Презентация, доклад Образование в контексте культуры и деятельности. Шевчик О.Д.

Содержание

Современная педагогическая практика и обслуживающие (или детерминирующие) ее нормативно-методические разработки реализуют в основном первую концепцию. Деятельностный подход, являющийся методологическим основанием этой концепции, есть проекция искусственно-технической, преобразующей парадигмы как особого историко-культурного миропонимания, как философской позиции,

Слайд 1Образование в контексте культуры и деятельности.

Образование  в контексте  культуры и деятельности.

Слайд 2 Современная педагогическая практика и обслуживающие (или детерминирующие) ее нормативно-методические разработки

реализуют в основном первую концепцию.
Деятельностный подход, являющийся методологическим основанием этой концепции, есть проекция искусственно-технической, преобразующей парадигмы как особого историко-культурного миропонимания, как философской позиции,
идущей от К.Маркса.
Современная педагогическая практика и обслуживающие (или детерминирующие) ее нормативно-методические разработки реализуют в основном первую концепцию.

Слайд 3Те или иные интерпретации таких понятий, как труд, деятельность, легли в

основу реформ образования, начиная с 20-х г.г. нашего века (трудовая школа П.Блонского, проектные методы продолжают линию на перестройку образования с точки зрения деятельностного подхода).
Отсюда – ведущие понятия и идеи, взятые из теории деятельности, анализ социокультурной ситуации в соответствии с этой теорией.
60-е годы ХХ столетия – период расцвета в нашей стране инженерных изысканий, внедрения рационализаторских идей, поиска и изобретений в области автоматизации производства и управления; деятельностный подход, таким образом, вполне соответствовал запросам времени.
Те или иные интерпретации таких понятий, как труд, деятельность, легли в основу реформ образования, начиная с 20-х

Слайд 5В работе «Система педагогических исследований: методологический анализ» советский философ и методолог

Г.П.Щедровицкий строит свои представления о теории и практике образования (работа была написана в конце 60-х г.г. прошлого века, издана в 1993 г., однако не потеряла, к сожалению, своей актуальности до сих пор):
- развитие науки и материального производства в ХХ веке (работа была написана в 1968 г.) делает невозможным сохранение прежней системы образования, однако реформировать ее средствами, существующими на сегодняшний момент в педагогике, отдельно от всех социокультурных систем, нельзя.
В работе «Система педагогических исследований: методологический анализ» советский философ и методолог Г.П.Щедровицкий строит свои представления о теории

Слайд 6Георгий Петрович Щедровицкий (1929–1994) — советский философ, социальный теоретик, методолог,
создатель школы 
системо-
мыследеятельностной
методологии


Георгий Петрович Щедровицкий (1929–1994) — советский философ, социальный теоретик, методолог, создатель школы системо-мыследеятельностной методологии

Слайд 7Методологическим основанием педагогической концепции Г.П.Щедровицкого является
содержательно-генетическая логика.
(Эта логика предусматривает,

прежде всего, различение материала и строения содержания знаний и мыслительных процессов, с одной стороны, и материала и строения их знаковой формы, с другой, а также различение объективного содержания знания и его смысла, возникающего в сознании индивида.)
Онтологическим основанием этой позиции, как уже было сказано, является деятельностный подход. Ведущей категорией выступает категория деятельности; теория деятельности определяет базовые схемы и понятия.
Методологическим основанием педагогической концепции Г.П.Щедровицкого является содержательно-генетическая логика. (Эта логика предусматривает, прежде всего, различение материала и строения

Слайд 8Схема акта действия как единицы деятельности задает рамки для существования индивида

в форме процесса.
Схема акта действия как единицы деятельности задает рамки для существования индивида в форме процесса.

Слайд 9Что такое деятельностный подход?
Деятельностный подход – это процесс деятельности человека,

направленный на становление его сознания и его личности в целом.
В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало.
Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя.
Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.
Что такое деятельностный подход? Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и

Слайд 10
учёт интересов учащихся;

учение через обучение мысли и действию;

познание и знание как

следствие преодоления трудностей;

свободная творческая работа и сотрудничество.

учёт интересов учащихся;учение через обучение мысли и действию;познание и знание как следствие преодоления трудностей;свободная творческая работа и

Слайд 12Деятельностный подход в образовании –
это совсем не совокупность образовательных технологий

или методических приемов.
Это своего рода философия образования, методологический базис.
На первом месте стоит становление личности, ее “самостроительство” в процессе деятельности ребенка в предметном мире.
Деятельностный подход в образовании – это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов.  Это своего

Слайд 13Суть деятельностного подхода в обучении состоит в направлении «всех педагогических мер

на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества».
Суть деятельностного подхода в обучении состоит в направлении «всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности,

Слайд 14Принципы деятельностного подхода
1.Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая

знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, что способствует успешному формированию его способностей, общеучебных умений. Об этом принципе мы поговорим подробно.
2.Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. Непрерывность процесса обеспечивает инвариантностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
3.Принцип целостности – предполагает формирование учащимися системного представления о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук.
Принципы деятельностного подхода1.Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а,

Слайд 154.Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность

освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5.Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалоговых форм общения.
6.Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к адекватному принятию решений в ситуациях выбора, развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
4.Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для

Слайд 16 Сущность деятельностного подхода раскрывается в принципе деятельности, который можно

охарактеризовать китайской мудростью:
«Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю».
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также способности учащихся формируются лишь тогда, когда они включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Деятельностный подход означает, что в центре обучении находится личность, её мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность.
  Деятельностный подход применим практически ко всем учебным предметам и предполагает своей целью включение учащихся в учебную деятельность, обучение ее приемам.
Сущность деятельностного подхода раскрывается в принципе деятельности, который можно охарактеризовать китайской мудростью: «Я слышу –

Слайд 18Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно

ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, (т.е. оптимально организовывать свою деятельность),
помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить

Слайд 19Г.А. Цукерман, доктор психологических наук определяет основания нетрадиционной педагогики, построенной на

психологической теории учебной деятельности, следующим образом: «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать».
Г.А. Цукерман, доктор психологических наук определяет основания нетрадиционной педагогики, построенной на психологической теории учебной деятельности, следующим образом:

Слайд 21«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего

одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями» - (Ж.-Ж. Руссо).
«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству

Слайд 24  При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны

направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия.
Заботится надо не просто о правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто о правильности результата, а о правильном выполнении необходимого способа действия
   При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться на помощь детям не в

Слайд 25«Учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны,

получая от них только направление собственного движения».  

Л.С. Выготский
«Учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть