Слайд 1
Книжные товары
Подготовила преподаватель экономики
ГУЗ «Донецкое высшее профессиональное училище строительных технологий»
Хамайдула
Ирина Викторовна
Слайд 2 Книга является неотъемлемым элементом жизни современного общества и распространенным товаром на
рынке. Она имеет двойственный характер - материальный и духовный. С одной стороны - это продукт производства, поэтому книга обладает всеми его характеристиками: потребительскими свойствами, жизненным циклом, стоимостью, участвует в рыночных отношениях «спрос-предложение».
Слайд 3С другой стороны, книга относится к духовной жизни общества, ее жизнь
и ценность могут определяться такими категориями как «прекрасное», «этическое», «познание и воспитание», «содержание и форма» и т. д. Механизм воздействия книги на человеческое сознание кроется в самой ее природе, поскольку она всегда выступает как средство коммуникации, способствуя общению между индивидуумами.
Слайд 4 В древности существовали различные формы рукописной книги, так в III-II тысячелетии
до н. э. на Древнем Востоке были распространены книги в виде глиняных дощечек. Известна библиотека, состоящая из многих десятков тысяч глиняных дощечек, принадлежавшая ассирийскому царю Ашшурбанипалу (VI в. до н. э.)
Наиболее распространенными формами рукописной книг были свиток (ленточная форма) и кодекс (блочная).
Слайд 5
Книга-кодекс
Книга-свиток возникла в Египте примерно в III тысячелетии до н.
э. и была основной формой до VI в. н. э. и представляла собой свернутую в рулон ленту. Книги в форме свитка писались, в основном, на папирусе, но иногда использовались и другие материалы, например, листья, кожа, дерево.
Книга-кодекс появилась в первых веках до н. э., и сохранилась без существенных изменений до настоящего времени. Прототипом книги-кодекса явился Полиптих -несколько скрепленных между собой дощечек, натертых воском, которые древние римляне использовали для письма.
Слайд 7 Виды и разновидности древней бумаги
Одним из древнейших сортов книжной бумаги,
используемой на Руси, является александрийская бумага
Бумага верже – белая или цветная бумага с ярко выраженной, видимой на просвет, сеткой из резких полос (вержеров), пересеченных под прямым
углом частыми, близко расположенными полосами, след от которых рельефно виден на поверхности бумаги лишь с одной стороны. Она изготовлялась из льняного и пенькового тряпья, отличалась высокой прочностью.
Слайд 8Веленевая (франц. "velin" - тонко выделанная кожа)
бумага - высокосортная, изготовленная из
чистой целлюлозы,
без древесины, как и бумага верже. Бумага хорошо
проклеенная, плотная, без ярко выраженной структуры,
преимущественно желтоватого цвета.
Слайд 9Китайская бумага - название нескольких сортов бумаги, очевидно, китайского происхождения. Изготовлялась
из различных материалов - пеньки, коры тутового дерева, бамбука, хлопчатника, рисовой и пшеничной соломы и т. п. Технологический процесс изготовления китайской бумаги исключает применение клея, поэтому она очень рыхлая, тонкая и легко рвется. На просвет неоднородна: имеет сетчатую и гладкую стороны; вырабатывается, как правило, естественного или белого цвета.
Слайд 10 Японская бумага - название разнообразных сортов бумаги, впервые, очевидно, полученных в
Японии. Разнообразна по цвету (белая и цветная) и качеству - от тонкой шелковистой до толстой грубо-волокнистой. Обладает высокой прочностью на разрыв, на просвет неоднородна: имеет гладкую и сетчатую стороны.
Слайд 11Ватманская бумага (ватман) - белая высокосортная бумага без ярко выраженной фактуры,
плотная, с
поверхностной проклейкой. Отличается большой сопротивляемостью к истиранию.
Слайд 12Слоновая бумага - книжная и рисовальная бумага высшего качества, желтовато-бежевого цвета
слоновой кости, откуда и получила свое название, гладкая, плотная, без ярко выраженной фактуры (имеет в этом сходство с веленевой). Относится к типу рисовальных бумаг.
Слайд 13Рисовая бумага - высокосортная, тонкая, рыхлая, с шероховатой поверхностью (похожа на
промокательную) бумага белого цвета. Получила свое название, очевидно, по исходному продукту для ее изготовления - рисовой соломе.
Слайд 14Типографская бумага белого цвета, слабоклееная, невысокой плотности, разной гладкости, предназначена для
печатания книжной продукции способом высокой печати.
Офсетная - бумага белого цвета, клееная, плотная, гладкая или глянцевая, используется для печатания иллюстрационно-текстовых изданий и изопродукции офсетным способом.
Газетная - желтоватого цвета, тонкая, непроклеенная, слабой плотности, предназначена для издания массовых брошюр способами высокой и офсетной печати.
Слайд 15Первые книги в твердых переплетах
Слайд 16Кожаный обиходный переплет, украшенный металлической фурнитурой
Слайд 17Способы оформления переплета
старинных книг:
а) рельефное (конгревное) тиснение;
б) ручная раскраска яичными красками;
в)
печать тертыми красками;
г) углубленное красочное тиснение.
Слайд 18Структура читателей
имеют библиотеки
читают изредка 38%
Слайд 19Классификация и характеристика
современного ассортимента
печатных изданий
По материальной конструкции различают книжные, журнальные издания
и буклеты.
Книжным называется издание в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала любого формата в
обложке или переплете.
Журнальное издание представляет собой периодическое издание, установленного формата в обложке или переплете.
Буклет - это листовое издание в виде одного листа печатного материала, сфальцованного любым способом в два или более сгибов.
Слайд 20В зависимости от целевого назначения и характера информации:
Официальные издания (
законы, уставы, кодексы)
Научные издания (монографии, тезисы, научные труды)
научно-популярные издания (сведения об исследованиях, изложенные в форме, доступной широкому читателю)
Учебные издания (учебники, пособия, практикумы)
Производственно-практические издания (практические руководства )
Справочные издания (словари, энциклопедии, справочники)
Массово-политические издания (публикации статей, выступления политического характера)
Информационные издания (библиографические, реферативные Рекламные издания (проспекты новых товаров, услуг, каталоги)
Издания для досуга (пособия по шитью, домоводству; кроссворды, головоломки)
Литературно-художественные издания (художественная литература)
Слайд 21По роду содержания
(по отрасли знания):
философские,
исторические,
искусствоведческие,
математические,
биологические,
универсальные,
многоотраслевые и пр.
Слайд 22По знаковой природе информации:
Текстовые - книги, брошюры;
Нотные - партитуры, клавиры,
школы игры на различных инструментах;
Картографические издания - карты, атласы,
Изоиздания - эстампы, художественные репродукции, изобразительные плакаты, открытки, плакаты марки
Слайд 23По объему:
Книга - это непериодическое книжное издание, объемом свыше 48
страниц;
Брошюра - книжное издание объемом свыше 4, но не более 47 страниц;
Листовка - листовое издание объемом до 4 страниц
Слайд 24По формату:
книги большого формата - 205 х 260 мм и выше;
книги
среднего формата - от 120 х 165 до 170 х 240 мм;
малоформатные - от 107 х 177 до 100 х 140 мм;
миниатюрные - в России не выше 100 х 100 мм, а в некоторых странах 76 х 76 именьше;
микрокниги - книги размером не выше 10 х 10 мм.
Слайд 25По периодичности:
Непериодические -выходят однократно и не имеют продолжения ,
Периодические
- выходит через определенные промежутки времени с постоянным для каждого года числом номеров ,
Сериальное - выходит в течение времени, периодичность которого заранее не установлена ,
Продолжающиеся издания - это сериальное издание, которое выходит по мере накопления материала не повторяющимися по содержанию
Слайд 26По структуре:
Однотомные -непериодическое издание, состоящее из одного тома ,
Многотомные
- из двух и более томов, представляющих собой единое целое по содержанию и оформлению ,
Серия - сериальное издание, однотипно оформленное и состоящее из нескольких томов,
Собрание сочинений - однотомное издание, включающее все или большую часть произведений одного или нескольких авторов,
Избранные сочинения - это часть наиболее значительных произведений одного или нескольких авторов, отобранных по определенному принципу и оформленных в виде однотомника или многотомника
Слайд 27По составу публикуемых произведений:
моноиздания (с одним произведением)
полииздания (сборники и собрания
сочинений)
Слайд 28По новизне издания:
первые издания, которые публикуются впервые;
повторные издания - произведения,
которые уже печатались ранее.
Слайд 29По языку:
оригинальные, изданные на том же языке, на котором произведение
написано,
переводные, изданные в переводе с языка оригинальной книги на другой язык
Слайд 30По читательскому адресу:
массовый читатель - практически все грамотные люди, от
академика до разнорабочего;
широкий читатель - многочисленная группа, ограниченная по тем или иными признакам, например, читатели, увлеченные кино, изоискусством, интересующиеся историей, философией, политикой; читатели, различающиеся возрастными интересами -юношество и пенсионеры, женщины и мужчины;
узкий читатель - малочисленная группа, объединяющая читателей определенной темы или специальности (врачи, педагоги, металлурги, ученые и пр.).
Слайд 31Дети по возрасту
делятся на группы:
младшие и старшие дошкольники -
до 6 лет включительно;
младшие школьники - 7-10 лет;
школьники среднего возраста - 11-14 лет;
школьники старшего возраста - 15-17 лет.
Слайд 32По художественному оформлению и полиграфическому исполнению:
Выделяются высокохудожественные книги. Для таких книг следующие особенности - индивидуальный
макет, высококачественная бумага, наличие особых деталей (ленточка-закладка, футляр, суперобложка), применение разных и редких способов печати, иногда специально изготовленный шрифт.
К высокохудожественным относятся обычно библиофильские книги - ценные для знатоков и собирателей какими-либо своими художественными особенностями.