Слайд 2 Мы живем в такое время, когда легко утратить
в искусстве национальную индивидуальность, легко это сделать и в музыке, и в танцах. Легко позаимствовать пример из чужой хореографии, ввести его в танец и тем самым нарушить целостность произведения. Для того, чтобы избежать подобных явлений, балетмейстеру необходимо знать характерные черты народного танца того или иного народа, а также, свободно апеллировать такими понятиями, как «Стиль», «Стилизация».
Слайд 3
В процессе создания художественного образа,
в т. ч. в танце или в балете, происходит сплав всех изобразительно-выразительных и технико-композиционных элементов в единую целостную форму, обусловленную содержанием»
Понятие «стиль» многозначно: можно говорить об индивидуальном стиле художника (танцовщика, балетмейстера), о национальном стиле той или иной художественной культуры, об историческом стиле, охватывающем совокупность произведений определенной эпохи.
Перед нами стоит задача: создание самых разнообразных сценических форм народного танца и в тоже время, обрабатывая фольклорный материал, создавать новые произведения, созвучные нашему времени.
Слайд 4О своеобразии стиля можно говорить уже по отношению к бытовым танцам.
Так, различаются по стилю танцы разных исторических эпох: старинные и современные; танцы больших национальных регионов (европейские, восточные, латиноамериканские, африканские и др.) и отдельных национальных культур, внутри которых, в свою очередь, существуют стилевые различия (например, в индийском классическом танце). В балете стили складывались и сменяли друг друга внутри исторических направлений (Возрождение, барокко, классицизм, Просвещение, сентиментализм, романтизм и др.), каждое из которых отличается своеобразием содержания, совокупностью определенных танцевально-пластических средств и характером их применения
Слайд 5Стиль – это характерные черты и свойства (особенности) выразительных средств, которые качественно
отличают один танец от другого. Стиль танца – один из самых важных моментов и должен быть в различных танцах разным. К сожалению, об этом мало думают хореографы-постановщики, а поэтому движения и рисунки разных по стилям танцев становятся одинаковыми.
Слайд 7 Говоря о стиле в хореографическом искусстве, нельзя обойти
такое понятие, как стилизация танца.
Стилизация – использование в творческой деятельности уже встречавшихся в истории мирового искусства художественных форм и приемов, стилевых черт в новом содержательном контексте для достижения определенных эстетических целей.
Источником стилизации может быть стиль и манера отдельного автора или исполнителя, творческого направления и школы, арсенал характерных форм исторического стиля, народной культуры. Явления стилизации в истории искусства обусловлены взаимосвязью между прошлым и настоящим, между различными национальными культурами.
Стилизация дает возможность воссоздать и передать атмосферу исторической и национальной среды, добиться многоплановости художественного образа. Стилизация может способствовать усилению выразительности в произведениях искусства.
Несомненно, одним из проявлений стилизации в хореографическом искусстве является характерный танец. Стремясь найти истоки характерного танца в прямом соотношении его с различными танцевальными видами, можно найти не только единство, но и противоречия, приближенность друг к другу или удаленность в различные периоды развития хореографического искусства.
Слайд 8
В истории сценического танца народный танец является одним из источников возникновения
бесконечного разнообразия движений. Под воздействием народного танца происходило формирование движений классического танца, расширялась палитра его выразительных средств, обновлялись его формы.
Слайд 9Проявлением принципа стилизации является обогащение классического танца элементами народного. В этом
случае элементы народного танца вплетаются в качестве деталей в рисунок классического танца. Такое проникновение коренится в глубоком внутреннем родстве этих двух танцевальных систем. Народный танец в свое время сыграл большую роль в формировании классического танца. Классический танец, обогащаясь в процессе своего развития языком народного танца, привносил в него некоторые свои особенности.
Слайд 10Народный танец
Народный танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые
традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное. Фольклорный танец — это стихийное проявление чувств, настроения, эмоции, выполняется в первую очередь для себя, а потом — для зрителя (общества, группы). Характерные особенности национальной культуры начали формироваться в далёком прошлом, это касается песен, танцев, одежды и даже причёски.
Слайд 11
Ритуальный танец появился в древний период истории человечества и исполнялся
изначально под ритм простейших ударных инструментов, главным побудительным мотивом которого была не практическая польза, а символические ценности, как способ передачи некоего духовного смысла
Слайд 12Балет— так называются сопровождаемые музыкой театральные представления, в которых действующие лица
посредством мимических движений и танцев выражают различные характеры, мысли и страсти. Балет является сценическим танцем, то есть он предназначен для зрителей, в отличие от бального (бытового) танца, который изначально был предназначен для самих танцующих. Балет принадлежит к разряду пластических искусств, основные элементы которого: танцы, пластика и мимика. Балет есть своего рода драма, при живого слова выраженная в грациозных или выразительных движениях, игре лица, красивых жестах, наконец, в танцах. Начало балета теряется в глубокой древности.
Слайд 13Исторические танцы — общее название для танцев прошлых эпох, исполняемых в
настоящее время.
Бальный танец — «танец, который служит для массового развлечения и исполняется парой или большим количеством участников на танцевальных вечерах (балах)». Сначала у бальных танцев не было четко установленной формы. Были популярны низкие танцы — басседансы с поклонами, реверансами, салютами, часто сопровождаемые шествиями со свечами и факелами, пением самих танцующих, а также игрой на лютне, флейте, тамбурине и других музыкальных инструментах того времени.
Слайд 15Акробати́ческий та́нец — это вид спорта, в котором спортсмены соревнуются в
техническом мастерстве и выразительности исполнения под музыку сложных акробатических движений и танцевальных элементов.
Слайд 16Свинг
SWING — общее название танцев, а также стиля одежды, интерьера, жизни
и поведения, возникших с рождением ранней джазовой музыки — свинга. Этот термин обычно используется для обозначения одного или всех видов свинга: линди хоп, чарльстон, шаг, бальбоа, блюз и буги-вуги, джайв, рок-н-ролл, West Coast Swing, Se rock или Le Rock и т. д. (появились в 1940-х и позднее) .
Слайд 17Эстрадный танец — «вид сценического танца, небольшая танцевальная сценка (танцевальная миниатюра), чаще
развлекательного характера»
Слайд 19Уличный танец (англ. street dance) — танцевальный стиль, который развивался вне
танцевальной студии, в любом доступном открытом пространстве, например на улицах, танцевальных вечерниках, в парках, школьных дворах и ночных клубах. Этот термин используется для описания местных танцев в городском понимании. Эти танцы являются импровизацией и носят социальный характер, поощряя взаимодействие между зрителями и выступающими танцорами.