Слайд 1Технология организации групповой работы
Умение учиться – это новообразование, которое, в первую
очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества
Г.А. Цукерман
Слайд 2ФГОС
Раздел «Требования к результатам освоения ООП ООО»
п.10
«Метапредметные результаты освоения ООП ООО
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Слайд 3Понятие групповой работы
Групповая работа — это форма организации учебно-познавательной деятельности на
уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога, которая стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.
Слайд 4ГР предполагает:
взаимное обогащение учащихся в группе;
организацию совместных действий, ведущих к активизации
учебно-познавательных процессов;
распределение действий;
коммуникацию, без которой невозможны распределение, обмен и взаимопонимание, благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действий;
обмен способами действия для получения совокупного продукта деятельности – решения проблемы;
взаимопонимание диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;
рефлексию, через которую устанавливается отношение ученика к собственному действию и обеспечивается коррекция этого действия.
Слайд 5
Для проведения групповой формы работы необходимо тесное взаимодействие учителя – ученика,
ученика – ученика, ученика – учителя. Взаимодействие должно быть направлено на обучение:
учитель и учащиеся совместно организуют процесс обучения;
учащиеся являются активными партнерами;
учащиеся организуют работу в сотрудничестве;
обучение осуществляется через исследование и совместное решение проблем;
особый акцент делается на процесс обучения.
Слайд 6В модели совместной деятельности в группе можно выделить пять элементов:
позитивная взаимозависимость,
т.е. понимание учащимся того обстоятельства, что он связан со своими товарищами в такой мере, которая не позволяет достичь успеха одному, если его не достигнут остальные;
личное взаимодействие, при котором дети должны общаться между собой, помогать друг другу в решении задач, выполнении заданий, в поиске идей и сюжетов;
индивидуальная ответственность, при которой каждый ученик лично отчитывается за свою работу, а оценка дается и персональному вкладу, и коллективному результату;
навыки общения, которые прививаются ученикам с тем, чтобы они использовали их в учебном процессе;
совместная оценка хода работы, при которой оценщики каждой группы должны регулярно подводить итоги каждого выполненного задания и определять, каким образом каждый из них и группа в целом могут действовать более эффективно;
взаимооценивание деятельности между группами.
Слайд 8Эстонский ученый Х.И. Лийметс выделяет следующие принципы групповой работы:
класс разбивается
на несколько групп от 3 до 6 человек;
каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковым для всех либо дифференцированным;
внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени» и т.п.);
процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.
Слайд 10Задачи групповой работы
1.
Активизация познавательной деятельности
2.
4.
3.
Развитие навыков самостоятельной учебной
деятельности
Развитие умений успешного
общения
Совершенствование межличностных
отношений в классе
Слайд 12
Группа по желанию. Участники сами формируют состав своей группы, но результат
работы трудно прогнозировать. В таких группах нет психологической несовместимости, лучше контакт, но разная сила групп и наполняемость.
Слайд 13
Случайная группа. Участники объединяются только для данной работы. Несовместимость таких групп
может привести к конфликту и сделать работу практически невозможной. Формирование по цвету, числам и т.д.
Слайд 14
Группа, сформированная лидером. Состав группы однородный, т.к. лидер выбирает тех участников,
кто способен достичь определенного результата.
Слайд 15По решению учителя
При таком формировании лучше опираться на данные социометрии.
Учитель выделяет
четыре типа учеников относительно данной темы:
Н – не достигшие минимального уровня.
М – достигшие минимального уровня.
О – достигшие общего уровня.
П – вышедшие на продвинутый творческий уровень.
Формируем группы однородные типа МОП (группы Н нет, так как такие ученики нуждаются в помощи) и неоднородные. Все группы, в которые входят ученики типа Н, условно относятся к группам выравнивания, главная цель которых – выведение учеников Н на уровень М. Работа в таких группах полезна и ученикам высоких уровней, так как при объяснении материала другим они сами усваивают его лучше. Все остальные неоднородные группы относятся к группам развития.
Слайд 16
Можно учитывать и темперамент учеников. Например, если объединить сангвиник + сангвиник,
атмосфера будет доброжелательной, но продуктивность низкая; холерик + холерик - будут слишком бурные эмоции, дисциплины может и не быть; меланхолик + меланхолик – стимулирования не будет, усидчивы, но нет взаимопонимания; флегматик + флегматик - будет заторможенность. С точки зрения психологии лучшие совмещения: сангвиник + флегматик, холерик + меланхолик, сангвиник + меланхолик, холерик + флегматик.
Слайд 17
При комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. Психолог Ю.Н.Кулюткин
по этому поводу пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх».
Слайд 18Распределение детей в группе
Величина группы может быть различной. Малая группа -
4-6 человек. Деятельность в такой группе эффективна для многих видов групповой работы и для ослабления доминирования одного ученика над группой.
Также можно создать группу, состоящую из двух человек — парную группу. Пары могут быть эффективны для выполнения совместных мыслительных задач высокого уровня (например, принятие решений, решение проблем) и для обучения сверстников.
Большие группы из 7-10 учащихся могут быть эффективны, когда цель заключается в представлении многих точек зрения при обсуждении проблем, но чем больше группа, тем сложнее планировать и организовывать работу, роли и взаимодействие и вступать в разговор.
Слайд 19Г.К.Селевко, один из специалистов в области образовательных технологий, выделяет следующие этапы
технологического процесса групповой работы:
I Подготовка к выполнению группового задания.
Постановка познавательной задачи /проблемы/.
Инструктаж о последовательности работы.
Раздача дидактического материала по группам.
II Групповая работа.
Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
Распределение заданий внутри группы.
Индивидуальное выполнение задания.
Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группой /замечания, дополнения, уточнения и обобщения/.
III. Заключительная часть.
Сообщение о результатах работы в группах.
Анализ познавательной задачи, рефлексия.
Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.
Слайд 20Распределение ролей внутри группы 1
Возможны следующие ролевые функции членов группы:
«спикер» —
после выполнения задания от имени своей группы представляет выполненное задание (спикеры могут меняться после каждого выполненного задания);
«секретарь» — записывает задания, возможно в группе присутствие двух секретарей;
«оценщик» — наблюдает за работой каждого члена своей группы и оценивает по соответствующим критериям, которые заранее отмечает учитель в карте оценивания;
«хронометражист» — засекает время, отведенное для выполнения каждого задания.
Слайд 21Распределение ролей внутри группы 2
Организатор (лидер) – организует работу группы.
Секретарь –
оформляет решение группы.
Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.
Спикер – представляет результаты работы группы.
Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.
Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.
Каждый участник одновременно выступает в роли «генератора идей», «понимающего», «критика».
Слайд 22Правила работы в группе (вырабатываются совместно: учитель и ученики)
говорить по очереди;
внимательно
слушать друг друга;
не перебивать;
коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения;
помогать и просить о помощи;
давать и просить пояснения;
принимать групповые решения и приходить к единому мнению;
соблюдать регламент;
соблюдать дисциплину и др.
Слайд 23
Пример карты-памятки для учащихся
по работе в группе
Выбери вместе со всеми
руководителя группы.
Работай активно, серьезно относись к порученному заданию.
Взаимодействуй в группе с любым партнером или партнерами, уважай других.
Вежливо и доброжелательно общайся с партнерами.
Не прерывай других, не говори одновременно с другими.
Выслушай мнение других, старайся понять другого человека.
Почувствуй ответственность не только за собственные успехи, но и за успехи своей группы, всего класса.
Слайд 24Памятка «Правила работы в группах»
Каждый ученик оставляет в рабочей тетради основные
положения ответов учеников всех групп.
Каждый ученик, работая над своим вопросом, отвечает за свой участок работы и за общее дело.
Каждый ученик имеет право на свободный обмен мнениями.
Каждый ученик уважает мнение оппонента.
Каждый ученик проявляет терпимость к критике.
Слайд 25Контроль преподавателя за групповой работой
Организация групповой работы меняет функции учителя.
Он не передает знания в готовом виде, а является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности.
Слайд 26Функции учителя:
объяснение цели предстоящей работы;
комплектование групп (не всегда);
комментарий к заданиям для
групп;
контроль за ходом групповой работы;
попеременное участие в работе групп (но не навязывая своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску);
после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся (совместно).
Слайд 27Чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:
сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;
воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из класса;
уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;
исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);
оказывать давление на участников или мешать им высказываться;
нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;
нельзя давать слишком категоричных оценок, они действуют на участников подавляюще;
не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников;
не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.
Слайд 28Способы организации группового взаимодействия
Малые группы получают одно и то же задание,
выполняют его, представляют в устной или письменной форме (или заносят результаты в общую таблицу), соотносят с результатами деятельности других групп, дополняя друг друга, исправляя ошибки, оценивая эффективность групповой работы.
Группы получают разные задания. Выполнив задание, группы представляют результаты работы на общее обсуждение.
Группы получают разные, но работающие на общий результат задания. По окончании работы результаты сводятся вместе, происходит групповое взаимообучение.
Группы сменного состава позволяют одновременно реализовать 1-й и 3-й способы организации работы, при этом обеспечивают разделение заданий не только между группами, но и между каждым учащимся.
Работа групп по принципу «вертушки» дает возможность каждой группе последовательно проработать все задания, перемещаясь по аудитории от одного стола к другому. На каждом столе представлено новое задание или часть общего задания. Работой за каждым столом может руководить «консультант».
Работа групп по принципу «эстафеты»: в пространстве аудитории перемещаются не группы, а задания. Каждой группе выдается задание, над которым она начинает работу. Через определенное время задание передается другой группе по кругу, а данная группа получает задание от другой. Таким образом, каждая группа вносит свой вклад в решение каждой учебной задачи. В конце работы каждая группа обобщает результаты своей работы и представляет конечный результат на всеобщее обсуждение.
Слайд 29Принципы выбора заданий для групповой работы
1. Задания должны быть такими, чтобы
дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.
Целесообразно использовать:
задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;
задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;
задания, требующие принятия решений, непосредственно касающихся будущей деятельности данной группы.
2. Содержание работы должно быть интересно детям.
3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.
4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.
Слайд 31Приём «Зигзаг»
Разработан в 1971 году
американским психологом
Эллиотом Аронсоном.
Слайд 32Деятельность учителя на подготовительном этапе
Делит класс на группы не менее 4-6
человек;
структурирует учебный материал на учебные блоки;
распределяет учебный материал между учениками каждой группы или предоставляет возможность самостоятельного выбора учениками отдельных блоков учебного материала для освоения (каждый ученик группы осваивает один блок, при этом все группы осваивают один и тот же материал).
Слайд 33Деятельность учащихся (в группе) на этапе освоения нового материала
Изучают самостоятельно блок
учебного материала в рабочих группах;
проводят встречу экспертов;
эксперты возвращаются в свои группы и передают полученные знания другим членам группы;
внимательно слушают экспертов, задают вопросы, фиксируют необходимую информацию в тетрадях или на ПК;
готовят презентацию и представляют (каждый участник группы и группа в целом) результаты освоения темы.
Слайд 34
Группа не переходит к следующему заданию, пока каждый не справится с
предыдущим.
Слайд 35Деятельность учителя
на заключительном этапе урока
Задает дополнительные вопросы любому участнику группы
по освоенному блоку учебного материала и в целом по изучаемой теме;
проводит контроль освоения учебного материала (выполнение контрольных заданий, тестовых заданий и т. д.);
оценивает результаты выполнения каждым учеником контрольных заданий, суммирует результаты по каждой группе и определяет победителя – группу, набравшую максимальное количество баллов.
Слайд 36Приём «Чтение, суммирование прочитанного в парах»
Приём разработан
Доном Дансеро и
его
коллегами в
Техасском
христианском
университете.
Вопросы
Доклад
Слайд 37Деятельность учителя на подготовительном этапе
Текст разбивается на смысловые отрывки: 1, 2,
3 и т. д.
Каждый отрывок разбит на две части: А и Б, учащиеся получают задание прочитать весь отрывок.
А
Б
Слайд 38Деятельность учащихся (в паре) на этапе освоения нового материала
Каждая пара учащихся
работает над одним из отрывков.
Участник 1-ый (докладчик) пересказывает часть А отрывка, участник 2-ой (корреспондент) задает вопросы, подготовленные к части А.
Участники, меняясь ролями, работают над частью Б.
Пара суммирует полученную информацию и готовит презентацию своего отрывка.
Результаты работы озвучиваются последовательно, идет презентация всего текста.
Слайд 39Деятельность учителя
на заключительном этапе урока
Предлагает обобщить весь материал. Это может
происходить как в устной, так и в письменной форме;
проводит контроль освоения учебного материала;
оценивает результаты выполнения каждым учеником контрольных заданий;
просит участников поделиться впечатлениями об уроке.
Слайд 40Модели совместной деятельности
1. Группа выполняет задание совместно, обучающиеся
обмениваются идеями и мнениями, обсуждают и оценивают идеи каждого члена, ни один член группы не остается «за бортом».
Слайд 41
2. Общее задание при тех же условиях выполняется последовательно каждым членом
группы; при тех же условиях задача решается при непосредственном одновременном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными ее членами. Выдвижение каждым участником своих гипотез, версий, изложение своей позиции. От остальных участников требуется терпение, уважение к чужой точке зрения. Обсуждение высказанных гипотез может вестись параллельно с генерированием идей: идея высказана и сразу же обсуждена, высказана следующая и также обсуждена. Участниками также понадобятся специальные умения, связанные с цивилизованным обсуждением: умение слушать, соблюдать определенный порядок обсуждения, аргументировать свое согласие и несогласие.
Слайд 42
3. Организация изучения учащимися программного материала в группах по учебникам. Ученики
сначала читают текст учебника, затем совместно разбирают его содержание, отвечают на вопросы, заранее подготовленные учителем. В процессе сотрудничества учащиеся усваивают материал учебника лучше, чем при индивидуальной работе (метод Инсерт).
Слайд 43
4. Повторение ранее изученного материала, которое превращается в процесс репродуктивно-поисковой деятельности,
позволяющей сформировать глубокие знания у всех учащихся (Мозговой штурм, кластер).
Слайд 44Приемы активизации групповой формы работы
Прием “Корзина” идей, понятий, имен…» Это прием
организации групповой работы учащихся эффективен на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты). Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом знаниями (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики выясняют, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзине” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Слайд 45Прием “Инсерт”
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного
текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
Пометки должны быть следующие:
Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности не имеет значения.
Знаком “плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация.
Знаком “минус” (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
Знаком “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание. Часто ученики пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак “вопрос” обязывает их быть внимательным и отмечать непонятое. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. По итогам работы можно составить таблицу.
Слайд 46Прием составления
маркировочной таблицы “ЗХУ”
Одной из возможных форм
контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал(а) новое, хочу узнать подробнее, что соответствует аббревиатуре ЗУХ.
В каждую из колонок необходимо разнести информацию, полученную в ходе чтения текста либо при ознакомлении с новой темой. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работал. Прием “Маркировочная таблица” позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, затем обсуждается в группе.
Слайд 47Прием “Мозговой штурм”
Этот прием хорошо известен учителям. Однако,
поскольку он широко используется на уроках, целесообразно уточнить некоторые процедурные аспекты его проведения.
Основная цель «Мозгового штурма» – развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.
Первый этап – это создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Регламент – до 15 минут.
Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.
Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов.
Слайд 48Прием “Лекция со стопами” (остановками)
Особенности использования приема “лекция со
стопами” заключается в том, что она читается дозированно. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время “стопа” идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется.
Слайд 49Прием “Составление кластера”
(пучок, созвездие)
Кластер – это графическая организация материала, показывающая
смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, соединяя это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Овладев навыками графического изложения материала, ученик открывает для себя новые стороны изображаемого явления.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. Он помогает превратить урок в увлекательную игру, где учащиеся делают попытки систематизировать тот материал, к изучению которого они еще не приступали.
На стадии осмысления – для структурирования нового учебного материала.
На стадии рефлексии – при подведении итогов.
Слайд 50Прием
«Толстые и тонкие вопросы»
Для достижения эффективного результата групповой работы, важно
научить учащихся умению задавать вопросы высокого и низкого порядка, то есть «толстые и тонкие вопросы». Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует однозначного ответа.
Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Итак, толстые вопросы — это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Слайд 51Оценивание учебных достижений учащихся при использовании групповой формы работы
Оценивание работы групп имеет несколько направлений:
оценка деятельности каждой группы учителем;
оценка деятельности некоторых учащихся учителем;
самооценивание /взаимооценивание/, совместное оценивание групповой работы учителем и учащимися.
Слайд 52
Но прежде, чем начать планировать работу в парах или группах на
конкретном уроке, необходимо решить для себя, что будет оцениваться: конечный результат или работа учащихся на уроке.
Слайд 53Критерии для оценивания работы группы (примерная таблица для учителя):
Слайд 54Критерии для оценивания
выступления от группы:
Время
Правильность
Доступность изложения
Логика изложения
Речь
Эмоциональность
Слайд 55Самооценивание
Самооценивание – это не только оценивание своей работы, но и самостоятельное
определение проблем и путей их решения. Каждый ученик должен научиться объективно и справедливо оценивать работу не только других учеников, но и свою.
Слайд 56Взаимооценивание
В начале урока учитель раздает оценщикам карты оценивания, где конкретно указаны
критерии к каждому заданию, по которым они должны оценивать каждого члена своей группы и выставлять баллы (такой вид оценивания называется критериальным оцениванием). В конце урока оценщики каждой группы поочередно отчитываются перед другими группами и учителем о кол-ве набранных баллов.
Слайд 57
Пример обобщённой карты рефлексии
и самооценки ученика на уроке
Слайд 58Советы учителю
Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе
работать.
Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один.
Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик).
Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически.
Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.
Слайд 59Литература
Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности. // Начальная школа.-
1999, № 10
Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. – СПб.: Педагогика, 2000. – 201 с.
Кулюткин Ю. Н. Мотивация познавательной деятельности [Текст] /Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. — М.:Просвещение, 1972.-С.55.
Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке. – М.: Наука, 1975. – 62с.
Г.К. Селевко. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М., 2005