Слайд 1Организация рефлексии на уроках русского языка
Слайд 2Рефлексия
В кратком психологическом словаре понятие рефлексии дается так: рефлексия (от лат.
reflexio -- обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Соотнесение поставленной цели с результатами обучения.
Рефлексия- способность разума обращать свой «взор на себя», исследовательский акт направленный человеком на себя
Слайд 3Рефлексия - это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы
как понимание и оценка другого. Отрефлексировать что-то - это значит что-то"пережить", "пропустить через свой внутренний мир", "оценить".
Рефлексия – способность взрослого анализировать свою воспитательную и учебную деятельность и прогнозировать результаты влияния на ребёнка. рефлексирующий педагог – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог.
Слайд 4Педагогическая рефлексия – процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния
своего развития, саморазвития и причин этого.
Слайд 5Педагогическая рефлексия в зависимости от функциональной позиции учителя
Эксперт по подаче информации
Эксперт
по коммуникации
Исследователь-аналитик
Слайд 6Итоговая рефлексия
Каков мой самый большой успех за этот год (четверть)?
Благодаря
чему и как я смог его добиться?
В чем я изменился?
Каковы мои продвижения в знаниях?
В чем состоят мои трудности? Как я их преодолеваю?
Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?
Какие новые виды деятельности и способы я провожу на уроках?
Чему я должен научиться?
Слайд 7Компоненты рефлексии
Педагог
Деятельность
учащихся
Своя
педагогическая
деятельность
Учащийся
Своя
деятельность
Деятельность
педагога
Слайд 8Классификация рефлексии
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия деятельности;
рефлексия содержания учебного материала.
Слайд 10Методы и формы рефлексии
Графическая рефлексия деятельности
Методика «Закончи предложение»
Цветовая рефлексия деятельности
Рефлексивное сочинение
«Лист
обратной связи»
Урок- «круглый стол»
Урок-анкетирование
«Телеграмма»
«Комплимент»
«Райтинг»
«Рюкзак»
Слайд 11Методы и формы рефлексии
Синквейн
«Памятки»
«Паровозик»
«Координаты»
Лист рефлексии
Ассоциативный ряд
«Письмо самому себе»
Барометр настроения
«Разговор на бумаге»
«Заключительная
дискуссия»
«Ну что, как прошло занятие?»
Слайд 12Анкетирование
Доволен ли ты тем, как прошел урок?
Было ли тебе интересно?
Сумел ли
ты получить новые знания?
Был ли ты активен на уроке?
Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
Учитель был внимателен к тебе?
Сумел ли ты показать свои знания
Слайд 13Резюме-ученики письменно отвечают на вопросы, отражающих их отношение к уроку, учебному
предмету, учителю
Что нравится на уроках?
Что не нравится на уроках?
Можешь ли учиться лучше по предмету?
Что мешает учиться лучше?
Какие действия учителя считаешь неправильными?
Поставь отметку учителю по 10-ти балльной системе. Обоснуй её.
Поставь себе отметку по 10-ти балльной системе. Обоснуй её.
Слайд 15Паровозик
На парте перед каждым ребенком два жетона: один –
с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика
Слайд 16Закончи предложение
Сегодня я узнал…
Я почувствовал, что…
Мне представляется интересным то, что…
А у
меня на этот счет другое мнение…
Я бы хотел (а) еще раз услышать…
Работа над заданием помогла мне…
Меня удивило…
У меня появилось желание…
Урок дал мне для жизни…
Слайд 17Комплимент- похвала
Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг
друга (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Слайд 18Рюкзак
Данный приём рефлексии используется чаще всего на уроках после
изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
Пример.
я научился составлять план текста и конспект
я научилась составлять толстые и тонкие вопросы
я разобрался в такой-то теме…
Я……
Я…...
Слайд 20Рефлексивная мишень
На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом
из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.
Слайд 21Райтинг
Приём оценивания деятельности учащихся на уроке. Название приема в
переводе звучит как «правильно». Прием вводится на время согласования оценки с учеником. Формирует умение объективно и регулярно оценивать свой труд. Завершив работу, ученик ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку учитель. Записывается дробь. Райтинг можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера.
Например:
Ученик ставит оценку «С», учитель – «Д». Результат – дробь С/Д
Слайд 22Светофор
Карточка красного цвета: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня,
я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке»
Карточка желтого цвета: «Урок был интересен и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, но уменя ещё осталось много вопросов…»
Карточка зеленого цвета: « Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов»
Слайд 23«Анкета-газета»
Оценка выражается на большом листе бумаги в виде рисунков, карикатур,
стихотворных строк, пожеланий, вопросов, прозаических текстов-статей и т.д
Слайд 24Синквейн- малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок участников обучения
Первая
строка- одно имя существительное;
Вторая строка- два прилагательных;
Третья строка- три глагола;
Четвертая строка- одно завершающее предложение- высказывание;
Пятая строка- одно итоговое слово.
Слайд 26Телеграмма
Прием актуализации субъективного опыта. Обучающимся раздаются бланки для телеграммы
и предлагается написать телеграмму кому угодно, в которой необходимо выразить свое состояние после урока. Очень краткая запись- в тексте не более 10 слов.
Слайд 27Рефлексия настроения «Смайлики»
Обучающиеся сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточки
со стилизованными рисунками
отличное
нормальное
плохое
Р
Слайд 28Рефлексия настроения «Солнышко»
Закончи предложение: «Моё настроение похоже на:
солнышко;
солнышко
с тучкой;
тучку;
тучку с дождиком;
тучку с молнией
Слайд 29Рефлексия настроения «Радуга»
С каким цветом радуги ассоциируется данный урок?
оранжевый–
радостное, восторженное настроение.
Красный- нервозное, возбуждённое состоянии, агрессия;
синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
зелёный цвет – активность,
жёлтый цвет – цвет радости
фиолетовый цвет – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;