Новый период развития математики
Новый период развития математики
(хМ) (yN: у х)
«для любого х из множества М существует у из множества N такой что у меньше, чем х»
Георг Кантор (1845-1918)
Основные понятия
Пустое множество
Среди множеств выделяют особое множество - пустое множество. Пустое множество - множество, не содержащее ни одного элемента.
Примеры неочевидных пустых множеств:
множество четырехугольников, все углы которых прямые и одновременно диагонали различной длины.
Множество решений уравнения
Множество чудовищ озера Лох-Несс…
.
Пример:
В математическом анализе:
Все действительные числа.
Все непрерывные функции на отрезке.
В алгебре:
Все определители второго порядка,
Все трехмерные векторы
а М
а M
«элемент а не принадлежит множеству М»
Основные понятия
Диаграммы Эйлера-Венна –
геометрические представления множеств, где множества изображаются в виде совокупностей точек на плоскости ограниченных некоторой замкнутой кривой, а универсум – в виде большого прямоугольника.
a, b A
d, e A
Диаграммы Эйлера-Венна
Равные множества
.
Подмножество
(A B) (aA aB)
Множество A называется собственным подмножеством множества B, если A B и АВ. Обозначение: А В.
Пустое множество является подмножеством любого множества.
Все рассматриваемые в задаче множества являются подмножествами универсального множества.
Равные множества
Булеан множества
Конечные и бесконечные
Способы задания множеств
Способы задания множеств
Следовательно, A={a,b,c}, B={b,d,e,f}
Способы задания множеств
Следовательно, A={a,b,c}, B={b,d,e,f}
Способы задания множеств
Способы задания множеств
Пример. {1,2,3} {2,3,4} = {1,2,3,4}.
Пример. Даны два множества А={1,2,4,6} B={0,3,4,6}. Найти С=АB.
C={0,1,2,3,4,6}
AB = {x| xA или xB}
Пример. {1,2,3} {2,3,4} = {2,3}
Пример. Даны два множества А={1,2,4,6} B={0,3,4,6}. Найти С=А B.
С={4,6}
Операции над множествами
АВ = {x| xA и xB}
Пример. {1,2,3} \ {2,3,4} = {1}.
Пример. Даны два множества
А={1,2,4,6} и B={0,3,4,6}. Найти С=А \ B.
C={1,2}
A\B= {x| xA и xB}
B\A= {x| xB и xA}
Пример. {2,3,4} \{1,2,3} = {4}.
Пример. Даны два множества
А={1,2,4,6} и B={0,3,4,6}. Найти С=B \ А.
C={0,3}
Операции над множествами
Пример. Пусть A = {1,2,3,4,5}, B = {3,4,5,6,7}.
Тогда AΔB = (АВ) \ (АВ) = {1,2,3,4,5,6,7} \ {3,4,5} = {1,2,6,7}.
Пример. Даны два множества: А={1,2,4,6} и B={0,3,4,6}. Найти С=А Δ B.
C= ({1,2,4,6} {0,3,4,6}) \ ({1,2,4,6} {0,3,4,6}) = {0,1,2,3,4,6} \ {4,6} = {0,1,2,3}
A={x| x A и xU}
Пример. Пусть A = {1,2,4,5}, U = {1,2,3,4,5,6,7}.
Тогда A=U\A = {1,2,3,4,5,6,7} \ {1,2,4,5} = {3,6,7}
Пример. Пусть A = {a,d,f}, U ={a,b,c,d,e,f}. Найти А.
А = {a,b,c,d,e,f} \ {a,d,f} = {b,c,e}
Операции над множествами
Пример: А=а,b =1,2 х В=а,1 , а,2 , b,1, b.
B х A=1,a, 1,b, 2,a, 2b.
Операции над множествами
5) объединение N и K;
6) разность M и N;
7) разность M и K;
8) разность N и K;
9) дополнение K до N;
Операции над множествами
(М)={,{1}, {3}, {5}, {7}, {1,3}, {1,5}, {1,7}, {3,5}, {3,7}, {5,7}, {1,3,5}, {1,3,7}, {1,5,7}, {3,5,7} {1,3,5,7} }
Объясните, почему выполняется равенство: 1) А=А ; 2) А А=А ; 3) А∩ = ; 4) А∩А=А.
ассоциативность объединения и пересечения
Дистрибутивность объединения относительно пересечения
Дистрибутивность пересечения относительно объединения
коммутативность объединения и пересечения
1.
2.
3.
А (А В) = А
А (А В) = А
Свойства пустого множества.
А = А
А =
Свойства универсума
А U = А
А U = U
А = U
4.
5.
6.
7.
А \ В
В
U
А
=
-- А \ В
Т.к. диаграммы Эйлера-Венна для множества А \ В и множества совпадают, то эти множества равны.
Диаграмма Венна А\(В\С)
Диаграмма Венна (А\В) ∪ (А∩С)
Для доказательств будем использовать следующие обозначения ({ - и ; [ - или ) и соотношения :
x A B
x A B
x A B
x A B
x A \ B
x A \ B x A
Доказательства
Пусть X = (A B) \ C; Y = (A \ C) (B \ C).
1) Если xX x (A B) \ C
или
(A B) \ C = (A \ C) (B \ C).
Доказательства
y [(A \ C) \ (B \ C)] [(B \ C) \ (A \ C)]
.
1.
2.
Вставьте слово или фразу
3.
Вставьте слово или фразу
4.
x A B
x A B
x A \ B
1
2
3
4
5
6
A
B
C
D
E
F
Нахождение мощности объединения множеств
Решение. Обозначим Y - множество студентов, изучающих иностранные языки.
X - множество студентов, не изучающих иностранный язык.
Пусть – S множество студентов, S=100 (студентов).
A- мн-во студентов, изучающих англ. язык, A=28;
По формуле мощности объединения трех множеств
Ответ: 20 студентов не изучает ни один из перечисленных языков
Ответ: 142
Ответ: 32
Домашняя работа
Удачи!
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть