Слайд 1Образование
в контексте
культуры и деятельности.
Слайд 2 Современная педагогическая практика и обслуживающие (или детерминирующие) ее нормативно-методические разработки
реализуют в основном первую концепцию.
Деятельностный подход, являющийся методологическим основанием этой концепции, есть проекция искусственно-технической, преобразующей парадигмы как особого историко-культурного миропонимания, как философской позиции,
идущей от К.Маркса.
Слайд 3Те или иные интерпретации таких понятий, как труд, деятельность, легли в
основу реформ образования, начиная с 20-х г.г. нашего века (трудовая школа П.Блонского, проектные методы продолжают линию на перестройку образования с точки зрения деятельностного подхода).
Отсюда – ведущие понятия и идеи, взятые из теории деятельности, анализ социокультурной ситуации в соответствии с этой теорией.
60-е годы ХХ столетия – период расцвета в нашей стране инженерных изысканий, внедрения рационализаторских идей, поиска и изобретений в области автоматизации производства и управления; деятельностный подход, таким образом, вполне соответствовал запросам времени.
Слайд 5В работе «Система педагогических исследований: методологический анализ» советский философ и методолог
Г.П.Щедровицкий строит свои представления о теории и практике образования (работа была написана в конце 60-х г.г. прошлого века, издана в 1993 г., однако не потеряла, к сожалению, своей актуальности до сих пор):
- развитие науки и материального производства в ХХ веке (работа была написана в 1968 г.) делает невозможным сохранение прежней системы образования, однако реформировать ее средствами, существующими на сегодняшний момент в педагогике, отдельно от всех социокультурных систем, нельзя.
Слайд 6Георгий Петрович Щедровицкий (1929–1994) — советский философ, социальный теоретик, методолог,
создатель школы
системо-
мыследеятельностной
методологии
Слайд 7Методологическим основанием педагогической концепции Г.П.Щедровицкого является
содержательно-генетическая логика.
(Эта логика предусматривает,
прежде всего, различение материала и строения содержания знаний и мыслительных процессов, с одной стороны, и материала и строения их знаковой формы, с другой, а также различение объективного содержания знания и его смысла, возникающего в сознании индивида.)
Онтологическим основанием этой позиции, как уже было сказано, является деятельностный подход. Ведущей категорией выступает категория деятельности; теория деятельности определяет базовые схемы и понятия.
Слайд 8Схема акта действия как единицы деятельности задает рамки для существования индивида
в форме процесса.
Слайд 9Что такое деятельностный подход?
Деятельностный подход – это процесс деятельности человека,
направленный на становление его сознания и его личности в целом.
В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало.
Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя.
Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.
Слайд 10
учёт интересов учащихся;
учение через обучение мысли и действию;
познание и знание как
следствие преодоления трудностей;
свободная творческая работа и сотрудничество.
Слайд 12Деятельностный подход в образовании –
это совсем не совокупность образовательных технологий
или методических приемов.
Это своего рода философия образования, методологический базис.
На первом месте стоит становление личности, ее “самостроительство” в процессе деятельности ребенка в предметном мире.
Слайд 13Суть деятельностного подхода в обучении состоит в направлении «всех педагогических мер
на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества».
Слайд 14Принципы деятельностного подхода
1.Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая
знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, что способствует успешному формированию его способностей, общеучебных умений. Об этом принципе мы поговорим подробно.
2.Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. Непрерывность процесса обеспечивает инвариантностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
3.Принцип целостности – предполагает формирование учащимися системного представления о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук.
Слайд 154.Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность
освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5.Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалоговых форм общения.
6.Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к адекватному принятию решений в ситуациях выбора, развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Слайд 16 Сущность деятельностного подхода раскрывается в принципе деятельности, который можно
охарактеризовать китайской мудростью:
«Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю».
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также способности учащихся формируются лишь тогда, когда они включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Деятельностный подход означает, что в центре обучении находится личность, её мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность.
Деятельностный подход применим практически ко всем учебным предметам и предполагает своей целью включение учащихся в учебную деятельность, обучение ее приемам.
Слайд 18Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно
ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, (т.е. оптимально организовывать свою деятельность),
помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Слайд 19Г.А. Цукерман, доктор психологических наук определяет основания нетрадиционной педагогики, построенной на
психологической теории учебной деятельности, следующим образом: «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать».
Слайд 21«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего
одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями» - (Ж.-Ж. Руссо).
Слайд 24 При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны
направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия.
Заботится надо не просто о правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто о правильности результата, а о правильном выполнении необходимого способа действия
Слайд 25«Учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны,
получая от них только направление собственного движения».
Л.С. Выготский