Слайд 1Набери номер телефона, чтобы узнать тему урока
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
89287512036
Ц
Е
Н
И
Б
Р
Я
У
К
О
Слайд 3План:
1. Конкуренция, типы рыночных структур
2. Совершенная конкуренция
3.Монополия
4. Олигополия и монополистическая конкуренция
5.
Антимонопольная политика государства
Слайд 4Конкуренция – это борьба за наиболее выгодные условия производства и реализации
товаров и услуг.
Слайд 5Влияние конкуренции на рынок:
Повышение эффективности деятельности производителей продукции, проявляющееся в снижении
затрат на ее выпуск;
Снижение цен;
Предоставление покупателям права выбора продавца;
Повышения качества продукции;
Расширение ассортимента товаров, представленных на рынке
Слайд 6Существует четыре типа рыночных структур, в рамках которых действует предприятие:
Совершенная конкуренция;
Монополистическая
конкуренция;
Олигополия;
Монополия
Слайд 7В основу их разграничения положены следующие критерии:
Количество предприятий продавцов на рынке;
Характер
производимой продукции;
Наличие или отсутствие барьеров на пути восхождения фирм в данную отрасль.
Различная степень доступности экономической информации в отдельных отраслях.
Слайд 8Отличительные черты рыночных структур
Слайд 10Совершенная конкуренция – это тип рыночной структуры, при котором большое количество
мелких фирм производят и реализуют абсолютно одинаковую продукцию; при этом производители лишены возможности контролировать цены на нее.
Слайд 11Совершенная конкуренция означает:
На рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что
и в каком количестве производить;
Никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него;
Слайд 12Совершенная конкуренция означает:
3. Продукты определенного назначения одинаковы по важнейшим свойствам (не
дифференцированы);
4. Фирмы никак не участвуют в контроле над рыночными ценами
Слайд 13Совершенная конкуренция – это рыночная структура, в которой много фирм продают
стандартизированный товар и не одна фирма не располагает достаточно большой долей рынка, чтобы влиять на его цены
Слайд 15Монополия – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца на осуществление
какой либо хозяйственной деятельности
Слайд 16С учетом степени охвата экономики, различают следующие виды монополии
Чистая монополия –
единственный поставщик однородного товара, когда границы фирмы расширяются до масштабов отрасли;
Монопсония – чистая монополия одного покупателя ресурсов, товаров
Слайд 17В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий:
1.
Естественная монополия, которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые элементы производства;
2. Легальные монополии, образующиеся на законном основании. Большинство монополистов создаются правительством через патентную систему, охрану авторских прав и т.д
Слайд 18В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий:
3.
Искусственные монополии – объединение предприятий ради получения монополистических выгод.
Слайд 194. Олигополия и монополистическая конкуренция
Слайд 20Олигополия- это такая рыночная структура, при которой существует несколько продавцов и
доля каждого из них в общих продажах на рынке настолько велика, что изменение количества предлагаемой продукции каждым из продавцов ведет к изменению цены.
Слайд 21Существует два вида олигополий:
Предполагает, что несколько фирм производят одинаковые товары;
Когда несколько
производителей выпускают дифференцированные товары
Слайд 22Крайней формой кооперации олигополистов является картель, когда фирмы официально соглашаются ограничить
конкуренцию
Слайд 23Монополистическая конкуренция – это организация рынка, при которой на нем действует
большое количество продавцов, продающих дифференцированный продукт, возможно появление новых продавцов
Слайд 24Монополистическая конкуренция подразумевает, что никакие две фирмы не производят один и
тот же товар, хотя вполне возможно, что некоторые изделия относятся к одному виду
Слайд 25Проанализируйте, на каких рынках действуют следующие продавцы товаров и услуг
Слайд 264. Антимонопольная политика государства
Слайд 27Антимонопольная политика – комплекс мер государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение
и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам рынка возможно равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкурентной борьбы.
Слайд 28Направления антимонопольного законодательства:
Запрещение или ограничение определенных нежелательных видов делового поведения;
Формирование конкурентной
рыночной структуры в рамках которой желаемое поведение производителей будет достигаться более или менее автоматически
Слайд 29Инструментов антимонопольного регулирования:
Двухкомпонентный тариф – система ценообразования, при котором пользователи услуг
платят фиксированную сумму за право встать на обслуживание, а в дальнейшем оплачивают потребление каждой единицы данного вида услуг;
Разработка цен и тарифов на услуги, исходя из предельных издержек
Слайд 30Инструментов антимонопольного регулирования:
Система стимулов для снижения издержек;
Меры регулирования нормы прибыли и
др.