Презентация, доклад по дефектологии: ЗПР и олигофрения

Содержание

… дети со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный характер. Характерной особенностью дефекта является нарушение высших познават. Ф. Это выражается в нарушении познавательных процессов, страдают эмоционально-волевая сфера,

Слайд 1Отграничение умственной отсталости от задержки психического развития

Отграничение  умственной отсталости  от задержки  психического развития

Слайд 2… дети со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие

органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный характер.

Характерной особенностью дефекта является нарушение высших познават. Ф.
Это выражается в нарушении познавательных процессов, страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом.

Дети с умственной отсталостью – это…

… дети со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего

Слайд 3Олигофрения
составляет основную группу заболеваний, приводящих к умственной отсталости.

В

зависимости от степени интеллектуального недоразвития различают 3 степени олигофрении:

Олигофрения составляет основную группу заболеваний, приводящих к умственной отсталости. В зависимости от степени интеллектуального недоразвития различают 3

Слайд 4Деменция

– нарушение при котором, умственная отсталость возникает после трех лет,

происходит распад уже сформировавшихся психических функций.
Причины:
-травмы головного мозга
-различные заболевания (менингит, энцефалит, менингоэнцефалит)
Интеллектуальный дефект при деменции необратим. Поражения при деменции неоднородны. Наряду с выраженными нарушениями в одних областях мозга может наблюдаться большая или меньшая сохранность других его отделов.
Деменция – нарушение при котором, умственная отсталость возникает после трех лет, происходит распад уже сформировавшихся психических функций.Причины:-травмы

Слайд 5ЗПР - это…
… нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего

ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные занятия и выполнять их.
ЗПР - это…… нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться

Слайд 6Исследования ученых

Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, К. С. Лебединская,

В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и др. дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга

Именно эти признаки (стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение) должны в первую очередь учитываться при диагностике умственной отсталости
Исследования ученых Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер,

Слайд 7Одной из важнейших задач психолого-педагогической диагностики является отграничение умственной отсталости от

сходных с ней состояний.







Большая заслуга в деле разработки этих вопросов принадлежит дефектологам Т. А. Власовой, Г. М. Дульневу, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер, Ж. И. Шиф и др

Одной из важнейших задач психолого-педагогической диагностики является отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний. Большая заслуга

Слайд 8
Наиболее сложными в диагностическом отношении являются дети с задержкой психического развития

(ЗПР), которые оказываются неуспевающими уже в первые годы обучения.

В настоящее время эта категория детей глубоко и всесторонне изучена как с клинической, так и с психолого-педагогической стороны.
Наиболее сложными в диагностическом отношении являются дети с задержкой психического развития (ЗПР), которые оказываются неуспевающими уже в

Слайд 9Отличительные признаки разграничения ЗПР от УО
Для нарушений познавательной

деятельности при ЗПР характерны:
-парциальность
-мозаичность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка.
При умственной отсталости отмечается:
-тотальность
-иерархичность нарушений психической деятельности ребенка.Ряд авторов используют для характеристики умственной отсталости такое определение как «диффузное, разлитое повреждение» коры головного мозга.
Отличительные признаки разграничения ЗПР от УО    Для нарушений познавательной деятельности при ЗПР характерны: -парциальность-мозаичность

Слайд 10В сравнении с умственно отсталыми детьми у детей с ЗПР гораздо

выше потенциальные возможности развития их познавательной деятельности, и в особенности высших форм мышления - обобщения, сравнения, анализа, синтеза, отвлечения, абстрагирования
Однако нужно помнить, что некоторые дети с ЗПР, как и их умственно отсталые сверстники, затрудняются в установлении причинно-следственных зависимостей и имеют несовершенные функции обобщения.

Отличительные признаки разграничения ЗПР от УО

В сравнении с умственно отсталыми детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциальные возможности развития их познавательной

Слайд 11 Для развития всех форм мыслительной деятельности детей

с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики. В то время как у умственно отсталых детей данный феномен экспериментально не выявлен.

Отличительные признаки разграничения ЗПР от УО

Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики.

Слайд 12В отличие от умственной отсталости, при которой страдают собственно мыслительные функции

— обобщение, сравнение, анализ, синтез, — при задержке психического развития страдают предпосылки интеллектуальной деятельности.
К ним относятся такие психические процессы как внимание, восприятие, сфера образов-представлений, зрительно-двигательная координация, фонематический слух и другие.

Отличительные признаки разграничения ЗПР от УО

В отличие от умственной отсталости, при которой страдают собственно мыслительные функции — обобщение, сравнение, анализ, синтез, —

Слайд 13Игровое предъявление заданий повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР, в то

время как для умственно отсталых дошкольников оно может служить поводом для непроизвольного соскальзывания ребенка с выполнения задания.
Особенно часто это происходит, если предлагаемое задание находится на пределе возможностей умственно отсталого ребенка.

Отличительные признаки разграничения ЗПР от УО

Игровое предъявление заданий повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР, в то время как для умственно отсталых дошкольников

Слайд 14У детей с ЗПР имеется интерес к предметно-манипулятивной и игровой деятельности.



Игровая деятельность детей с ЗПР, в отличие от таковой у умственно отсталых дошкольников, носит более эмоциональный характер.

Мотивы определяются целями деятельности, правильно выбираются способы достижения цели, но содержание игры не развернуто. В ней отсутствует собственный замысел, воображение, умение представить ситуацию в умственном плане.

В отличие от нормально развивающихся дошкольников дети с ЗПР не переходят без специального обучения на уровень сюжетно-ролевой игры, а «застревают» на уровне сюжетной игры. Вместе с тем их умственно отсталые сверстники остаются на уровне предметно-игровых действий.

Отличительные признаки разграничения ЗПР от УО

У детей с ЗПР имеется интерес к предметно-манипулятивной и игровой деятельности. Игровая деятельность детей с ЗПР, в

Слайд 15
Для детей с ЗПР характерна большая яркость эмоций, которая позволяет им

более длительное время сосредоточиваться на выполнении заданий, вызывающих их непосредственный интерес.

При этом, чем больше ребенок заинтересован в выполнении задания, тем выше результаты его деятельности.

Эмоциональная сфера умственно отсталых дошкольников не развита, а чрезмерно игровое предъявление заданий (в том числе в ходе диагностического обследования), как уже упоминалось, часто отвлекает ребенка от решения самого задания и затрудняет достижение цели.

Отличительные признаки разграничения ЗПР от УО

Для детей с ЗПР характерна большая яркость эмоций, которая позволяет им более длительное время сосредоточиваться на выполнении

Слайд 16 Большинство детей с ЗПР дошкольного возраста в различной степени

владеют изобразительной деятельностью.
У умственно отсталых дошкольников без специального обучения изобразительная деятельность не возникает. Такой ребенок останавливается на уровне предпосылок предметных изображений, т. е. на уровне черкания. В лучшем случае у отдельных детей отмечаются графические штампы — схематичные изображения домиков, «головоногие» изображения человека, буквы, цифры, хаотично разбросанные по плоскости листа бумаги.

Отличительные признаки разграничения ЗПР от УО

Большинство детей с ЗПР дошкольного возраста в различной степени владеют изобразительной деятельностью.  У умственно

Слайд 17В соматическом облике детей с ЗПР в основном отсутствует диспластичность.

В то

время как у умственно отсталых дошкольников она наблюдается достаточно часто.

Отличительные признаки разграничения ЗПР от УО

В соматическом облике детей с ЗПР в основном отсутствует диспластичность.В то время как у умственно отсталых дошкольников

Слайд 18 В неврологическом статусе детей с ЗПР не отмечается грубых органических

проявлений, что типично для умственно отсталых дошкольников.
Однако и у детей с задержкой можно увидеть неврологическую микросимптоматику: выраженную на висках и переносице венозную сеточку, легкую асимметрию лицевой иннервации, гипотрофию отдельных частей языка с его девиацией вправо или влево, оживление сухожильных и периостальных рефлексов.

Отличительные признаки разграничения ЗПР от УО

В неврологическом статусе детей с ЗПР не отмечается грубых органических проявлений, что типично для умственно отсталых

Слайд 19 Патологическая наследственная отягощенность более типична

для анамнеза умственно отсталых детей и практически не отмечается у детей с задержкой психического развития.

Отличительные признаки разграничения ЗПР от УО

Патологическая наследственная отягощенность более типична для анамнеза умственно отсталых детей и

Слайд 20Отличительные признаки разграничения ЗПР и алалии, афазии
Особые трудности представляет разграничение ЗПР и

тяжелых нарушений речи коркового генеза (моторная и сенсорная алалия, ранние детские афазии).
Они обусловлены тем, что при обоих состояниях имеются похожие внешние признаки и следует выделить первичный дефект — речевое ли это нарушение или интеллектуальная недостаточность. Это сложно, так как и речь, и интеллект относятся к познавательной сфере деятельности человека

Отличительные признаки разграничения ЗПР и алалии, афазии Особые трудности представляет разграничение ЗПР и тяжелых нарушений речи коркового

Слайд 21При ЗПР нет такой разлаженности деятельности, личностного распада, грубой некритичности и

полного выпадения функций, которые отмечаются у детей с органической деменцией.

Отличительные признаки разграничения ЗПР и рганической деменции

При ЗПР нет такой разлаженности деятельности, личностного распада, грубой некритичности и полного выпадения функций, которые отмечаются у

Слайд 22Выводы:

Выводы:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть