Слайд 1М.В. Ломоносов И ФИЗИКА
Исследовательскую работу выполнил Мамедов Гараюсиф ученик 8 класса
МОУ “Школа с. Лох Новобурасского района Саратовской области им. Героя Советского Союза В.И. Загороднева”
Руководитель: Будникова Таисия Александровна учитель математики первой категории
2016 год с. Лох
I Муниципальная математическая
конференция школьников «Шаг в будущее»
Номинация «Математические методы в науках»
Слайд 2ОРДЕН М. В. ЛОМОНОСОВА
Орденом Ломоносова награждаются граждане
за высокие достижения в
государственной, производственной,
научно-исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.
Слайд 3МЕДАЛЬ имени М.В. ЛОМОНОСОВА
Золотая медаль им.
М. В. Ломоносова учреждена постановлением Совета
Министров СССР от 23 июня 1956 года № 851 с указанием, что медаль присуждается один раз в три года за выдающиеся работы
в области
естественных и
технических наук.
Слайд 4ВВЕДЕНИЕ
В биографии Михаила Васильевича Ломоносова, меня поразило то, что
в XVIII веке мальчик из простой семьи стал гением мирового масштаба. В школе мне нравиться изучать физику и захотелось узнать, что Михаил Васильевич Ломоносов сделал, открыл в области физики, как знание математики помогло ему в этом.
Слайд 5ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
М. В. Ломоносов общепризнанный гений во всем мире. А какой
вклад внёс Ломоносов в развитие физики?
ГИПОТЕЗА
Экспериментальная и научная деятельность
М. В. Ломоносова значительно повлияли на науку,
в том числе и на физику. Какова роль математики в открытиях М.В. Ломоносова.
Слайд 6ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучить материалы в Интернете.
Отобрать материал по теме исследования.
Сделать выводы.
Представить материал
в виде презентации.
Выступить на школьной конференции.
Слайд 7Из биографии М.В. Ломоносова
1734—1735 — учёба в Киево-Могилянской академии: на протяжении
нескольких месяцев слушает философские лекции Иеронима Миткевича, а также лекции по математике и физике.
1737 — с января слушает курс механики профессора Х. Вольфа и курс теоретической химии профессора Ю. Г. Дуйзинга.
1742 — 8 января определён адъюнктом физического класса Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге.
1746 — 20 июня впервые читает на русском языке публичные лекции по физике.
1752—1753 — в химической лаборатории читал первый в истории курс лекций по физической химии.
Слайд 8ОПЫТЫ В ФИЗИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
Слайд 9М. В. Ломоносов параллельно вел два вида опытов – химических и
физических – над получением цветных стекол.
При зарождении химической науки, Ломоносов, сам только начинавший свой научный путь, ясно понял, что химическая теория должна строиться на законах механики и математики.
ОПЫТЫ ПО ХИМИИ
«Химия – правая рука физики,
математика – её глаз».
М.В. Ломоносов
Слайд 10М.В. Ломоносов о математике
Математику ”почитаю
за высшую степень человеческого познания,
но
только рассуждаю,
что ее в своем месте после собранных наблюдений употреблять должно”.
М.В. Ломоносов
Слайд 11Ломоносов Михаил Васильевич
Ломоносов совершил большое количество открытий
в области
физики, химии, совершил много изобретений, оставил труды по физике, физической химии, опто- механике. Он был признанным в европейском мире ученым, членом Шведской и Болонской академий.
Слайд 12Открытия в области физики
Открыл закон сохранения материи.
Сконструировал термометр.
Слайд 14ПЕРВЫЙ ВЕРТОЛЕТ
“Вертолет” – прибор, изобретенным Ломоносовым был предназначена для полета в
воздухе. Идея летательного аппарата, работающего по принципу вертолета, принадлежит гениальному Леонардо да Винчи и соответствующие наброски его чертежа датируются ещё 1500 годом. Но первый вертолет в мире, который сумел поднять в воздух человека, был построен только в 1907 году, во Франции.
Вертолет
М. В. Ломоносова 1754 год
Слайд 15 ОПТИКА
Одно из важных изобретений Ломоносова в области оптики была “ночезрительная
труба” (1756-1758), позволявшая в сумерки более отчетливо различать предметы.
Задолго до В. Гершеля Ломоносов сконструировал отражательный (зеркальный) телескоп без дополнительного плоского зеркала.
Слайд 17“Точило” – прибор, изобретенный М.В. Ломоносовым для определения твердости тел.
Оригинальный прибор
М.В. Ломоносова для измерения твердости тел
Слайд 18В 1760 г. В диссертации “Рассуждение о твердости и жидкости тела”
Ломоносов изложил закон сохранения массы и энергии. Этот закон является основой всех современных технических расчетов.
Слайд 19М.В. Ломоносов о математике
«Всё, что до этого было в науках: гидравлика,
аэрометрия и других темно, сомнительно и недостоверно,
математика
сделала ясным, верным и очевидным».
М.В. Ломоносов
Слайд 20МАТЕМАТИКА В НАУЧНЫХ ТРУДАХ
Научные труды М.В. Ломоносова, подтверждающие невозможность существования других
наук без математики:
Трактат о природе эфира, разработанный математическим методом
Трактат электричества, разработанный математическим путем
Слово о происхождении света,
новую теорию
о цветах представляющее
Слайд 21Учебники Ломоносова по физике
М.В. Ломоносов
«Слово о явлениях воздушных…». 1753г.
Слайд 22ТЕРМИНЫ
М.В. Ломоносов впервые ввёл в русский язык и
науку
множество новых научных терминов, которые закрепились
и в быту.
Это: атмосфера, микроскоп, минус, полюс, формула, периферия, горизонт, диаметр, радиус, пропорция,
барометр, манометр, эклиптика, метеорология, оптика,
вязкость, кристаллизация, материя, эфир, …
Ещё: градусник (от латинского слова градус — ступенька), зажигательное (стекло), огнедышащие (горы), преломление (лучей), равновесие, горизонтальный, вертикальный, квадрат, удельный (вес), сферический, электрический, …
Слайд 23Достижения М. В. Ломоносова
в области физики
Теория строения материи.
Закон сохранения и
движения материи.
Механическая теория теплоты.
Работы в области электричества.
Работы по оптике: усовершенствование микроскопа и телескопа («ночезрительной трубы»), создание новых мореходных и оптических приборов.
Слайд 24ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большое значение Ломоносов придавал математике и рекомендовал широко применять математические методы
в физике и других науках.
Во всех научных трудах по физике Ломоносов применял строго логический метод, принятый в математике:
начинал с описания наблюдений над фактами;
обобщая эти наблюдения, приходил к аксиомам;
основываясь на аксиомах, формулировал и доказывал теоремы;
разбирал все вытекающие из них следствия;
следствия проверял опытом.
Математические методы не давали Ломоносову увлечься фантазиями: факты прочно привязывали его к реальной действительности.
Математические знания требовались Ломоносову для выполнения чертежей, созданных им приборов.
Точные математические расчеты помогли Ломоносову сделать ряд открытий.
Слайд 25М.В. Ломоносов
самый образованный человек
Знал несколько языков.
Сочинил множество стихов.
Преподавал в
Академии наук русский язык, историю, физику, химию и другие предметы.
Написал первую русскую грамматику, учебник русской истории.
Первым объяснил русским людям, откуда берется тепло и дожди, что такое планеты и кометы, от чего происходит северное сияние и мн. др.
Слайд 26ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ломоносов,_Михаил_Васильевич
Картинки https://yandex.ru/images/search
http://pro-lomonosova.jimdo.com/
https://yandex.ru/yandsearch?clid=1882610&text=%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F%20%