Слайд 1 Особенности реализации направлений деятельности психологической службы образования в образовательных организациях, реализующих
АООП
Слайд 2ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ШКОЛЫ
- Это специализированное подразделение в системе народного образования, основной
задачей которого является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и ведет к необходимости психолого-педагогической коррекции.
Слайд 3- диагностику психического развития детей,
- отслеживает овладение учебно-познавательной деятельностью
детей,
- отслеживает развитие самой учебно-познавательной деятельности
- оказывает помощь в коррекции учебно-познавательной
деятельности, консультативную помощь в коррекции асоциальных
проявлений (отклонений в поведении, эмоциональных состояний,
простейших отклонений).
Основная деятельность педагога-психолога школы VIII вида, в отличии от работы в других спецшколах, выстраивается на основании и через коррекцию интеллектуального развития.
Педагог-психолог осуществляет:
Слайд 4 Цель работы - обеспечение реализации права ребенка на полноценное
и свободное психическое и личностное развитие в соответствии с его возможностями, особенностями и потребностями.
В соответствии с основными целями школьной психологической службы содержание ее работы определяется:
1. Важностью психолого-педагогического изучения школьников для обеспечения индивидуального подхода на протяжении всего периода обучения.
2. Необходимостью обеспечения полноценного личностного и интеллектуального развития ученика на каждом возрастном этапе, успешной адаптации к требованиям обучения при поступлении в I класс и переходе на каждую новую ступень школы.
3. Задачами профилактики и преодоления отклонений в интеллектуальном и личностном развитии учащихся.
4. Научно-практическими задачами школьной психологической службы.
Слайд 5Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в школе VIII вида ставит своей целью:
1.
осуществление своевременной диагностики и выявление психо-физиологических отклонений, требующих коррекции;
2. проведение коррекционных мероприятий;
3. помощь педагогическому коллективу в организации работы с «трудными» детьми;
4. проведение просветительской работы с родителями учащихся;
5. психологическое консультирование родителей и педагогов.
Слайд 6Работа по оказанию психологической помощи всем участникам образовательного процесса осуществляется по
следующим направлениям:
1. диагностическая работа;
2. коррекционно – развивающая работа;
3. консультативная работа;
4. профилактическая ( просветительская работа ).
Слайд 7Диагностическая работа.
Цель: составление социально-психологического портрета обучающегося, воспитанника;
определение путей
и форм оказания помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии;
выбор средств и форм психологического сопровождения воспитанников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.
Слайд 9Диагностическая работа:
- Диагностика предпосылок готовности 1класса к обучению в школе.
- Исследование
уровня адаптации учащихся 1 класса.
- Диагностика готовности школьников к переходу в среднее звено.
- Диагностика психологического развития учащихся.
- Изучение межличностных отношений учащихся (1-9 кл.), педагогов (по желанию).
- Анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований.
- Отслеживание динамики адаптации к обучению у учащихся.
- Составление психолого-педагогических характеристик. (1- 9 классов).
- Диагностика уровня самоопределения старшеклассников.
- Экспертные опросы родителей, педагогов.
- Диагностику профессиональной направленности старшеклассников.
Слайд 10Коррекционно-развивающая работа.
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с умственно – отсталыми детьми направлена на
коррекцию и развитие познавательной, эмоционально- личностной и социальной сфер жизни детей.
Педагогом-психологом составляются и апробируются коррекционные программы, включающие в себя следующие блоки: коррекция сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности, эмоционального развития ребенка в целом, поведения детей и подростков, личностного развития в целом и отдельных его аспектов.
Слайд 11Коррекционные задачи:
- Работа с ростом нестабильной эмоциональной сферы, с интенсивным переживанием
новых глубоких чувств ( вновь прибывшие дети, первоклассники).
- Работа с детьми со сниженной мотивацией к обучению.
- Работа с учащимися интерната по расширению сферы межличностных отношений и социальных контактов.
- Работа с необходимостью профессионального самоопределения старшеклассников.
- Работа (по запросу педагогов) по развитию психологических процессов: мышления, внимания, памяти.
- Коррекция поведения детей с девиантным поведением.
- Оказание помощи педагогам в налаживании контактов с учащимися школы.
Слайд 12Психологическое консультирование и просвещение
Цель - создание
условий для активного усвоения и использования учащимися, педагогами и родителями социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития детей.
Психолог проводит как индивидуальные, так и групповые консультации со всеми участниками образовательного процесса, как по личному желанию самого консультируемого, так и по запросу. Просветительская деятельность проходит в виде семинаров, педсоветов, групповых обсуждений, родительских лекторий.
Слайд 13Работа с родителями в рамках психологического консультирования и просвещения
- Посещение занятий
психолога со своим ребенком (ознакомление с принципом организации коррекционно - развивающей помощи);
- Консультирование родителей по организации коррекционно - развивающей работы в домашних условиях ( реализация преемственности );
- Консультирование родителей по волнующим проблемам;
- Привлечение родителей к оформлению пособий и наглядного материала для занятий в кабинете ( начало работы в этом направлении);
Слайд 14Работа с педагогами в рамках психологического консультирования и просвещения
- Проведение психологических
семинаров 2 раза в год;
- Психологическое консультирование (в рамках работы ПМПк, по запросам педагогов, после проведения углубленного обследования);
- Выступления на педсоветах по запросу администрации школы;
- Разработка информационных памяток и рекомендаций для педагогов по организации педагогического сопровождения (пополнение «Методической копилки» педагогов);
- Организационно- методическая работа с педагогами (оказание помощи в оформлении документации, подготовке к открытым мероприятиям);
- Тесное сотрудничество с логопедом, дефектологом, социальным педагогом.
Слайд 15Профилактическая работа
направлена на развитие личности учащихся, повышение адаптивных возможностей личности, профилактика
отклоняющегося поведения у детей и подростков школы, работа с детьми группы-риска.
Педагог-психолог работает по запросу педагогов школы, следит за соблюдением в школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психологического развития и формирования личности учащихся на каждом возрастном этапе.
Слайд 16
В процессе психопрофилактической работы школьный психолог осуществляет следующие мероприятия:
1. По
запросам учителей и администрации школы изучает интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые особенности школьников, их интересы и склонности.
2. Участвует в приеме детей в I класс, диагностируя психологическую готовность к школьному обучению, его работа направлена на раннее выявление возможных отклонений и их коррекцию; предлагает родителям методы занятий с ребенком для ликвидации пробелов в подготовке к обучению;
3. Проводит психологическое обследование детей при переходе их из начальной школы в неполную среднюю и из неполной средней — в среднюю и профессиональную, намечает совместно с учителями, родителями программу индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуальной готовности к обучению на новом этапе.
Слайд 17Профориентационная работа
Цель - формирование у учащихся с отклонениями в интеллектуальном и
психофизическом развитии способности выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям.
Работа должна включать в себя два компонента: профориентационный и социализацию учащихся.
Слайд 18Вспомогательные задачи:
1.Организует педагогические консилиумы для психологического анализа поведения и успеваемости учащихся,
способствуя наиболее полному раскрытию индивидуальных особенностей личности и способностей учащихся.
2. Принимает участие в работе педагогического совета школы.
3. На базе психологического кабинета и библиотеки школы психолог комплектует библиотеку психолого-педагогической литературой по проблемам обучения и воспитания детей разных возрастов и психологической литературой для учащихся.
Слайд 19Доминирующим видом деятельности педагога-психолога, работающего в учреждении VIII вида, является коррекционно-развивающая работа.
Эффективной
коррекционно-развивающей работе способствует достаточно хорошая материально-техническая база.
В ведении педагога-психолога два кабинета: рабочий кабинет и комната психологической разгрузки. Кабинеты оснащены специализированным оборудованием