Слайд 1Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области Петровский агропромышленный лицей
УСТРОЙСТВО И
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТРАКТОРОВ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ
УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЯ Д-240 ТРАКТОРА МТЗ-80
Слайд 2На тракторах МТЗ-80, МТЗ-82 и МТЗ-80Л, МТЗ-82Л установлен
четырехцилиндровый четырехтактный дизельный двигатель номинальной
мощностью 80
л. с.: соответственно Д-240 (с электростартером) и Д-240Л (с
пусковым двигателем).
В двигателе применена неразделенная камера сгорания с объемно
пленочным смесеобразованием. Часть впрыскнутого топлива
распиливается в объеме камеры сгорания, а другая растекается по ее
поверхности, образуя тонкую пленку. Первая часть топлива интенсивно
перемешивается с потоком сжатого нагревшегося воздуха, активно
испаряется и сгорает: происходит процесс так называемого
предварительного воспламенения топлива. Камере сгорания придана
шатровая форма, которая способствует созданию завихрений воздушного
потока и лучшему перемешиванию топлива и воздуха. Вторая часть
топлива (в виде пленки) испаряется с внутренней стороны, нагреваясь от
стенки камеры сгорания, и с наружной, соприкасаясь с потоком сжатого
нагревшегося воздуха (последующее воспламенение топлива).
Постепенно развивающийся процесс сгорания топлива создает условия
для экономичной и, как говорят, мягкой работы двигателя, которая
характеризуется плавно нарастающими нагрузками на кривошипно
шатунный механизм.
Слайд 31 — поддон блок-картера;
2 — задний лист;
3 — венец
маховика;
4 — маслозаливная горловина;
5 — фильтр грубой очистки
топлива;
6 — воздухоочиститель;
7 — выпускной коллектор;
8 — головка блока цилиндров;
9 — электрофакельный
подогреватель;
10 — генератор;
11 — корпус термостата;
12 — вентилятор;
13 — водяной насос;
14 — ремень вентилятора;
15 — передняя опора;
16 — блок-картер;
17 — центробежный масляный
фильтр;
18 — сапун;
19 — масломерная линейка.
ДВИГАТЕЛЬ Д-240
Слайд 420 — топливный насос;
21 — форсунка;
22 — механизм
аварийного останова;
23
— впускной коллектор;
24 — фильтр тонкой
очистки топлива;
25 — стартер.
Слайд 51 — воздухоочиститель
пускового двигателя;
2 — пусковой
двигатель;
3 — стартер пускового
двигателя;
4 — редуктор пускового
двигателя (остальные детали
такие же, как у двигателя Д
240)
ДВИГАТЕЛЬ Д-240Л
Слайд 61 — коленчатый вал;
2 — масляный картер;
3 — приемник
масляного
насоса;
4 — масляный насос;
5 — амортизатор;
6 — вентилятор;
7 — водяной насос;
8 — поршневой палец;
9 — поршень;
10 — клапан;
11 — валик коромысел;
12 — воздухоочиститель;
13 — штанга;
14 — маховик;
15 —распределительный
вал
Слайд 715 — распределительный вал;
16 — шатун;
17 — гильза;
18
— масляный фильтр;
19 — фильтр грубой очистки
топлива;
20 — выпускной коллектор;
21 — головка;
22 — крышка головки;
23 — колпак крышки;
24 — электрофакельный
подогреватель;
25 — впускной коллектор;
26 — форсунка;
27 — фильтр тонкой очистки
топлива;
28 — топливный насос.
Слайд 8КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ
Основными деталями кривошипно-шатунного механизма
(КШМ) дизеля Д-240 являются: коленвал, поршневая группа,
поршневые
кольца и пальцы, шатуны, маховик, шатунные и
коренные вкладыши подшипников.
Коленвал. Коленчатый вал трактора МТЗ-82 изготовлен из
стали и подвергнут закалке поверхности токами высокой
частоты. Вал имеет четыре шатунные и пять коренных шеек
и оснащен съемными противовесами, установленные на
первой, четвертой, пятой и восьмой шейки. Благодаря
противовесам снижается износ коренных подшипников и
уменьшается воздействие центробежных сил от
неуравновешенных масс кривошипов. Шатунные шейки
имеют полости закрытые заглушками, внутри которых
происходит очистка масла, поступающее от коренных шеек по
наклонным каналам в щеках.
Слайд 9На переднем конце коленвала смонтированы: шестерня привода
масляного насоса; шестерни привода шестерен
распределения;
шкив клиноременного привода вентилятора, водяного насоса и
генератора. На заднем фланце установлен маховик с зубчатым
венцом. От осевого перемещения коленчатый вал
ограничивается благодаря упорным полукольцам изготовленные из
алюминиевого сплава. Упорные полукольца блокируются от
проворачивания выступами, вставленные в фрезерованные канавки в
крышке подшипника.
Слайд 101 — болт маховика; 2 — болт сцепления; 3 — маховик;
4 — венец маховика; 5 —
маслосъемные кольца; 6 — компрессионные кольца; 7 — поршень; 8 — втулка
головки шатуна; 9 — поршневой палец; 10 — стопорное кольцо; 11 — вкладыш
коренного подшипника; 12 — упорное полукольцо; 13 — вкладыш шатунного
подшипника; 14 — коленчатый вал; 15 — противовес; 16 — крышка шатуна; 17 —
шатунный болт; 18 — шатун; 19 — болт коленчатого вала; 20 — шкив; 21 —
шестерня привода масляного насоса; 22 — шестерня.
Слайд 11Шатун. Штампованные шатуны д-240 двутаврового сечения
изготовленные из стали, в верхнюю головку
которого
запрессована биметаллическая втулка. Во втулке и верхней
части шатуна предусмотрены специальные отверстия для
смазки поршневого пальца. Нижняя головка разъемная и
расточена для монтажа шатунных вкладышей. От осевого
смещения вкладыши фиксируются выштампованными
усиками, вставляемые в фрезерованные прорези в
расточках крышки и шатуна. Крышка шатуна присоединяется
к нему болтами.
Слайд 12Поршень двигателя Д-240. Поршневая группа для дизеля
изготавливается из алюминиевого сплава. Боковая
поверхность
поршня имеет две канавки под маслосъемные
и три под компрессионные кольца. Для отвода масла в
канавках для установки колец просверлены отверстия.
Камера сгорания в днище поршня имеет шатровую форму. В
бобышках поршня расточены отверстия для установки
поршневого пальца и канавки для стопорных колец.
Поршневые кольца изготавливаются из специального сплава
чугуна. На каждом поршне устанавливается три
компрессионных кольца и четыре маслосъемных
скребкового типа.
Слайд 131 – верхнее
компрессионное
кольцо;
2 – компрессионные
кольца;
3 – верхние
маслосъемные
кольца;
4 –
нижние
маслосъемные
кольца;
5 - поршень.
Слайд 14Вкладыши шатунных и коренных
подшипников сделаны из биметаллической
сталеалюминиевой полосы. В верхних половинках
коренных вкладышей
имеются отверстия, совпадающие с
маслоподводящими каналами блоке. Кроме того, в первой,
третьей и пятой верхних половинках имеются отверстия для
отвода масла от коренных подшипников к опорным шейкам
распредвала.
Маховик двигателя Д-240. Маховик изготовлен из серого
чугуна в форме массивного диска, крепящегося к фланцу
коленвала шестью болтами и фиксируемый парой
установочных штифтов. На маховик напрессован зубчатый
венец, с которым входит в зацепление шестерня включения
редуктора пускача, либо шестерня включения стартера. Для
проверки и регулировки угла опережения впрыска топлива,
на маховике имеется специальное отверстие (метка).
Слайд 15ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ
Механизм газораспределения (ГРМ) двигателя Д-240
состоит из: шестерен, распредвала, впускных и
выпускных клапанов,
соединительных и передающих движение
деталей.
Вращательное движение от коленвала передается шестерням
привода распредвала и топливного насоса. Профильные кулачки
распределительного вала размещены соответственно порядку
работы двигателя. Во время поворота распредвала кулачок
своим выступом приподнимает толкатель и штангу, упирающаяся
нижним концом в дно толкателя, а верхним в регулировочный
винт коромысла. Коромысло, смонтированное на валике,
поворачивается и опускает клапан вниз, после чего открывается
отверстие в головке цилиндров, а пружины, предварительно
сжатые для удержания клапана в закрытом положении,
дополнительно сжимаются. Стержень клапана совершает
движение в направляющей втулке.
Слайд 161 — прокладка головки; 2 —
головка; 3 — выпускной клапан; 4
—
впускной клапан; 5 — втулка
клапана; 6 — прокладка; 7 —
крышка головки; 8 —
наружная пружина клапана;
9—внутренняя пружина
клапана; 10 — прокладка
колпака; 11 — колпак крышки;
12- тарелка клапана; 13 —
сухарики; 14 — гайка колпака;
15 — шайба; 16— пружина;
17— ось коромысел; 18 —
пробка оси; 19 — болт
крепления крышки головки;
20 — толкатель; 21 —
штанга; 22 —регулировочный
винт; 23 — гайка регулировочного
винта; 24 — коромысло; 25 —
шпилька крепления впускного
коллектора; 26 — болт крепления
форсунки; 27— гайка стакана
форсунки; 28 - Стакан форсунки;
29— трубка маслопровода; 30 —
стойка оси;31 — впускной
коллектор.
Слайд 17Открытие клапана осуществляется полностью, когда
толкатель находится у вершины кулачка. При последующим
повороте
распределительного вала толкатель опускается, а
клапан под влиянием пружин возвращается в верхнюю
позицию. При выходе выступа кулачка из-под толкателя,
прекращается давление на клапан и он под влиянием
пружин наглухо закрывает отверстие клапана в ГБЦ. Штанга,
коромысло и толкатель возвращаются в исходное
положение.
Для того, чтобы цилиндр как можно быстрее наполнялся и
хорошо очищался, необходимо правильно установить
моменты времени, в которые клапана закрываются и
открываются. Открытие впускного клапана происходит с
некоторым опережением, т. е. до возвращения поршня в
верхнюю мертвую точку, а закрытие — с запаздыванием,
после того, как поршень проходит нижнюю мертвую точку.
Слайд 18Схема установки
шестерен
газораспределения:
1 — шестерня привода
насоса рулевого
управления;
2 — шестерня
распределительного
вала;
3 — промежуточная
шестерня;
4 — шестерня привода топливного насоса;
5 — шестерня коленчатого вала;
6 — шестерня привода масляного насоса.
Слайд 19Распределительный вал. Распредвал дизеля Д-240 изготавливается из стали, а рабочие
поверхности кулачков и
опорные шейки закаливаются токами высокой частоты. Вал
совершает вращение в трех втулках, установленные в блок цилиндров. Передняя втулка
выполнена из бронзы, а две остальные из антифрикционного чугуна.
Вдоль вала расположены восемь кулачков в следующей последовательности:
1.выпускной первого цилиндра;
2. впускной первого цилиндра;
3. впускной второго цилиндра;
4. выпускной второго цилиндра;
5. выпускной третьего цилиндра;
6. впускной третьего цилиндра;
7. впускной четвертого цилиндра;
8. выпускной четвертого цилиндра.
Данное расположение кулачков (следовательно и клапанов) соединяет в головке
цилиндров каналы от двух выпускных и впускных клапанов третьего и второго цилиндров
в один единый.
Задняя шейка распределительного вала имеет наклонный просверленный канал, по
которому к механизму клапанов подается смазка. Упорное кольцо удерживает
распределительный вал от продольного перемещения (допустимо 0,3-1,04 мм).
Стальной толкатель имеет грибовидную форму со сферической нижней опорной
поверхностью. В нижней части толкателя просверлен канал для отвода масла из
механизма клапанов в картер. Штанга толкателя выполнена из стального прутка, концы
которого имеют сферическую форму. Верхний конец штанги упирается в регулировочный
винт коромысла клапана, а нижний — в углубление донышка толкателя.