Слайд 1СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ
Мерчандайзинг, его направления и характеристика
Подготовила: Негода М.К.
мастер производственного обучения
Слайд 2План
Цели и принципы мерчандайзинга.
Основные правила и инструменты
мерчандайзинга.
Слайд 3 комплекс мер, направленных на стимулирование розничных продаж через привлечение
внимания покупателей к торговым маркам и группам продукции с помощью наиболее выгодного размещения товаров и POS - материалов в торговых залах и на прилавках магазинов.
МЕРЧАНДАЙЗИНГ -
Слайд 4Мерчандайзинг, или мерчендайзинг (от англ.merchandising), - часть процесса маркетинга, определяющая методику
продажи товара в магазине.
Одним из элементов системы мерчандайзинга является выкладка товаров, ее контроль и анализ.
Слайд 5Цели мерчандайзинга
Обеспечение доступности продукции для целевой аудитории;
Выделение продукции данной группы товара
для привлечения максимального внимания потребителей;
Обеспечение наилучшего восприятия каждого вида продукции потребителем;
Максимальное использование торговой площади клиента для размещения продукции;
Ротация товара по срокам реализации и срокам годности.
Слайд 6Основные принципы мерчандайзинга
Торговое предприятие всегда должно иметь в наличии полный ассортимент
товара;
Необходимы специальное оформление (звуковая атмосфера торгового зала, окраска стен, освещение) и организация торговых залов;
Внутри предприятия должны быть созданы небольшие торговые точки, как правило, с более дорогими и качественными товарами;
Выкладка товаров должна осуществляться таким образом, чтобы заставить потребителя как можно дольше ходить по торговым залам предприятия, практически не прибегая к помощи продавцов.
Слайд 7Инструменты мерчандайзинга
Выкладка продукции в торговых точках по стандартам компании;
Размещение рекламных материалов;
Размещение
дополнительного торгового оборудования
Ценники на товары.
Слайд 8ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА
МЕРЧАНДАЙЗИНГА
Слайд 9Правило «первых 6 шагов»
В зоне первых 6-8 шагов покупательская
активность в магазине минимальна, так как покупателю нужно привыкнуть к обстановке магазина и осмотреться.
Слайд 10Правило «золотого треугольника»
Наибольшая покупательская активность в торговом зале наблюдается
внутри так называемого «золотого треугольника». Это пространство, ограниченное тремя точками: вход, расчетно-кассовый узел и отдел планируемых закупок. Основная выкладка продукции должна располагаться внутри «золотого треугольника».
Слайд 11Правило «товар по ходу движения покупателя»
Следует проанализировать, какие места
наиболее предпочтительны для тех или иных ассортиментных групп, какие товары в магазине являются ценообразующими, какие приносят наибольшую прибыль.
Слайд 12Правило «золотой полки»
Максимальное внимание покупатель уделяет продукции, находящейся на
уровне глаз. При перемещении продукции с соседних полок на «золотую», продажи увеличиваются на 15 %.
Слайд 13Правило быстрого поиска
Покупатель, стремясь сразу найти нужный ему товар,
часто берет продукцию того производителя, который стоит первым по ходу в данной категории.
Слайд 14Правило «верхней полки»
Покупателю удобно поднимать глаза на угол не
более 40 градусов.
Слайд 15Правило «лидеру продаж -больше места на полке»
Положение товара на
полке должно отражать положение товара на рынке (больше продается - значит больше места на полке занимает!).
Слайд 16Правило оптимального количества фейсингов
При увеличении количества фейсингов одного продукта
его продажи увеличиваются в следующей пропорции: 1 фейсинг - 100%; 2 фейсинга - 123%; 3 фейсинга - 144%; 4 фейсинга - 161% и т.д. Дальнейшее увеличение количества фейсингов влияет на продажи не существенно.
Слайд 17Правило «горизонтальность фейсингов лучше вертикальности»
При расположении горизонтального фейсинга вертикально
продажи продукции уменьшаются на 30 %.
Слайд 18Правило «первый пришел - первый продан»
Товар, который имеет меньший
срок реализации, всегда должен находиться ближе к покупателю, чем товар с большим сроком. При выкладке новой партии товара нужно обязательно проверять сроки годности, оставшейся на полках продукции.
Слайд 19Правило ротации
Продукцию с более коротким сроком реализации нужно выкладывать
на передний план.
Слайд 20Правило «новинки - к лидерам продаж»
При появлении новой продукции
ее необходимо располагать рядом с лидером продаж, чтобы привлечь к ней дополнительное внимание.
Слайд 21Правило «занятие свободного места»
При отсутствии продукта, следует заполнить освободившееся
место лидером продаж.
Слайд 22Правило «углы стеллажа - не мертвая зона»
Углы стеллажа усиливаются
2-4 фейсингами продукции.
Слайд 23Правило «недорогое вперед»
Недорогие товары создают у покупателя благоприятное впечатление
об уровне цен магазина. Их рекомендуется размещать в начале торгового зала, чтобы покупатель сразу втянулся в процесс покупок.
Слайд 24Правило чернополосицы
Товары с низкими ценами и товары, приносящие магазину
наибольшую прибыль, чередуются по ходу движения покупателя в торговом зале.
Слайд 25Правило распределения внимания покупателя
При движении вдоль стеллажей покупатель уделяет
70 % внимания стеллажам справа от себя и 30 % стеллажам слева.
Слайд 26Правило «двух пальцев»
Полка по высоте должна соответствовать продаваемому товару.
Если между верхним краем товара и следующей полкой можно засунуть два пальца, нужно менять расстояние между полками. На сэкономленном пространстве можно будет разместить еще одну полку.
Слайд 27Правило дорогого товара
Дорогой товар, обеспечивающий наибольшую прибыль, не должен
быть загнан в конец маршрута покупателя. Если пренебречь этим правилом, покупатель может, дойдя до дорогой продукции, уже заполнить свою корзину.
Слайд 28Правило «нижней полки»
На самых нижних полках должны быть размещены
продукты, которые покупают не импульсивно, а осознанно: на переднем плане полки должны быть выставлены как минимум 3-5 упаковок каждого вида продукции.
Слайд 29Правило торговой марки
Основные марки следует размещать в начале каждой
ассортиментной группы: в еще незаполненную корзину покупатель возьмет больше товара.
Слайд 30Идеологические принципы основной выкладки товаров
Обзор
Доступность
Опрятность
Соответствующий вид товаров переднего ряда
Заполненность полок
Привлекательность упаковки
Маркировка
цены
Определенное место товара на полке
Постоянное восполнение товарных запасов
Слайд 31Принцип обзора
Товар должен быть обращен лицевой частью упаковки к
покупателю. Товары не должны заслонять друг друга.
Слайд 32Принцип доступности
Необходимо заботиться о том, чтобы покупатель мог без
затруднения снять товар с полок. Это облегчает покупки, улучшает внутренний вид магазина, обеспечивает лучший обзор для персонала и затрудняет хищения. Полки могут располагаться довольно высоко и товар на верхней полке должен выкладываться в разумных количествах.
Слайд 33Принцип опрятности
Полки, на которых размещается товар, надо регулярно мыть
или пылесосить. Непривлекательный, запачканный или с изъянами товар должен удаляться с полки и уцениваться для ускорения его продажи. Этикетки на продаваемом товаре должны быть хорошо закреплены, а банки без этикеток необходимо идентифицировать, уценить и выставить в другом месте.
Слайд 34Принцип товаров переднего ряда
Количество товаров переднего ряда зависит от
объема их упаковки, спроса на эти товары и возможности быстрейшего пополнения стеллажного запаса. Надо следить, чтобы запас не истощался.
Слайд 35Принцип заполненности полок
Главный принцип торговли по методу самообслуживания состоит
в том, чтобы максимальные продажи можно делать только при полностью заполненных полках. Если товар основного ассортимента распродан, можно временно заполнить опустевшие полки товаром импульсивного спроса.
Слайд 36Принцип привлекательности упаковки
Современный, функциональный, красивый дизайн продукта и упаковки,
разрабатывается непосредственно компанией-производителем.
Слайд 37Принцип маркировки цены
Маркировка цен непосредственно на товаре постепенно
уходит в прошлое: общепринятыми становятся сканер и универсальный код цен определителями цены. Однако там, где все еще используется маркировка, цены должны проставляться правильно, чтобы сохранить доверие покупателя. При изменении данных на ценнике необходимо обновлять маркировку на продаваемом товаре.
Слайд 38Принцип определенного места товара на полке
Покупатели привыкают к тому,
что нужный им товар всегда на определенном месте, поэтому всякие изменения должны контролироваться в рамках отдела и производиться по веским причинам. Местоположение продуктов должно соответствовать указателям и вывескам в проходах.
Слайд 39Принцип постоянного восполнения товарных запасов
Передвижение товара с заднего ряда
на передний план при восполнении запасов на полках должно происходить по испытанному и оправдавшему себя принципу: «пришедший первым уходит первым» или «первый пришел- первый продам». Ротация товара при заполненных полках сведет к минимуму скопление лежалого товара и его порчу.
Слайд 40Вывод:
Привлекательная, удачно разработанная и поддерживаемая в порядке выкладка товаров
способствует тому, что покупатели, пришедшие в магазин, приобретают их и тем самым обеспечивают прибыль торговому предприятию.