;
выяснить отличительные особенности гениальности и злодейства;
раскрыть проблему совместимости гения
и злодейства в трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»;
сделать попытку исследовать трансформацию данной темы в романе П.Зюскинда «Парфюмер».
Слайд 8Гениальность – недоступная и скрытая тайна
Когда
говорят о гении, то почти всегда подразумевают или божественный дар, или особенности крайних проявлений психики. Привычное для представления людей понятие о гении гласит, что это, скорее, не сам человек, а состояние его души.
Гениальность может проявиться и не проявиться – в зависимости от исключительно разнообразных внешних и внутренних причин, воспитания и среды.
Слайд 9
«Великие люди, как и великие времена, подобны взрывчатому
веществу, в котором накопилась ужасная сила. Если напряжение толпы достигает слишком большой силы, то достаточно случайного толчка, чтобы вызвать на свет «гения», великую судьбу» .
Фридрих Ницше
Слайд 10Зло как обобщенное выражение представлений о безнравственном
Злодеяние – это противоположность благодеяния;
действие, представляющее собой преступление против требований нравственности; проступок, являющийся моральным злом по характеру деяния и мотива.
Проблемы зла являются традиционными для философии и центральными для эстетики. Одни мыслители понимали зло как субстанциональное начало, другие истолковывали его как дефект, отступление от добра, как человеческую ситуацию, обусловленную несовершенством его интеллекта и воли.
Слайд 11Проблема гения и злодейства в трагедии А.С.Пушкина
«Моцарт и Сальери»
Путем самоотверженного труда, полного отрешения от нормальной человеческой жизни Сальери выстрадал тонкое чувство музыки, постижение законов гармонии, признание жрецов искусства.
Он обрел душевный покой, испытал удовлетворение, постепенно познавая тайны музыки. И все это вдруг оказалось растоптанным, разрушенным появлением Моцарта — гениального, одаренного природой музыканта. Вся система духовных ценностей оказалась повергнутой в прах.
Слайд 12Моцарт и Сальери
Моцарт и Сальери — две противоположности. Сальери
— олицетворение гордого одиночества и презрения, Моцарт — воплощение жизнелюбия, наивной доверчивости, трогательной человечности. Оба они стоят высоко над толпой. Но Моцарт универсален, а Сальери узок. Моцарт вмещает в себя весь мир и щедро делится с ним своими творческими откровениями, Сальери же эта его щедрость возмущает.
Слайд 13
В Моцарте сосредоточивается враждебное Сальери творческое начало. Незаслуженный дар Моцарта разрушает
всю систему ценностей, обессмысливает и разрушает весь жертвенный жизненный путь Сальери. И он всем своим существом протестует против этого.
Моцарт должен уйти, чтобы не нарушался устоявшийся миропорядок, чтобы несколько порывов вдохновения гения не обесценили дающееся трудом искусство избранных.
Слайд 14
Окончательным приговором Сальери становятся бессмертные слова благородного, светлого
Моцарта:
“Гений и злодейство — две вещи несовместные”.
Слайд 15Трансформация темы в романе П.Зюскинда «Парфюмер»
Герой –
гений запахов Жан-Батист Гренуй. Он не имеет с рождения собственного запаха, но обладает превосходным обонянием. Гренуй одержим идеей синтезировать такие духи, чтобы, используя их, заставить других людей любить себя. Добиваясь своей цели, герой не задумывается о том, что он приносит несчастье людям.
Слайд 16Могут ли гении быть злыми?
А. С. Пушкин
был, безусловно, прав, когда утверждал, что гений и злодейство — «две вещи несовместные». В самом деле, что такое гений? Это творческая, а, значит, созидательная, конструктивная способность. Злодейство же, любое злодейство — это, безусловно, разрушительное, деструктивное деяние. Гений не разрушает, а созидает. Зло не созидает, а разрушает.
Если гений и злодейство порой и соединяются в одном человеке, то это говорит не об их совместимости, а о раздвоенности данного человека как личности.
Слайд 17
В романе Патрика Зюскинда «Парфюмер» главный герой
мог бы с помощью своего таланта дарить людям радость, делать мир лучше, но вместо этого он несет в мир лишь гибель. Его уникальный дар – злодейство вселенского масштаба. Поэтому Гренуя нельзя назвать гением. Гений должен созидать, а не разрушать. А Гренуй за всю свою жизнь не принёс ничего хорошего людям.