Третьякова Сергея
Николаевича
Из опыта работы учителя истории и обществознания
МОУ «СОШ № 4»
с.Красного
Слайд 2Третьяков Сергей Николаевич
Образование – высшее
Т Г У, 1990г.
Педстаж – 27
лет
Квалификационная категория - высшая
Слайд 3Бесконечное странствие
Осенние листья со вздохом
Седлают ветер,
а птицам затем-то и нужны
крылья,
чтобы в конце концов добраться до сфер Вечного Света.
Слайд 4
Ищи путь, отступая все более внутрь;
ищи путь, выступая смело наружу.
Не ищи
его на одной определенной дороге.
Ищи путь, пробуя всякие испытания, чтобы понять рост и значение индивидуальности.
Древние слова мудрости
Слайд 5
Тема самообразования:«Использование форм и методов интерактивного обучения на уроках истории и
обществознания»
Актуальность: Современная образовательная ситуация требует поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения. В последнее время педагогами начинает осваиваться интерактивное обучение, основанное на диалоговых (внутри- и межгрупповых) формах процесса познания.
Слайд 6 Цель:
- создать
такие условия организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, и имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.
Слайд 7Интерактивное обучение решает одновременно несколько задач:
развивает
коммуникативные
умения и навыки
развивает
общеучебные
умения и навыки
обеспечивает
воспитательную
задачу, поскольку
приучает
работать в команде,
прислушиваться
к чужому мнению
релаксация решает
задачу
снятия нервной
нагрузки,
переключения
внимания, смене
форм деятельности
учебно-
познавательную
(предельно
конкретную)
Слайд 10
Основные характеристики «интерактива».
Суть интерактивного обучения состоит в такой организации
учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.
Слайд 11Смена диалога на полилог: диалог происходит внутри групп (интраактивное общение), а
полилог — между группами (интерактивное общение). При этом мини - и макро- общение нацелено на достижение результата для всех, который складывается из индивидуальных достижений.
Групповые и частные результаты сразу же отражаются на экране достижений.
Основной принцип интерактивной
технологии обучения
Слайд 13 Формы организации уроков в интерактивном режиме
Слайд 14
Подготовку к уроку начинаю — с формулировки темы урока, которая должна
обязательно содержать проблему, в поле неясности попадает сама основа для предложения различных точек зрения. Выносимый на обсуждение вопрос всегда выглядит неоднозначно, незавершенно, обязательно проблематично, то есть содержит в себе определенное противоречие (проблему).
Особенности формулировки темы урока
Слайд 15Например, в формулировке темы «Особенности экономического развития стран Западной Европы в
середине 19 века» значимым словом оказывается «особенности», что нацеливает учащихся на такие виды мыслительной деятельности, как сопоставление, анализ и доказательство, что является ключевыми аспектами проблемного обучения.
Слайд 16На уроке экономики предлагаю проблему на слайде
Слайд 17 Этап формирования учебных групп
Далее, формируя учебные группы, придерживаюсь организации
работы в малых группах: динамических и постоянных диадах, триадах по желанию. Например, при свободном распределении учащихся в группы:
* называю только количественный состав (например, 3 человека) и предоставляю учащимся возможность создать группы за 2—З минуты.
Слайд 18 « Гражданский форум »
Благодаря форуму общественные проблемы становятся более
понятными школьникам. Применяя эту форму урока, помогаю развитию умения мыслить в масштабах интересов всего общества, анализировать, выявлять преимущества и недостатки того или иного подхода, задумываться
о последствиях и затратах.
Слайд 19 Игровой метод
Именно активизация эмоциональной сферы позволяет включиться познавательным
процессам и сделать их более глубокими, ускоряет процессы запоминания, формирования умений и навыков, делая их эмоционально окрашенными, сопрягая их с личностными. Поэтому часто применяю ролевые и деловые игры .
Слайд 20 Проектная деятельность – на уроке
Слайд 21Выявление проблемы и вытекающих из нее задач исследования
выдвижение гипотез их решения
обсуждение
методов исследования
продумывание хода деятельности и распределение обязанностей
сбор, систематизация и анализ полученных данных
подведение итогов, оформление результатов
выводы, выдвижение новых проблем исследования; анализ успехов и ошибок (рефлексия)
1
2
3
4
7
5
6
Слайд 22Учитель выбирает тему проекта, его тип, количество участников
учитель продумывает возможные варианты
проблем, но
проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (мозговая атака)
распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений
самостоятельная работа участников по своим исследовательским, творческим задачам под контролем учителя или его доверенного лица
промежуточные обсуждения полученных данных в группах(на уроке или вне его) под контролем учителя или его доверенного лица
подготовка к защите, оппонированию
коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы
Слайд 23Вне урока: социальное проектирование
Социальное
проектирование
Ключевые
компетентности
В сфере
самостоятельной
познавательной
деятельности
В
сфере
гражданско-
общественной,
социальной
деятельности
В сфере
трудовой
деятельности
В бытовой
сфере
Слайд 24Схема применения социального проектирования
Внеурочная работа
Слайд 26
СТРУКТУРА
СИТУАЦИИ
Социокультурная
ситуация
Образ жизни
(личностный уровень)
Социально-
культурая
среда
Сферы
жизнедеятельности
Историко-
культурное
наследие
Образовательно-
производственная
Историческая
культура
Профессиональная
культура
Художественная
жизнь
Слайд 27Типы проблем и технология их анализа
В самом общем смысле проблемы
— это, с одной стороны, объективные трудности, преграды, факты неблагополучия, с другой — это результат осознания, понимания ситуации, видения в ней определенного противоречия , на разрешение которого и должна быть направлена разрабатываемая программа.
Проблемы формулируются на основе анализа социокультурной ситуации, которая понимается как совокупность условий и факторов, в которых функционирует личность, социальная группа, общность
Слайд 28Классификация проблем:
Проблемы можно классифицировать по нескольким основаниям.
1. По характеру их проявления
(или уровням жизнедеятельности). В таком случае мы получаем четыре группы проблем:
а) социальные (т.е. неблагоприятные обстоятельства социального, социально-демографического характера);
б) социально-культурные, в) личностные или социально-психологические;
г) отраслевые проблемы, связанные с дисфункционированием институтов и учреждений основных сфер жизнедеятельности (культуры, досуга, образования и др.).
2. Классификация проблем по радиусу действия (или локализации) дает нам возможность вычленить в общем проблемном поле общенациональные проблемы (т.е. типичные для большинства регионов России), региональные, территориальные (характерные только для данного города, района) и проблемы конкретной социальной общности или группы населения.
Слайд 29Составление проблемного поля
По результатам анализа ситуации составляется проблемное поле, которое по
возможности должно включить весь перечень проблем, различных по характеру (социальные; социально-демографические; социально-культурные; личностные или социально-психологические; отраслевые); радиусу действия или локализации (общенациональные; региональные; территориальные, характерные только для данного города, района, проблемы конкретной социальной общности или группы населения); по содержанию или сферам социально-культурной проблематики (проблемы в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической, политический культуры и т.д.).
После анализа ситуации (т.е. характеристики всего проблемного поля) проблемы ранжируются:
— по степени значимости, актуальности (по тенденции сохранения или изменения проблемной ситуации — роста, сокращения),
— причинно-следственной зависимости.
При этом следует иметь в виду, что между проблемами, находящимися в причинно-следственной зависимости, существует не только прямая, но и обратная связь — следствие также воздействует на свою причину, меняя ее параметры и характеристики.
Следовательно, в зависимости от точки отсчета та или иная группа проблем может выступать и как причина, и как следствие. В этой связи целевая ориентация проекта будет зависеть от того, какая проблема рассматривается в качестве причины и какая — в качестве следствия.
Слайд 301. Карточка первичного учета информации (контент-анализ публикаций)
Источник (название, дата)__________________
Автор_____________________________________
Статья_____________________________________
Носитель
проблемы
Вариант
проектного
решения
Слайд 31Сводная таблица 1: Проблемы социально-культурной среды и образа жизни
Слайд 32
Сводная таблица 2: Проблемы сфер жизнедеятельности
Слайд 33Сводная таблица 3: Проблемы социальных групп
Слайд 34
Сводная таблица 4: Сферы проявления социально-культурных проблем и аудитория проекта
Содержание проблем
социокультурной среды,
сфер жизнедеятельности и образа жизни
Слайд 36Наименование проектов
«Молодежь и выборы в органы МСУ»
«Моя законотворческая инициатива»
«Проблемы современного
сельского учителя»
Социальные исследования:
«Права ребенка в новом веке»
«Что значит быть патриотом сегодня»
« Учитель как центр пересечения национальных приоритетов»
Слайд 37Благодаря активным методам и формам обучения достигается высокий уровень запоминания
событий, фактов и т.д. Замечено, что при использовании традиционных форм усваивается в памяти около 10 % из того что слышит учащийся,
50 % - из того, что он видит, и 90 % - из того, что он делает.
Таким образом, использование комплекса интерактивных форм и методов обучения за короткий срок поднимает уровень умственной деятельности учащихся от «узнавания» и «воспроизведения» до «применения» и «творчество», чем выгодно отличается от традиционной системы обучения.
Данная методика обеспечивает мотивацию учебного процесса, реализацию личностно ориентированного обучения, помогает снимать социально- психологические барьеры общения и создавать благоприятный микроклимат среди учащихся.
Слайд 38Наши достижения
На районной олимпиаде по экономике в 2005 г. Чупряков Евгений
занял 1 место, в 2006г. Алиева Зухра из 9 класса тоже заняла 1 место.
Козаченко Дарья и Острякова Александра
заняли 2 место в краевой научно-практической конференции с работой «Молодежь и выборы в органы МСУ».
Исмаилова Антонина и Немчинов Сергей в 2006г.стали дипломантами и лауреатами московских конкурсов: «Свой мир мы строим сами» и «Моя законотворческая инициатива» с работой
«Молодежь и выборы».
Команда учащихся 9а кл. заняли 1 место в краевом этапе всероссийского конкурса «Я гражданин России» с работой
«Проблемы современного сельского учителя»
Салова Виктория и Третьякова Татьяна стали лауреатами всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива» и успешно выступили на молодежном форуме в г. Москва с работой
«Учитель - как центр пересечения национальных интересов» в 2007г.
Слайд 39«Жить, значит стремиться, колебаться и искать, самосовершенствоваться!»
.
Слайд 41«Мы живем во множестве тайн, но самое загадочное, что тайна вообще
существует…
…То, что мы считаем истиной, что мы добываем нашим мышлением, оказывается в каком-то смысле несоизмеримым не только с внешним миром, в который нас окунули с рождения, но и с нашими собственными внутренними переживаниями»
Л.Шестов