Слайд 1Организация научно-исследовательской работы учащихся в рамках экологического практикума и факультатива
Автор презентации:
Учитель химии и
биологии I кв. категории
МОУ СОШ № 30
Бастрыкина О.Н
Г. Комсомольск – на – Амуре 2012 г.
Слайд 2
Научное исследование – это особый вид познавательной деятельности, отличающийся от
стихийного познания, это процесс выработки новых научных знаний, процесс поиска причинно – следственных связей между явлениями, фактами и событиями. Это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.
Слайд 3Приобщение детей к научной работе сразу решает несколько важных педагогических проблем:
Стимулирование
интеллектуальной активности школьников
Приобщение учащихся к самостоятельной творческой деятельности
Развитие творческого потенциала личности
Подготовка к вузовскому образованию
Развитие познавательного интереса учащихся
- Реализация потребности в самоутверждении личности
Слайд 4 Научно – исследовательская деятельность школьников позволяет перейти
от школы памяти к школе мышления как необходимого условия таких проявлений деятельности как творчество, воображение и фантазия.
Главный из ожидаемых результатов научно – исследовательской деятельности – развитие творческих способностей, приобретение учеником новых знаний, умений и навыков.
Слайд 5Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательских, творческих
задач под руководством специалиста, в ходе которых реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования):
- Изучение теоретического материала
- Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования
- Формулировка рабочей гипотезы
- Освоение методики исследования
- Сбор собственного экспериментального материала
- Обработка материала
- Обобщение, анализ, выводы
- Представление исследовательской работы
Слайд 6Лидер - организатор
оформитель
журналист
практик
поисковик
проектировщик
Педагог - консультант
Консультирование и коррекция
Схема распределения «ролей» в проектно
– исследовательской деятельности учащихся
Слайд 7Ряд практических шагов-приемов помогающих самостоятельно выбрать тему:
Аналитических обзор достижений той
или иной научной области под авторством компетентных специалистов.
Руководство принципом повторения.
Этот принцип подразумевает следование теме, логике уже проведенных исследований, но с использованием усовершенствованных методов исследования, которые позволили бы уточнить и расширить имеющиеся знания об объекте и предмете, а также проверить их.
.
Слайд 8Поисковый способ. Он предусматривает ознакомление исследователя с первоисточниками: специальной литературой, новейшими
работами в той или иной научной отрасли, а также смежных отраслей науки, и формировании темы на основе анализа актуальных проблем этих смежных отраслей или дисциплин.
Теоретическое обобщение существующих исследований, теорий, практических результатов исследований, критико-аналитических и описательных материалов. Отправным пунктом для выбора и формулировании темы могут послужить ранее выдвинутые в науке гипотезы, которые нуждаются в уточнении, проверке и доказательстве.
Поиск темы может вестись в «естественных» условиях научно-творческого общения начинающего исследователя с компетентными специалистами в избранной или области изысканий.
Слайд 9Тема исследования - объект изучения, в определенном аспекте, характерном для данной
работы.
Она «указывает на предмет изучения, а ключевое слово или словосочетание в теме указывает на его объект».
В теме отражается проблема в ее характерных чертах.
Удачная , точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования.
Тема конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
Слайд 10Определив тему и проблему своей работы исследователю следует овладеть понятийным аппаратом,
соотносимым с выбранной объектной областью :
1.Возможно, описать основные понятия и логические связи между ними, выстроив, таким образом, понятийную систему будущего исследования.
2.Дать анализ, сравнить, сопоставить различные толкования одного и того же понятия, обозначив границы его возможных значений и применения.
3.Классифицировать понятия по каким-либо параметрам, определив сферу их использования в исследовании.
Слайд 11Любая научно-исследовательская работа состоит из следующих частей:
введение (где отражены цель и
задачи, актуальность проблемы)
основная часть (в которой раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть)
заключение (в котором содержатся итоги работы, выводы и рекомендации)
список литературы (представляет собой перечень использованных книг и статей)
приложение (наглядное представление опытных данных в виде таблиц, схем, диаграмм, и т.д.)
Алгоритм составления научно-исследовательской работы.
Слайд 12Когда у учащегося возникает интерес к какой-либо ситуации, то первое, что
он делает (может и неосознанно), это формулирует гипотезу, т.е. научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее подтверждения.
Требования к гипотезе...
В нее включают понятия и категории , являющиеся неоднозначными
Она не должна включать слишком много положений: как правило, одно основное, редко больше
Гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и соответствовать широкому кругу явлений, (лучше избегать ценностных суждений)
Правдоподобность, т.е. соответствие уже имеющимся знаниям по проблеме
Проверяемость
Слайд 13Как происходит формулирование рабочей гипотезы?
Один из исходных пунктов – решение
поставленной проблемы. Поскольку гипотеза содержит предположение, то это должно звучать и в ее формулировке.
Например:
Я предполагаю, что причиной повышения ПДК оксида углерода (II) является строительство новой фабрики в данном районе.
При соблюдении правильного режима питания, освещения, двигательной активности и сна, плодовитость морской свинки увеличивается.
Слайд 14Одновременно с гипотезой необходимо определить объектную область исследования – это область,
сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.
Объект исследования – явление или предмет, на которые направлена чья-либо деятельность или внимание.
Нельзя путать объект исследования с предметом – это конкретная часть объекта, который изучается
Таким образом, объект – это целое, а предмет является частью объекта. Изучается именно предмет, т.е. конкретное свойство объекта.
Слайд 15Например, в научно-исследовательской работе «Экологическая оценка видового состава орнитофауны г. Комсомольска-на-Амуре»
Объектом
являются – птицы,
предметом – разнообразие их видов.
Предмет изучения должен отражаться в теме научно-исследовательской работы. Так, из перечисленных ниже формулировок тем наиболее правильной будет первая:
Экологическая оценка видового состава орнитофауны г. Комсомольска-на-Амуре
Орнитофауна г. Комсомольска-на-Амуре
Оценка экологического состояния орнитофауны города
Слайд 16 Определив тему исследования, объект и предмет изучения, формулируют гипотезу и
приступают к ее проверке. Для этого необходимо поставить цель.
Цель – предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить. Цель есть планируемый, ожидаемый результат.
Цель может начинаться со следующих слов:
Выявление…
Исследование…
Оценка…
Анализ…
Разработка…
Изучение… и т.д.
Слайд 17Цель достигается через решение определенных задач.
Задача – сложный вопрос, проблема,
требующие исследования и разрешения.
Задачи, поставленные в научно-исследовательской работе – это план (этапы) достижения цели исследования. Формулировка задачи должна начинаться с глагола:
Выявить…
Разработать…
Провести…
Решить…
Проанализировать…
Обобщить… и т.д.
Слайд 18Решение задач связано с использованием определенных методик.
Методика – совокупность методов
практического выполнения какой-либо работы. Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо.
Существует несколько классификаций методов, в зависимости от того, какой принцип мы кладем в основу :
По уровню проникновения в сущность:
Методы эмпирического исследования - способы выявления и обобщения фактов непосредственно в опыте, практике: наблюдение, исследование, эксперимент и т.д.
Методы теоретического исследования направлены на раскрытие внутренней структуры изучаемого предмета, механизмов его развития и функционирования: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнение, классификация, обобщение и т.д.
По функциям:
Диагностика
Объяснение
Прогнозирование
Коррекция
Статистическая обработка материала и т.д.
Из этого разнообразия методов необходимо выбрать такие, которые обеспечат максимальный эффект.
Слайд 19Выполняя практическую часть исследования, необходимо придерживаться определенной схемы – изложения, описания
чего-либо в главных чертах.
Схема опыта (эксперимента, наблюдения и т.д.) должна отражать суть этапов его выполнения и их взаимосвязь.
Структура опытно – экспериментальной работы :
Констатирующий эксперимент – проводится в начале исследования и ставит своей задачей выяснить на практике изучаемое исследование.
Формирующий эксперимент – является основным этапом работы. Организуется проверка выдвинутой гипотезы, вводятся новые условия, изучается их влияние на свойства объекта. На этом этапе очень важны методика фиксации хода и результатов опытной работы и методика анализа полученных данных, их статистическая обработка, составление таблиц, графиков и т.д.
Контрольный эксперимент – дает возможность уточнить результаты проведенной работы (правильность или ошибочность гипотезы).
Слайд 20Следующий этап в исследовательской работе –
наглядное представление опытных данных. Результаты
проведенной работы отражаются в виде описательных формулировок, формул, цифровых данных, но нагляднее в виде графических материалов.
Например,
В виде гистограммы: В виде графика: В виде круговой
диаграммы:
В рукописи исследовательской работы данный материал, как правило, оформляется в виде приложения.
Слайд 21Заключительной частью работы являются выводы, к которым пришел автор и его
рекомендации.
Вывод – умозаключение, содержит аналитическую оценку ситуации, намечает перспективы исследования.
Необходимо помнить, что выводы должны быть краткими, обстоятельными и соответствовать поставленным задачам.
Рекомендация – советы автора работы по решению данной проблемы.
В конце работы оформляется библиографический
список в соответствии с последним ГОСТ.