Слайд 1Дрожжин Ю.В.
Тренер-преподователь
МБУ ДО ДЮСШ №1
г. Шебекино
Культура здоровья – как фактор
здоровьясберегающей среды
на учебно-тренировочных занятиях
по дзюдо
Слайд 2Главная задача тренера – преподавателя сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.
Дзюдо – вид спорта, который эффективно выполняет именно эти задачи. Деятельность тренера в аспекте реализации здоровьясберегающих технологий в учебно-тренировочном процессе должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом. Критерием здоровьясберегающим качеств образовательных технологий будет наличие или отсутствие ухудшения здоровья учащихся.
Слайд 3Здоровье это не только отсутствие болезни, но и состояние полного физического,
психического и социального благополучия. У тренера достаточно ресурсов для помощи своим воспитанникам в сохранении здоровья, как в период обучения, так и после окончания школы. Тогда более правильным представляется определение здоровьясберегающих образовательных технологий как совокупности всех используемых в образовательном процессе приёмов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся от неблагоприятного воздействия факторов образовательной сферы, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья. Последнее принципиально важно, ибо задача педагога состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье ребенка на период обучения дзюдо, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья. Задача здоровьясберегающей педагогики - обеспечить выпускнику спортивной школы высокий уровень здоровья, умением молодого человека в дальнейшем заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.
Слайд 4Применение на тренировках подвижных игр для развития физических качеств ,повышает интерес
у детей к занятиям.
Физкультурно-оздоровительные технологии при работе с тренажерами направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств.
Большое внимание на учебно-тренировочных занятиях уделяется техники безопасности учащихся.
Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи, грамотность учащихся по этим вопросам контролируется опросом и тестированием.
Слайд 5Сегодня к здоровьясберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных
особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе ,на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.
Слайд 6I.Для тренера –преподавателя очень важно правильно организовать учебно-тренировочный процесс, т.к. он
является основной формой педагогического процесса при обучении дзюдо. Основные современные требования к тренировкам с комплексом здоровьесберегающих технологий: - рациональная плотность тренировки, создание условий для заинтересованного отношения к занятию.
На учебно-тренировочных занятиях важно уделять особое внимание организации здоровьясберегающих факторов. Контрольные испытания, задания, тестирования и т.д. должны лишь давать исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых - учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то тренер должен внести в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом дзюдоисты не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе.
Слайд 7Элементы общеразвивающих упражнений с учебной программы дзюдо помимо самой тренировки могут
быть использованы на других уроках и переменах: физкультминутки, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены. Такой активный отдых призван решать целый ряд задач: предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания; устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза; устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое. Обеспечение необходимых гигиенических условий в учебных помещениях. Освещение и характеристика воздуха в тренировочном зале, температурный режим. Все это достаточно полно регламентируется соответствующими санитарно-гигиеническими нормами.
Слайд 8II.Учебно-организационные факторы
2.1. объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям
школьника
2.2. расписание занятий, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году
2.3. организационно-педагогические условия проведения тренировок (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.) 2.4. объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц.
2.5. особенности устава ДЮСШ и норм жизни школы
2.6. медицинское и психологическое обеспечение ДЮСШ
2.7. участие родителей учащихся в жизни школы
2.8. стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»
2.9. психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали»
2.10. интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы
2.11. наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся
2.12. позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Слайд 9
III. Психолого-педагогические факторы.
3.1. психологический климат
в группе, на тренировках, наличие эмоциональных разрядок
3.2. стиль педагогического общения тренера с учащимися
3.3. характер проведения опросов и тестов, проблема оценок
3.4. степень реализации педагога индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска)
3.5. особенности работы с «трудными подростками» в секции
3.6. соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся
3.7. степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на учебно-тренировочных занятиях