Слайд 1Агрессия. Причины агрессивного поведения детей и подростков
Слайд 2 Человек обладает способностью любить, и если он не
может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли.
Эрих Фромм.
Слайд 3
Агрессия —
это форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда
другому живому существу, не желающему подобного обращения
Бэрон Р., Ричардсон Д.
.
Слайд 4
Агрессивность
относительно устойчивая черта личности, которая проявляется в готовности к агрессивному нападению
Слайд 5В каких основных формах выражается агрессия подростков?
Физическая агрессия: подросток использует физическую
силу против других людей.
Вербальная агрессия: подросток выражает свои негативные чувства при помощи слов, угроз, крика и т.п.
Раздражительность: подросток грубит по малейшему поводу, становится резким и вспыльчивым.
Подозрительность: подросток негативно настроен по отношению к окружающим, не доверяет им, считая, что «все против него».
Косвенная агрессия: подросток пытается выражать свою агрессию, направленную на кого-то конкретного, посредством других людей (злые шутки, сплетни, травля).
Обида: подросток может обидеться по малейшему поводу, причем обида может быть направлена на конкретного человека (сверстника или взрослого) или «на весь мир».
Пассивно-агрессивное поведение (скрытая агрессия): подросток не делает то, что просят, или делает слишком медленно, забывает о просьбах и поручениях, оттягивает время.
Слайд 6Косвенные проявления агрессии:
словесные оскорбления
насмешки над окружающими
скрытое принуждение к
агрессивным действиям других
завуалированные требования
подстрекательство
воровство
внезапные вспышки ярости на фоне общего хорошего настроения
Слайд 7ПРОЯВЛЕНИЯ ЗАЩИТНОЙ АГРЕССИВНОСТИ РЕБЁНКА:
часто конфликтует
дерётся
громко говорит
выкрикивает на
занятиях и уроках
может проявлять обостренное стремление к лидерству
Слайд 8ПРИЧИНЫ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ:
несформированность норм нравственности,
отсутствие восприимчивости к окружающему миру,
защитная реакция
в состоянии возбуждения.
Слайд 9
семейные взаимоотношения,
взаимоотношения со сверстниками,
наблюдаемая со стороны агрессия
(мультфильмы, компьютерные игры,
фильмы)
Три основных причины формирования агрессивных форм поведения подростков:
Слайд 10Частые и жестокие наказания провоцируют детей к агрессивному поведению.
Дети, усвоившие
агрессивные формы поведения в результате наказаний родителей, став взрослыми, столь же сурово наказывают уже своих детей.
Семейные
взаимоотношения
Слайд 11В семьях, откуда выходят правонарушители, жестокость имеет место в 40—45% случаев.
Слайд 12исследователи отмечают, что агрессивные дети часто попадают в группы, состоящие из
таких же агрессивных детей.
Взаимоотношения со сверстниками.
Слайд 13средства массовой информации (СМИ).
Во время просмотра теле-, видеофильмов подросток во
внутреннем плане репетирует возможные формы агрессивных действий.
Наблюдаемая со стороны агрессия.
Слайд 14Практические рекомендации педагогам
Слайд 15Как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых
или сверстников.
1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
В тех случаях, когда агрессия детей и подростков неопасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
- полное игнорирование реакций ребенка/подростка (весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения);
- выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно, но...»);
- переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»);
- позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).
Слайд 162. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
Проводить четкую
границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест и уводят от решения проблемы.
Слайд 173. Контроль над собственными негативными эмоциями
Родителям и специалистам необходимо очень
тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает у взрослых сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших чувств.
Слайд 184. Снижение напряжения ситуации
Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию,
являются:
- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
- демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);
- крик, негодование;
- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
- использование физической силы;
- втягивание в конфликт посторонних людей;
- непреклонное настаивание на своей правоте;
- нотации, проповеди, «чтение морали»;
- наказание или угрозы наказания;
- обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда, ...», «Ты никогда не...»;
- сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу);
- команды, жесткие требования, давление;
- оправдания, подкуп, награды.
Слайд 195. Обсуждение проступка
Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим
стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего для самого маленького агрессора.
Слайд 206. Сохранение положительной репутации ребенка
Ребенку, тем более подростку, очень трудно
признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.
Для сохранения положительной репутации целесообразно:
- публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
- не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;
- предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.
Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.
Слайд 217. Демонстрация модели неагрессивного поведения
Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка
- демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.
Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:
Слайд 22нерефлексивное слушание. Это слушание без анализа, дающее возможность собеседнику высказаться. Оно
состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего его интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится, и общение прервется или превратится в конфликт. Все что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился;
пауза, дающая ребенку возможность успокоиться;
внушение спокойствия невербальными средствами;
прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
использование юмора;
признание чувств ребенка.
Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения.
Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.
Слайд 23
Использование высказываний
в общении с ребенком
Слайд 24Бороться с агрессивностью нужно терпением. Это самая большая добродетель, какая только
может быть у родителей и педагогов.
Объяснением. Подскажите ребенку, чем интересным он может заняться. Поощрением. Если вы похвалите своего ребенка за хорошее поведение, то это пробудит в нем желание еще раз услышать эту похвалу.