Слайд 1
Кумскова И.А. – директор Университетского колледжа информационных технологий
Слайд 2ПОРТФОЛИО КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Слайд 3ЦЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ
Портфолио - один из способов индивидуальной оценки знаний студента.
Портфолио -
инструмент самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации студента.
Основная цель
формирования портфолио –
накопить и сохранить документальное подтверждение индивидуальных образовательных и профессиональных достижений студента в процессе освоения профессиональной программы.
Слайд 4ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО
индивидуальные достижения студента
динамика развития профессионально - значимых качеств
успешность освоения
общих и профессиональных компетенций
эффективность саморазвития по результатам
формирование и совершенствование учебной мотивации
формирование мотивации на профессиональную деятельность
совершенствование навыков целеполагания, планирования и
организации собственной деятельности
развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности студентов
Слайд 6Направления использования портфолио как элемента системы оценивания
ПОРТФОЛИО
Государственная итоговая аттестация
Трудоустройство, карьерный рост
Именные
и повышенные стипендии
Практика учебная
Квалификационный экзамен
Практика производственная
Слайд 7Положение о квалификационном экзамене
Экзамен (квалификационный) в зависимости от области профессиональной деятельности
может включать
Защита портфолио. В этом случае экзамен квалификационный может проводиться поэтапно с использованием накопительной системы. Отдельные этапы экзамена могут проводиться дистанционно, без непосредственного присутствия экспертов, но с представлением в материалах портфолио полученных результатов, выполненного процесса на электронных носителях.
Технология оценивания: сопоставление установленных квалификационных требований с набором документированных свидетельских показаний, содержащихся в портфолио.
Слайд 8ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
«Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление
документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности.
В том числе выпускником могут быть представлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики.»
(п.8.5 ФГОС СПО)
Слайд 9ПРАКТИКА: УЧЕБНАЯ, ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ
«Положение о практике студентов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы
среднего профессионального образования»:
программы практики студентов являются составной частью ОПОП СПО, обеспечивающей реализацию федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности;
председатель ПЦК осуществляет текущий контроль за ходом всех видов практики по специальностям, закрепленным за ПЦК, и несет полную ответственность за прохождение практики студентами в организации, за сбор и хранение портфолио студентов.
Слайд 10ТРУДОУСТРОЙСТВО
Профессионально составленное, отвечающее современным требованиям резюме.
Список основных и дополнительно пройденных
вами учебных курсов, включая специализацию, тренинги, семинары и мастер-классы.
Список внеучебных мероприятий и любых должностей, где на практике применялиcm навыки лидерства (например: староста группы, руководитель студенческого научного общества, куратор младшекурсников, член команды КВН и т.п.).
Описание карьерного потенциала и целей, а также навыков и опыта строительства карьеры.
Рекомендации преподавателей, руководителей курсовых проектов, дипломных работ, производственных практик.
Слайд 11ФУНКЦИИ ПОРТФОЛИО
.
Накопительная функция
общеучебные умения (систематизация, обобщение, сравнение, классификация и
др.)
прогностические и проектировочные умения (выбор и формулирование целей, определение последовательности и результатов деятельности, планирование, выбор способов деятельности и др.)
организационные (умение вести деловые записи, находить необходимые данные, использовать различные способы работы с информацией и её источниками и т.п.).
Модельная функция
- отражает динамику развития студента, результатов его самореализации;
- демонстрирует стиль учения, свойственный студенту, показывает особенности его общей культуры и отдельных сторон интеллекта;
- помогает студенту проводить рефлексию собственной учебной работы;
- служит формой обсуждения и самооценки результатов работы студента на семинаре, зачете и экзамене;
- помогает студенту самостоятельно установить связи между усвоенными ранее и новыми знаниями.
Слайд 12ОТЛИЧИЕ ОТ ТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ
cмещение акцента с того, что студент не
знает и не умеет, на то, что он знает и умеет, способен сделать;
интеграция количественной и качественной оценок разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности в процессе всего периода обучения;
перенос педагогического ударения с оценки на самооценку;
сотрудничество преподавателя и студента с целью целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении;
интеграция составляющих процесса обучения: преподавание, учение и оценивание;
дополнение и расширение возможностей традиционных методов контроля и оценки.
Слайд 13ПОРТФОЛИО – ДИНАМИКА САМОРАЗВИТИЯ
Слайд 14
НЕДОСТАТКИ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФОЛИО»
Формирование собственных критериев оценки может показаться сложным и непривычным.
Если
критерии оценок не определены достаточно четко, портфолио может стать всего лишь беспорядочным собранием работ студента, неотражающим динамики его развития и всей полноты его учебных достижений.
Как и всякую качественную информацию, материалы портфолио может быть сложно анализировать и обобщать, чтобы выделить тенденции профессионального роста студента.
Слайд 15ЭТАПЫ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ПОРТФОЛИО
Первый этап: студенты знакомятся с назначением,
продолжительностью работы с портфолио и планируют свою работу над ним.
Второй этап: непосредственная работа над портфолио в соответствии с планом, определенным каждым студентом, и с учетом времени, отведенного на работу. Это период индивидуального поиска, сбора и систематизации материала.
Третий этап: студенты осуществляют рефлексию собственной деятельности, работая над самооценкой. Результатом этой работы может стать
проект, итоговая таблица, рецензия
Слайд 16ПРЕИМУЩЕСТВА ТЕХНОЛОГИИ ПОРТФОЛИО
Позволяет индивидуально подходить к каждому студенту; каждый студент обладает
своими уникальными способностями, потребностями и сильными сторонами.
Предоставляет основу для последующего анализа и планирования. Учитывая особенности отдельного студента, можно выделить его сильные и слабые стороны, а также обнаружить препятствия к личному успеху.
Позволяет самим студентам стать активными участниками процесса оценки; они могут честно представить себе свои текущие знания, и определить цели, которых они хотят достигнуть в дальнейшем обучении.
Расширяет возможности методов оценки, позволяя оценить более сложные и важные аспекты обучения.
Слайд 17ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО
самооценка результатов овладения определенными видами учебной, научной и
творческой деятельности;
научность и практичность;
систематичность и регулярность самомониторинга;
формализация и формы представления;
оптимальность;
профессиональная этика и открытость;
аккуратность и эстетичность;
целостность и тематическая завершенность материалов.