Слайд 1Дагестан в 15 веке.
Хозяйство и общественно-политический строй сельских общин и их
Слайд 2План:
1. Состояние хозяйства.
2. Промыслы и торговля.
3. Социальный строй общин и их
союзов.
4. Политический строй общин и их союзов.
Слайд 31. Состояние хозяйства.
В первой половине 15 века незаметно ни особого экономического
роста, ни сколько-нибудь значительного подъема благосостояния жителей Дагестана. Крестьянское население постепенно начинало восстанавливать межхозяйственные связи, заниматься земледелием. Хозяйство было многоотраслевым. Крестьяне занимались и земледелием и скотоводством, но земледелие было обязательным условием существования горского крестьянина. Террасное земледелие оставалось одним из традиционных занятий горского крестьянина. Преобладало злаковое полеводство, возделывались пшеница, ячмень, рожь, из технических культур – лен и конопля.
Слайд 4Поля удобрялись навозом и золой. Земля обрабатывалась сохой. В некоторых районах
практиковалась двухполье и трехполье. Применялось и искусственное орошение посредством сети мелких каналов, по которым вода текла из рек, горных протоков и ключей. Богатый урожай собирался в южных районах (в Кайтаге, Табасаране, Дербенте), в Кумыкии. В предгорьях и на равнинах Южного Дагестана разводили также виноград, бахчевые культуры, орехи, айву. В Дербенте выращивали даже хлопок и шафран. В горных районах издавна выращивали яблоки, груши, абрикосы.
К началу 15 века в Дагестане оформились такие виды скотоводческого хозяйства как стационарно-стойловый и стационарно-хуторской.Третий вид скотоводческого хозяйства – преобладание мелкого рогатого скота с разными формами отгона – утвердился в высокогорье.
Слайд 52. Промыслы и торговля.
Большее хозяйственное значение в Дагестане к.14-нач. 15 вв.
имели ремесла. Простейшая промысловая обработка добываемого сырья (шерсти, шкур, дерева, камня, льна, конопли) была присуща каждому крестьянскому хозяйству – точно так же в каждом селе были свои строители, камнерезы, кузнецы.
Центры ремесленного производства – Дербент, Кубачи, Аркас, Сулевкент, Амузги, Харбук.
Торговля развивается очень медленно. Прежние оживленные связи с другими землями явно ослабевают после разорения Тимуром северной трассы « великого шелкового пути» и захвата турками Константинополя в 1453г. Зато развивается внутренняя меновая торговля в Дагестане – по речным долинам и перевалам. Деньги почти не применялись – в их роли выступали бронзовые и медные котлы, ткани, скот.
Слайд 63. Социальный строй общин и их союзов.
В основном массе горцы жили
в маленьких поселках-хуторах, каждый из них населяла группа близкородственных семей, у которых считались общими вся используемая ими земля и все, что на ней выращивается, а труд был совместным. Такие коллективы назывались – «семейными общинами».
В дальнейшем становится процесс укрупнения поселений, за счет переселения жителей прежних мелких поселков. В таких крупных селах становится невозможным прехние общественные отношения. Т.е. для каждого человека большинство односельчан не родственники, а соседи. Такие сельские общины назывались «соседскими общинами». В дальнейшем их называли «джамаатом» (т.е. сообщество, объединение).
Слайд 7Внутри джамаата родственные группы постепенно перестали быть «семейными общинами» – они
превратились в тухумы (тайна, жинс, эрлед, рукъ, кьибил и т.п.).
Тухумы можно определить как основанные на принципе кровного родства составные части джамаата, через посредство которых осуществляются его землепользование, общественное управление, военная организация и правовая деятельность.
Отношения внутри джамаата подходили к крепнущим в Дагестане феодальным отношениям, чем прежнее устройство мелких кровнородственных поселков. Теперь феодальные отношения стали проникать внутрь села. Основой всех этих перемен стали присущие джамаату формы земельной собственности: здесь наряду с общественными землями появляются и частные (т.н. «мульк»).В совместном пользовании всех общинников оставались пастбища и леса. Зато преобладающая часть пахотных земель разными путями уже перешла в частную собственность отдельных общинников или тухумов, с правом наследования, продажи, дарения и т.д. Джамаат ограничивал права частной собственности, так продать земли можно было только односельчанину.
Слайд 8Какие же сословные группы выделяются в джамаатах?
Прочитайте конец 3 пункта и
заполните таблицу - сословия Дагестана 15 века.
Слайд 9Вопросы и задания:
1. Какие отрасли хозяйства развивались в Дагестане в 15
веке?
2. Что такое джамаат?
3. Что такое тухум?
4. Основные сословия?
Слайд 10Домашнее задание
Параграфы 22,23 выучить, ответить на вопросы на стр. 126, 134.
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!